в фокусе

привилегии
“Зеленая” мечта
Дания, принявшая 15-ю конференцию ООН по вопросам глобального изменения климата, подтвердила статус одной из самых экологически сознательных стран мира. Правительство намерено доказать, что электрические аккумуляторы все же способны заменить бензиновые двигатели. «Мы хотим стать тестовой площадкой для электромобилей», – заявил министр транспорта Дании Ларс Барфед.


Пока на 5,5 млн. населения страны приходится всего 500 таких машин, но, как ожидается, в ближайшие годы их удельный вес увеличится до 10%. За счет чего? Налог на покупку нового авто в Дании сейчас один из самых высоких в мире и составляет порядка 200%, так что стоимость любого авто утраивается. Любого, кроме электрического. Для его приобретения предлагаются льготы в размере от $40 тыс., а в качестве бонуса – бесплатная парковка.


К тому же власти создают вокруг себя целую экосистему разработчиков. Так, правительство покрыло больше половины $9,8-миллионного бюджета амбициозного проекта EDISON. Его участники (IBM, Siemens, DONG Energy и др.) взялись создать интеллектуальную инфраструктуру для контроля подзарядки автомобилей, подключения альтернативных источников, расчета оплаты электроэнергии и проч. Параллельно государственный DONG запустил $100-миллионный проект Better Place со стартапом из Силиконовой долины. Их цель – модернизировать электросистему таким образом, чтобы она использовала энергию ветра и снабжала ею станции подзарядки электромобилей. Попутно американцы будут строить сами станции (их число планируется увеличить с нынешних 55 до 100 тыс.), предлагать сменные аккумуляторы, а с 2011 г. совместно с Renault продавать электромобили.


Конечно, в этой «зеленой» стратегии есть много подводных камней. В их числе – дефицит, дороговизна, маленький пробег электромобилей и сложности утилизации аккумуляторов из-за их токсичности. Со станциями подзарядки тоже непросто: на строительство каждой придется потратить до $1 млн., а затем держать на складе горы сменных батарей для разных марок авто. Список проблем можно продолжать. Правда, есть и обратная сторона. «Чего нет в финансовых отчетах, так этого того, насколько сильно желание правительства все изменить, – говорит СЕО Better Place Шаи Агасси. – Здесь каждый политик готов сделать все возможное, чтобы превратить Данию в лидера по использованию электромобилей».


измерения
Надбавка после лета

Осенью этого года численность аудитории украинских интернет-пользователей по сравнению с периодом сентябрь-ноябрь 2008 г. увеличилась на 1,6 млн. GfK Ukraine, подведя итоги исследования, проведенного по заказу УАИР, в общей сложности насчитала их 8 млн. 250 тыс.


Наибольший прирост за год (14%) характерен для украинской аудитории в городах с населением 50-100 тыс. жителей. Возможно, это эволюционное следствие проникновения Интернета, смены предпочтений в проведении досуга или активизации покупок в Сети, но тенденция налицо. И в 2010 г., по мнению экспертов компании, она будет только развиваться.


По данным другого исследования, проведенного Бигмир-Интернет, в ноябре этого года аудитория Сети в Украине уменьшилась на 0,37% (по сравнению с октябрем 2009 г.). Но даже такой символический «минус» с лихвой компенсировал рост количества уникальных пользователей в октябре (6,64%, по сравнению с сентябрем текущего года). В минувшем месяце 58,66% пользователей составили жители столицы. На другом полюсе активности в Интернете расположились Волынская и Житомирская области (0,1 и 0,19% соответственно). Суммарная доля Одессы, Днепропетровска, Донецка, Харькова, Львова, Запорожья и АР Крым в ноябре составила 30,31% от общей численности аудитории.


изменения
Мода попала в Сеть
Если даже итальянские ценители моды потихоньку стали переориентироваться на онлайн-покупки, то что уж говорить о потребителях из других стран. Такое смещение покупательских привычек, а также значительные убытки, которые понесли модные дома с мировым именем, подтолкнули их делать основательные шаги по выходу в Сеть, другими словами – отвести интернет-магазинам заметное место в списке каналов реализации своей продукции. По этой дороге пошли сейчас даже такие старожилы высокой моды, как Giorgio Armani и Valentino Fashion Group. Напомним, что они до последнего отказывались от использования новых технологий для продажи своих изделий. Такие преобразования в мире высокой моды, как сообщает Bloomberg, приведут к невиданному ранее буму продаж предметов роскоши посредством Интернета в период нынешних рождественских праздников.


Кроме экономических причин роста продаж предметов роскоши в онлайн-магазинах, некоторые эксперты говорят еще и о психологических. Раз уж так сложилось, что высокая мода была вынуждена принять во внимание Сеть, то потребителей это частично избавляет от чувства вины. Именно его приписывают тем, кто приобретает продукцию этого класса в традиционных модных бутиках, и именно от него избавляет возможность совершение покупки в онлайн-магазине. Если о такого рода допущениях можно долго рассуждать и спорить, то результаты онлайн-продаж товаров класса люкс за этот год уже подсчитаны. Так, по данным Миланского политехнического института, такого рода продажи через Интернет в 2009 г. уже выросли на 42%. К концу года их объем может достичь €335 млн.


настроения
Вопросы о деньгах

Факты, касающиеся изменений отношения потребителей к крупным финансовым институтам, приводит Synovate, основываясь на результатах своего недавнего глобального исследования. Так, в 16 странах мира, где проводился опрос, 6% респондентов с момента начала кризиса успели сменить банк. Этот показатель, естественно, усреднен, поэтому стоит упомянуть особенно высокие показатели некоторых стран. К примеру, в Южной Африке, респондентов, сменивших банк, 15%, в Испании – 11%, а в Новой Зеландии – 10%.


Лишь 7% опрошенных отметили, что за анализируемый период они забрали деньги с биржи или продали свои акции, соответственно переключившись на другие инвестиционные инструменты. Кроме того, каждый 12-й респондент забрал свои деньги из пенсионного фонда. Подобные действия более всего характерны для жителей Дании (24% опрошенных). Противоречивые действия совершали респонденты со своими банковскими счетами. Так, 13% увеличили свои сбережения в банке, зато примерно 11% уменьшили подобные сбережения. Похожая ситуация наблюдалась и в отношении кредитных счетов. Каждый 10-й закрыл за время кризиса свой кредитный счет, а 7%, наоборот, открыли.


За время кризиса в целом 22% респондентов тщательно пересмотрели свои бюджеты. В Южной Африке к подобным действиям прибегли 52% опрошенных, в Бразилии – 43%, в Новой Зеландии – 41%. В то же время четыре респондента из каждой десятки отметили, что живут и ведут свои финансы так же, как до кризиса. Тех, на ком кризис не отразился, больше всего среди жителей Гонконга (56%), Индии (55%) и Франции (51%).


наблюдения
Информационное беспокойство
Установить, откуда россияне берут информацию о кризисе в III квартале 2009 г., взялось агентство маркетинговых исследований Profi Online Research. Можно ли результаты проведенного им исследования применить к источникам информации в нашей стране – вопрос спорный, но помнить о высокой схожести менталитетов все же стоит.


В результате анализа оказалось, что 60% респондентов в целом не обеспокоенны целенаправленным поиском информации о кризисе. Когда им попадаются такого рода данные, они стремятся вникнуть во все детали. Треть опрошенных стараются как можно больше узнавать о развитии кризиса, его новых витках или проявлениях. 50% респондентов черпают данные об этом в основном из СМИ: телевизионных программ, новостных порталов, сайтов и газет. При этом для 59% участников исследования в качестве авторитетного источника информации служат рассказы знакомых, друзей и родственников.


оценки
Великие умы современности
«Тем, кто сомневается в существовании связи между экономикой 1930-х и перегруженной информационной экономикой XXІ в., стоит взглянуть на газетные заголовки, возвещающие о высокой безработице, крушении банков, волатильных финансовых рынков, валютном кризисе и даже дефляции». Эти слова принадлежат главе ФРС США Бену Бернанке. Именно его американский журнал Foreign Policy признал самым выдающимся мыслителем современности. Всего в рейтинг включены 100 политиков, экономистов, общественных деятелей и ученых, выступивших «с идеями, которые изменили мир в 2009 г.».



Впрочем, к исследованию стоит отнестись критически. Во-первых, многие сферы, такие как, например, культура, вообще не были затронуты. Из бизнеса здесь тоже лишь несколько человек, самым известным из которых является Джордж Сорос (38 место). Во-вторых, список составлен явно с учетом интересов США: здесь доминируют американцы, включая различных вице-президентов и советников Белого дома. При этом были отобраны лишь два представителя Центральной и Восточной Европы: первый президент Чехии Вацлав Гавел (23) и редактор польской Gazeta Wyborcza Адам Михник (89). «Современных Сахаровых или Солженицыных просто нет», – оправдываются авторы рейтинга.


результаты
Качественный взнос
Благодаря азиатским рынкам объем сделок IPO в этом году достигнет показателя 2008 г. – превысит $100 млрд. Все предпосылки к этому видят в Эрнст энд Янг.


Вклад азиатских и южноамериканских компаний в оживление глобального рынка особенно велик. По итогам 11 месяцев листинг компаний этих регионов завершился привлечением $68,8 млрд., что соответствует 72% всего объема сделок с начала года. Результаты других регионов не столь впечатляющи. Так, объем сделок IPO в Северной Америке снизился почти на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. На долю европейских компаний в этом году пришлось лишь 10% от всех сделок, тогда как в минувшем году они обеспечили 22% рынка. В деньгах это выглядит так: $5 млрд. в 2009 г. против прошлогодних $13,6 млрд. Переход из активного состояния в пассивное был характерен и для рынков Ближнего Востока ($2,1 млрд. в 2009 г. против $13,1 млрд. в 2008-м). В целом шесть из десяти крупнейших первичных публичных размещений пришлись на компании развивающихся рынков.


По числу сделок лидерами нынешнего года стали: промышленное производство (77 сделок), обрабатывающий сектор (68) и сектор высоких технологий (55). По объему привлеченных средств тройку лидеров сформировали Banco Santander Brazil SA (в результате сделки привлечено $7,5 млрд.), China State Construction Engineering Corp. и Metallurgical Corp. of China Ltd. (по $5,2 млрд.).

Залишити відповідь