Либеральный менеджмент

Чтобы юридический бизнес эффективно развивался на международном уровне, ему необходима корпоративная структура.



Когда партнеры Magisters в 2007 г. окончательно утвердились в намерении построить эффективную систему менеджмента в компании, на нововведенную должность исполнительного директора (СОО) было решено пригласить человека с западной системой мышления. Поскольку до этого юридической фирмой руководил управляющий партнер, было очевидно, что внедрить новую управленческую схему с отдельной администрацией, которая была бы независима от него и при этом эффективна, будет непросто. Для того чтобы переходной период не затянулся, партнеры решили максимально оградить себя от искушения вмешиваться в процесс управления, пригласив на роль СОО американца Джейсона Бруджински. Он уже имел десятилетний опыт работы в компаниях с подобной структурой в США и готов был перебраться в Украину, но только на два года. То есть в налаживании долгосрочных отношений в нашей стране менеджер не был заинтересован, что позволяло ему вести дела компании, не проявляя излишней лояльности к владельцам-партнерам. Он хорошо знал зону своей компетенции, поэтому при малейшем желании кого-либо вмешаться в его работу, не стесняясь, мог подавить такую инициативу, указав на условия своего контракта.


Эволюционный подход
Выделять административную функцию в отдельное подразделение пробуют многие украинские юридические фирмы. Однако в большинстве случаев на практике их попытки скорее похожи на игру в администрацию, а прогрессивные идеи остаются лишь в теории. Но для западного рынка юридических услуг разделение функций администрирования и развития практик уже давно привычное и необходимое для эффективного роста компании явление. А поскольку, создавая в 1997 г. Magisters (тогда Магистр и партнеры), партнеры Олег Рябоконь и Сергей Свириба стремились в будущем построить крупный корпоративный бизнес, они внимательно изучали схемы работы западных коллег. Поэтому появление отдельной административной функции в компании, по их же признанию, было вопросом времени и размеров бизнеса. «Нам всегда представлялось, что административным управлением должны заниматься специально обученные для этого люди, – рассказывает Сергей Свириба. – Оглядываясь назад, могу подытожить, что небольшой бизнес эффективно управляется самими собственниками, но с ростом компании административная функция начинает занимать у них много времени, поэтому ее выделение в специальную структуру неизбежно».
Окончательное решение о создании администрации в Magisters было принято по прошествии десяти лет существования фирмы. Однако система менеджмента эволюционировала на протяжении всего этого периода. Если на начальном этапе все функции стратегического и операционного управления были сосредоточены в руках одного управляющего партнера, то с увеличением количества партнеров и размеров компании уже через пять лет назрела потребность передать часть полномочий по стратегии и бюджету совету партнеров. Давать сбой такая система управления начала в 2006 г. На тот момент управляющему партнеру приходилось уделять большую часть рабочего времени операционному управлению, а не собственной практике. Более того, компания начала выходить на международные рынки и открывать офисы в других странах. Поэтому назрела серьезная потребность реформировать ее структуру. Так, в начале 2007 г. в организации и появилась отдельная администрация.
«Основная сложность внедрения новой корпоративной структуры заключалась в том, что все партнеры хотели вмешиваться в те процессы оперативного управления, которые не касались их практик. Это логично, потому что когда мне не нравится, например, цвет дивана в приемной, я хочу высказаться на этот счет, исходя из того, что диван куплен на деньги компании, то есть и мои в том числе», – объясняет Эндрю Мак, управляющий партнер киевского офиса Magisters. Период привыкания длился почти два года. Задача партнеров состояла в том, чтобы каждый из них осознал, что, не вникая в подобного рода текущие вопросы, он экономит время, которое более полезно для него и компании потратить на развитие собственной практики.







Этапы эволюции системы управления в компании


1997-2002 гг. – власть в компании сосредоточена в руках управляющего партнера.
2002-2007 гг. – часть полномочий по стратегии и бюджету переданы совету партнеров. В ведении управляющего партнера – операционное управление.
2007-2009 гг. – административное управление передано в руки исполнительного директора. Управляющий партнер является посредником между советом партнеров и СОО.
С апреля 2009 г. по нынешнее время – должности единого управляющего партнера больше не существует. В каждом из четырех операционных офисов компании есть свой управляющий партнер, который наряду с исполнительным директором подчинен совету партнеров.


Право автономии
Когда Ирину Никитину в 2008 г. пригласили в Magisters на должность административного директора московского офиса, она долго не раздумывала, поскольку хорошо была знакома с компанией не один год (возглавляла одну из отраслевых организаций). О том, что фирма была настроена построить новую систему управления, где все партнеры станут заниматься своей практикой, а вопросы, связанные с оперативным управлением, будет решать администрация, она знала. Но того, что Magisters серьезно сможет воплотить свою идею в жизнь, не видоизменив ее в процессе, не ожидала. Проработав более года под руководством Джейсона Бруджински, в апреле 2009 г. Ирина сменила его на должности СОО компании. Ее повышение по службе совпало еще с одним важным решением партнеров – созданием стратегического совета партнеров. В марте текущего года, оценив успех двухлетнего переходного периода (фирма открыла четыре офиса в других странах), владельцы компании приняли решение отказаться от единого управляющего партнера, который в течение указанного периода являлся неофициальным посредником между советом партнеров и исполнительным директором. Вместо этого управляющие партнеры появились в каждом офисе. За ними закреплена локальная стратегическая функция – развитие офисов на своих рынках. А все стратегические вопросы, касающиеся организации в целом, решаются коллегиально советом партнеров, у которого нет своего председателя. Что касается операционного управления, эти обязанности на местах выполняют административные директора или менеджеры (название должности зависит от размера офиса), которые подчинены СОО, работающему в киевском офисе.


«Подход к построению системы менедж­мента фирмы прагматичен и базируется на тех же принципах, что и менеджмент любого другого бизнеса, – рассказывает Ирина Никитина. – И пусть пока не все процессы проходят гладко, но это не игра в администрацию, а процесс, основанный на взаимном доверии и уважении. Еженедельно мы проводим собрание директоров, на котором может присутствовать каждый из партнеров. Но их вера в команду и доверие к ней настолько велики, что пока «гостей» на дирекции не было».


«Молодой» совет
Говорить о том, что компания уже выстроила идеальную систему управления, пока рано. Партнеры готовы тесно сотрудничать с менеджерами и активно им помогать. «Необходимость такого взаимодействия вызвана тем, что в Украине пока мало менеджеров, разбирающихся в юридическом бизнесе, – рассказывает Сергей Свириба. – Видимо, когда на рынке станет больше таких людей, вовлеченность партнеров в административные дела будет снижаться».


Что касается системы решения стратегических вопросов в компании, здесь тоже есть слабые места. Сегодня в совете партнеров Magisters насчитывается семь членов. В таком составе им пока удается находить консенсус в стратегических вопросах. Однако все понимают, что с появлением каждого нового партнера процесс принятия решений будет становиться сложнее. Поэтому уже сейчас они задумываются о том, чтобы в будущем появился председатель совета партнеров, который нес бы ответственность за воплощение в жизнь общей стратегии фирмы.







Парламентская республика без президента


Эндрю Мак, управляющий партнер киевского офиса:
– Для молодого украинского рынка юридических услуг структура нашей организации кажется необычной, но с точки зрения международного уровня  она традиционна. Мы переняли опыт самых успешных компаний мира. Условно говоря, сегодня мы являемся парламентской республикой, в которой нет президента. Все важные решения принимаются советом партнеров, поэтому каждый из нас несет ответственность за них. Командный дух – это именно то, что способствует и будет в дальнейшем способствовать развитию фирмы. Что касается исполнительного директора, когда мы решили вводить профессиональную администрацию, украинский менталитет не был готов к такой структуре в юридической компании, поэтому на переходной период мы пригласили профессионала из США. С появлением администрации облегчение в работе я почувствовал на себе, когда получил задание от совета партнеров открыть офис в Лондоне. Практически всей необходимой подготовительной работой, начиная от поиска помещения и заканчивая изготовлением печатей, занималась администрация. Я потратил только полчаса, чтобы приехать уже на место и посмотреть, как все сделано. Поэтому все остальное время мог эффективно заниматься развитием практики, встречаясь с клиентами и партнерами.

Залишити відповідь