Не то чтобы проблемные долги являлись предвестниками финансового кризиса в Китае, но есть серьезные основания для активных действий правительства, чтобы ящик Пандоры не раскрылся.
Регулирующие органы, напуганные увеличившимся объемом банковских займов в период с конца 2009 г. по начало 2010 г., начали закручивать гайки.
Целевой уровень по кредитам на 2010 г. был установлен на 20% ниже, чем в 2009 г. Повысилась норма обязательных резервов для банков. Таким образом, у них осталось меньше средств на кредиты. Кроме того, банкам было предписано выйти на рынок капитала, чтобы привлечь около $90 млрд. до конца 2011 г.
В феврале китайские банки выдали кредитов на сумму 700,1 млрд юаней. Это составляет примерно половину суммы выданных кредитов в январе, и на 371,4 млрд юаней меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
На 31 декабря объем проблемных кредитов в стране составлял 497 млрд юаней. Это 1,6% от суммы всех кредитов, сообщает банковский регулятор.
Но несмотря на низкую цифру, правительство страны должно действовать.
В 2009 г. объем банковских кредитов вырос вдвое до $1,4 трлн. Прибавьте сюда программу бюджетного стимулирования, на которую было потрачено $585 млрд.
Самый большой риск витает вокруг тысяч инвестиционных компаний, созданных правительствами на местах, чтобы занимать средства у банков и потом выдавать их предпринимателям. Есть опасность, что банки недосчитаются кругленькой суммы, когда придет срок платежа.
«Скорее всего, дела с бюджетом Китая обстоят еще хуже, чем кажется», – заявил Брайан Джексон, специалист по стратегии на развивающихся рынках отделения банка Royal Bank of Canada в Гонконге, в интервью Dow Jones Newswires. «Возможно, наступит момент, когда центральному правительству придется вытаскивать банки и региональные правительства из долговой ямы, тратя на это деньги из бюджета страны».
Как подсчитали в китайских СМИ, совокупный долг, накопленный за счет различных механизмов инвестирования, составляет от $800 млрд. до $980 млрд. По оценке профессора Северо-западного университета Виктора Ши, эта сумма равна $1,7 трлн.
Совершенно ясно, что долго так продолжаться не может. Государство должно гарантировать, что новые кредиты в 2010 г. не будут направлены на сомнительные проекты, ужесточив контроль и наблюдение за использованием заемных средств инвестиционными компаниями.
Регуляторы должны и дальше снижать объемы выдаваемых кредитов и ограничивать возможность списания плохих кредитов банками. Первые шаги на этом пути уже сделаны, но необходимо повышать прозрачность.
В долгосрочной перспективе, регуляторы должны двигаться в сторону большей коммерциализации системы кредитования и ужесточения условий выдачи кредитов. Пекину необходимо продолжать смещать акцент с экспорта на внутреннее потребление.
Банковский сектор Китая сильно пострадал от большого количества кредитов, выданных местным органам власти и госпредприятиям в 90 гг. ХХ в. Кредитный пир вылился в 2-3 трлн юаней плохих долгов, и прошли годы, прежде чем ситуация нормализовалась.
Если кризис 2008 г. чему и научил правительство, так это тому, что нарыв неконтролируемого кредитования может резко вскрыться и надолго отправить экономику в предсмертное состояние.
Оживив экономику кредитами в 2009 г., китайское правительство не должно становится чрезмерно самоуверенным.