Кадровая оптимизация НДС-вопроса

Взгляд государства на пути решения НДС-проблемы станет более унифицированным, правда, вряд ли более последовательным и логичным. Именно такой вывод можно сделать из последней кадровой перестановки в Государственной налоговой администрации. Юрия Кравченко – бывшего силовика, человека президента – сменил Федор Ярошенко – человек Николая Азарова (работал первым заместителем Азарова в ГНАУ, потом его заместителем в Минфине). Данное назначение призвано снять напряжение между госинституциями, регулирующими администрирование НДС. «Нет абсолютно никакого сотрудничества между такими китами, как Минфин, налоговая и таможня. А это же по большому счету единый организм, который должен работать на наполнение бюджета», – заявил во время совещания по проблемным вопросам НДС президент Кучма.

Новое назначение замыкает названную президентом триаду – Азаров-Каленский (человек В. Литвина, но не имеет серьезных разногласий с Азаровым)-Ярошенко. А также фактически подчиняет налоговую напрямую Министерству финансов (что, в принципе, характерно для многих развитых стран, например, США). Теперь перед налоговыми инициативами Азарова фактически сняты барьеры. Конечно, в ГНАУ продолжают работать другие оппоненты Азарова – к примеру, замглавы ГНАУ Юрий Гриб (их уволить может только президент). В то же время сейчас Николай Азаров получает карт-бланш на изменения в администрировании НДС. И под это ему будут даны существенные полномочия для подбора команды. А потому оппонентам придется идти либо на сотрудничество с Ярошенко и Азаровым, либо в отставку. Президент уже поручил Азарову осуществлять координацию работы министерств и ведомств в вопросе администрирования НДС. «Если координировать, то нужно с них спрашивать… и если кто-то ведет себя не совсем так, предлагайте», – фактически развязал руки для новых кадровых изменений Азарову президент. Теперь, по мнению экспертов, все зависит от того, имеет ли Азаров четкое понимание стратегии изменения системы администрирования НДС. Хотя, судя по многим шагам первого вице-премьера (например, отмена и возвращение отраслевых льгот), логичность и последовательность – не основной конек первого вице-премьера.

А ведь теперь именно упомянутая триада будет нести полную ответственность за результаты госполитики в администрировании НДС. И после такой жесткой критики Азарову предстоит в ближайшие месяцы, по крайней мере, создать видимость попыток решения НДС-проблем. По мнению опрошенных «&» экспертов, одной из таких попыток может стать возвращение к идее НДС-счетов. Сегодня в профильном комитете парламента лежат три законопроекта по введению НДС-счетов. Но не исключено, что теперь будет лоббироваться самый консервативный из них – №5333-2. Хотя данный законопроект был подан в парламент президентом, некоторые эксперты считают его реальным автором Николая Яновича. Документ предусматривает, что в случае нарушения НДС-законодательства на одном из этапов «цепочки» покупки-продажи товаров или услуг все (!) участники операций лишаются права отнесения установленных сумм НДС в счет налогового кредита. Кроме того, у экспертов вызывают сомнение положения, предусматривающие корреляцию объема уплаты НДС в зависимости от разницы между ценой покупки и продажи товара. Более детально ориентиры реформ в администрировании НДС будут отображены в Указе президента «О неотложных мерах по повышению экономической эффективности и действенности налога на добавленную стоимость».

Опрошенные «&» экономисты сходятся во мнении, что проблему НДС (в первую очередь – его возврата) в 2004 г. действительно серьезно обострил сильный рост экспорта (за первые 4 месяца текущего года экспорт вырос на 49,3%), поскольку экспорт не приносит НДС в бюджет, но требует серьезных объемов возмещения. В то же время эксперты отмечают, что ситуация с НДС выглядит, скорее, как предлог, нежели как причина отставки главы ГНАУ. Ведь даже с увеличением объемов экспорта и соответственно объемов возмещения НДС за январь-апрель 2004 г. налоговой удалось собрать в госбюджет 5,3 млрд. грн. (103,3% от запланированных на 4 месяца или 28,87% от запланированных годовых показателей; для сравнения: по налогу на прибыль предприятий собрано лишь 25,92% от годового плана).

Кроме того, эксперты считают, что данное решение подтверждает тезис о том, что в противовес будущему президенту (независимо от того, кто им будет – В. Ющенко или В. Янукович) действующий президент Л. Кучма начинает формировать кадровый альянс Н. Азарова (финансовый блок правительства) – В. Медведчука (силовики, главы местных госадминистраций). Что, судя по методам работы каждого из них, может негативно сказаться и на отечественной бизнес-среде.

Залишити відповідь