Крах мировой экономики временно отменяется
Спрос рождает предложение, а ажиотажный спрос — хаотичное повышение цен. Эти рыночные постулаты как нельзя лучше характеризуют ситуацию, сложившуюся на мировом рынке нефти. Тенденция к устойчивому росту спроса и цен на черное золото, наблюдавшаяся на протяжении нескольких лет, в последние месяцы сменилась резким скачком стоимости. Объясняется он тем, что в конце августа к традиционным факторам, влияющим на ценообразование (бурное развитие Китая, гигантские объемы потребления нефти Соединенными Штатами, война в Ираке, мировой терроризм, биржевые спекуляции и т. д.) добавился еще один — природный. Два сильнейших урагана в США («Катрина» и «Рита») резко взвинтили мировые цены на нефть. По оценкам министерства энергетики США, только в прибрежной зоне в штатах Луизиана и Миссисипи — наиболее пострадавших от урагана «Катрина» — в нерабочем состоянии оказались 8 крупных нефтеперерабатывающих заводов, общая мощность которых равна 5% американской нефтеперерабатывающей промышленности. Ураган также разрушил 58 нефтяных платформ и буровых установок в Мексиканском заливе.
Последствия не заставили себя ждать: за один баррель нефти на бирже давали рекордную за всю историю нефтяных торгов цену — $72. Причем согласно прогнозам показатель вполне мог достигнуть $80 за баррель. Но самые мрачные сценарии не оправдались. Настойчивые обещания Дж. Буша расконсервировать стратегические запасы нефти, а также аудит результатов урагана привели к постепенному спаду напряженности, а заодно и цен на черное золото.
Однако относительная стабилизация на нефтяном рынке продлилась недолго. В зоне удара нового урагана «Рита» находился целый ряд американских нефтепортов. Их экстренное закрытие грозило сокращением на 10-15% всего импорта американской нефти. На основе этих прогнозов произошла паническая покупка топливных фьючерсов. Итоговый прирост цен на нефть в $4,39 на бирже NYMEX стал рекордным за всю историю нефтяных торгов.
Стабилизировать кризисную ситуацию и притормозить стремительно растущие цены на нефть вызвались страны ОПЕК (владеющие 78% разведанных запасов нефти). Они выразили готовность выпустить на рынок дополнительные 2 млн. баррелей нефти в сутки (барр./сут.) за счет резервных производственных мощностей. Кроме того, Международное энергетическое агентство (IEA) приняло решение выделить из стратегических запасов стран-членов 60 млн. баррелей нефти. В итоге мировая добыча нефти в августе выросла на 440 тыс. барр./сут. — до 84,9 млн. барр./сут., тогда как прогноз прироста нефтедобычи в странах-не членах ОПЕК в текущем году снижен до 500 тыс. барр./сут. Но уже в 2006 г. ожидается практически трехкратное увеличение этого показателя. В такой ситуации вынуждена была активизироваться и Россия. Объемы добычи нефти там в нынешнем году вырастут на 2,4% и составят 470 млн. т.
Иными словами, апокалиптические прогнозы относительно краха мировой экономики из-за непомерно высоких цен на черное золото пока не сбываются. Вместе с тем именно растущая стоимость энергоресурсов серьезно ударила по ряду энергозависимых отраслей — прежде всего по автомобилестроению и авиаперевозкам. Так, о банкротстве уже объявили четыре американских авиаперевозчика (Delta Airlines, Northwest Airlines Corp., United Airlines и US Airways), тогда как ряд автомобильных гигантов (DaimlerChrysler, Ford Motor Co., Volkswagen и др.) приняли решение о запуске масштабных программ корпоративной реструктуризации, чтобы удержать свои компании в плюсе.
Европейский иммунитет на нефтяные колебания Если говорить о нынешнем нефтяном кризисе, то страны ЕС менее болезненно воспринимают подорожание черного золота. Причина в том, что налоги на нефть составляют лишь 20% в европейской структуре ценообразования, в то время как в американской — 60%. Таким образом, у Европы есть резерв, за счет которого можно стабилизировать цены без значительного влияния на прибыль.
Сергей Нетудыхата, экономист:
— В прошлом году в мире зафиксирован наибольший за последние 30 лет прирост ВВП — 5,1%. Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в ретроспективе, то первый нефтяной кризис 1974-75 гг. также совпал с резким ростом производства. Важно и то, что нефтепродукты по своей природе обладают неэластичным спросом. То есть цена, по большому счету, не влияет на уровень потребления. Поэтому преобладание спроса над предложением даже на 1-2% приводит к возникновению проблемных ситуаций из-за отсутствия адекватного заменителя данного энергоресурса.
Китай нам поможет одеть Европу
Текстильная война между Китаем и Евросоюзом может оставить Западную Европу без новой осенней одежды и грозит разорением малого и среднего бизнеса, задействованного в торговле одеждой. Текстильный конфликт стал тестом на прочность не только ЕС, но и Всемирной торговой организации. Тест так и не был пройден: первостепенность государственных интересов, как оказалось, вполне способна отодвинуть на второй план договоренности в рамках ВТО, которые должны иметь главенствующее значение при совершении международных торговых операций.
Впрочем, события начала 2005 г. бури не предвещали. Именно тогда — после окончания 30-летнего действия общемировой системы ограничений на торговлю текстилем — Китай автоматически получил добро на неограниченные поставки своей текстильной продукции на территорию Евросоюза. У страны, контролирующей 17% мирового рынка одежды, оказались развязаны руки: за период с января по май 2005 г. экспорт в страны ЕС некоторых видов одежды из КНР вырос на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наплыв дешевой и сравнительно качественной продукции стал столь мощным, что поставил под угрозу рентабельность европейской текстильной промышленности. Основной удар пришелся по Испании, Португалии, Греции, Италии и Франции. Пытаясь защитить национального товаропроизводителя, эти страны обязали Еврокомиссию в начале июля ввести квоты на поставки китайской текстильной продукции в Западную Европу. Правда, казус заключался в том, что информация о введении торговых барьеров против Китая дошла до общественности лишь спустя некоторое время. Итог соответствующий — из-за элементарного отсутствия информации фирмы, занимающиеся импортом китайских товаров, не успели приостановить заказы на товары новых коллекций осенне-зимнего сезона, что привело к скоплению на китайских складах, а также на стоящих в портах судах запрещенного к ввозу в ЕС восточного текстиля. Для государств Северной Европы, которые еще в начале 1990-х гг. «похоронили» остатки своей текстильной промышленности, это было катастрофой: импортеры, подписавшие контракты и оплатившие заказы без знания новых ввозных ограничений, оказались на грани банкротства.
Чтобы снять напряжение, Евросоюз пошел на новое соглашение с Китаем. Его суть свелась к следующему: изделия китайской легкой промышленности, задержанные в таможенных пунктах Европы после 12 июня, попадут на европейские рынки за счет квоты на 2006 г.
Точку в этом текстильном вопросе ставить пока рано. С одной стороны, внутриевропейские баталии по поводу ввоза китайской продукции продлятся не один год. По прогнозам экспертов, скандинавские государства (основные потребители китайского текстиля) будут и далее настаивать на продолжении поставок, тогда как страны с хорошо развитой национальной легкой промышленностью (такие как Германия, Франция, Испания и Италия) — на ужесточении ограничения китайского импорта. К примеру, крупные торговые фирмы Германии (BOSS, Esprit, C&A, Gerry Weber и др.) уже заявили о намерении закрыть производство в Китае. Кроме того, отныне они собираются заказывать товары в других азиатских странах — Индии, Индонезии, Бангладеш и Камбодже. Финансовые затраты (рабочая сила в этих странах значительно дороже, чем в Китае) предпочтительнее рисков (на торговлю с ними нет квот).
С другой стороны, Китай вряд ли станет сокращать объемы производства в будущем, обладая отлаженным замкнутым циклом производства и собственной сырьевой базой, обеспечивающими ему высокую конкурентоспособность и первое место в мировом рейтинге стран-экспортеров текстильной продукции. Единственный выход удержать лидерство — использовать альтернативные пути проникновения на европейский рынок (прежде всего за счет открытия производства за рубежом). Именно поэтому Китай, пытаясь обойти квоты, сегодня интенсивно переводит «переклеечную» промышленность в приграничные страны — от Непала до России.
В данном процессе Украина может сыграть не последнюю роль. Так, одежда с ярлыками «Вироблено в Україні» китайского производства имеет больше шансов попасть на еврорынок, чем традиционными путями с лейблом «Madе in China». Причина — не столько уникальный транзитный потенциал Украины, сколько отсутствие у нее ограничений на торговлю текстилем с ЕС. В таких условиях Пекин не скрывает: Украина вполне может стать своеобразным мостом для улучшения сотрудничества с другими европейскими государствами. Для этого КНР готова инвестировать в текстильную промышленность Украины.
Между тем ограничение притока китайской продукции создает на европейском рынке существенную нишу. Появление новых перспективных рынков сбыта вполне могло бы стать стимулом для увеличения объемов производства украинской текстильной продукции. На сегодня это как никогда необходимо — ситуация в отечественной легкой промышленности оставляет желать лучшего. Более того, отрасль демонстрирует рекордно низкие за последние пять лет темпы роста производства. Только за июнь-июль нынешнего года темпы производства упали на 1,9%, в то время как импорт возрос в 1,6 раза. При этом персонал, работающий на предприятиях легкой промышленности, начиная с 2000 г., сократился почти вдвое.