Долговые проблемы Греции не такие серьезные, как нам казалось. Они еще серьезней.
Сегодня Греция обратилась к своим соседям с официальной просьбой о помощи. Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу (George Papandreou) объявил о принятии предоставленного Евросоюзом и Международным валютным фондом пакета мер объемом 45 млрд. евро, направленных на вывод страны из долгового кризиса.
Папандреу посетовал на то, что рынки не дают Греции время, необходимое для восстановления экономики, и растущие процентные ставки грозят свести на нет эффект от болезненных мер жесткой бюджетной экономии.
Решение обратиться к партнерам за помощью было вызвано многочисленными болезненными ударами, которые Греция в последнее время получает практически каждый день.
Вчера международное рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный рейтинг Греции на одну ступень до А3 c A2. При этом рейтинг помещен в список на пересмотр с возможностью дальнейшего понижения.
Кроме того, статистическое управление Eurostat заявило, что бюджетный дефицит Греции в прошлом году оказался выше, чем страна его оценивала.
Возможно, последний акт европейского фарса действительно коренным образом изменит настроение игроков, а, может, он всего лишь вызовет мелкую дрожь перед неминуемым крупным потрясением, но это определенно еще не конец.
В этом и заключается проблема финансовых властей стран Европы, когда они пытаются приструнить инвесторов. Они просто не будут никого слушать.
Когда в макроэкономике возникает большая проблема, инвесторы желают видеть активные действия. Они ожидают, что по телевизору покажут экстренно собравшихся важных чиновников стран с печальными лицами и хорошим планом действий. Они рассуждают так: «Ну, хорошо, расскажите нам, к чему мы должны быть готовы, и будем жить дальше».
Одного лишь вида г-на Гринспена, решительной походкой входящего в свой офис, чтобы сделать несколько звонков обычно было достаточно.
Но эти времена прошли.
Мучительная проблема греческого долга никак не хочет решаться. Его объем огромен, да еще эти бесконечные споры между странами Евросоюза и Международным валютным фондом о том, кто поможет Греции. Есть еще более богатые страны Европы, которые отказываются выдавать Греции деньги на глазах у недовольной публики.
Германия активно выступала против выделения средств Греции. Сегодня Берлин настоял на том, чтобы Афины представили убедительную программу жесткой экономии бюджетных средств. Только после этого Германия согласится внести свой вклад в пакет помощи.
Хотя решение о выделении помощи и было согласовано, уйдет еще много времени, прежде чем Афины получат деньги. Так, канцлер Ангела Меркель заявила, что Греция, попросившая активировать механизм предоставления ей многомиллиардных займов, не получит спасительных кредитов, пока не закончатся переговоры с МВФ.
Выделение средств помощи должен одобрить также парламент Германии. Обычно на это уходят месяцы, хотя в разгар кризиса осенью 2008 года законопроект о поддержке банков был принят за четыре дня.
Рынки неплохо держатся, учитывая, что с начала года все передовицы пестрят сведениями о Греции. Так называемый рынок риска, который продолжал удерживать жадных до прибыли инвесторов в акциях, оказался живуч, несмотря на зияющие дыры.
Но он не вечен. На Грецию приходится 2% от ВВП Евросоюза. Рынку риска можно будет надеяться только на высшие силы, если более крупный и стесненный в средствах член Еврозоны решит, что ему тоже требуется финансовая поддержка.