Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал Иран доказать мирный характер своей ядерной программы и выполнять все требования, содержащиеся в резолюциях Совета Безопасности, и в полной мере сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).
«Я призываю президента Ирана пойти по конструктивному пути. Давайте открыто скажем, что на Иране лежит ответственность за то, чтобы развеять сомнения и озабоченности по поводу своей программы», — цитирует Центр новостей ООН обращение Пан Ги Муна к делегатам Конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая открылась в понедельник в Нью-Йорке. Пан Ги Мун также заявил, что Тегеран должен принять предложения МАГАТЭ по поставкам ядерного топлива. По его мнению, такой шаг стал бы важной мерой доверия.
Кроме того, глава ООН призвал КНДР как можно быстрее и без всяких предварительных условий вернуться к шестисторонним переговорам и продолжить процесс по денуклеаризации Корейского полуострова.
Он также выразил обеспокоенность по поводу того, что региональные конфликты могут стать ядерными и отметил важность достижения прогресса на пути к созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке, а также в других регионах мира, отметив, что такие зоны помогают созданию атмосферы доверия и приведу к прогрессу в других сферах. «Поэтому я решительно поддерживаю усилия по созданию такой зоны на Ближнем Востоке и призываю вас начать серьезную дискуссию по этому вопросу», — заявил Пан Ги Мун.
При этом генсек ООН призвал делегатов конференции предпринять конкретные шаги для защиты человечества от разрушительной мощи ядерного оружия. Он подчеркнул, что продвигаться вперед необходимо одновременно на всех трех направлениях — разоружение, нераспространение и развитие ядерной энергетики в мирных целях. «Прогресс в разоружении не может ждать пока мир освободиться от войн, ядерного распространения или терроризма. Прогресс нераспространения не может ждать уничтожения всего ядерного оружия. Прогресс в развитии ядерной энергии в мирных целях не может быть заложником ни разоружения, ни распространения», — заявил глава ООН.
Он добавил, что ко всем трем основополагающим целям ДНЯО необходимо продвигаться одновременно. Глава ООН привлек внимание к своему плану действий из пяти пунктов, направленному на ядерное нераспространение и разоружение. Он назвал леденящими душу свои воспоминания о недавнем визите в Семипалатинск, где ранее проводились ядерные испытания. Пан Ги Мун сообщил, что 6 августа — в день годовщины первой атомной бомбардировки — намерен посетить Хиросиму.
Генеральный секретарь отметил, что пять лет назад обзорная Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия закончилась неудачей. Он добавил, что перед участниками нынешней конференции стоит выбор— остаться в плену страха и бездействия или действовать, проявляя дальновидность мужество и лидерство.
Назвав ДНЯО одним из важнейших многосторонних соглашений в истории человечества, глава ООН сказал, что ядерная опасность остается весьма реальной, и она приобрела новые и разнообразные формы. Пан Ги Мун указал на растущую озабоченность по поводу ядерного терроризма, черного рынка ядерных технологий и опасных материалов. Он выразил обеспокоенность по поводу того, что региональные конфликты могут стать ядерными.
Пан Ги Мун приветствовал недавние договоренности Москвы и Вашингтона о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, а также отметил результаты саммита в американской столице. Генеральный секретарь призвал государства, обладающие ядерным оружием, ясно заявить о готовности уничтожить ядерное оружие. «Пришла пора превратить обещания в действия» — заявил глава ООН.
Он отметил, что все государства, которые еще не сделали этого, должны присоединиться к ДНЯО и выполнять его положения. «Необходимо обеспечить, чтобы право на использование ядерной энергии в мирных целях не приводило к непредвиденным последствиям. Должно быть неприемлемым для стран использовать ДНЯО в качестве прикрытия для развития ядерного оружия и впоследствии выходить из него», — подчеркнул Пан Ги Мун.