Туркменистан не спешит под газовую ОПЕКу России, но “Южным потоком” интересуется

Туркменистан, где добывается около 80 млрд.кбм. в год природного газа, не реагирует на намеки представителей Форума стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum (GECF) стать членом этой организации, сообщают эксперты NBCentralAsia. Однако желая вести независимую газовую политику, республика бывшего СССР, все-равно вынуждена искать партнерства с Россией.

19 апреля по итогам десятой встречи министров энергетики Форума стран – экспортеров газа, состоявшейся в Алжире, генеральный секретарь организации Леонид Бохановский заявил, что GECF рассматривает в качестве «потенциальных участников» Казахстан и Туркменистан. Официальный Ашхабад не ответил.

Членами Форума стран-экспортеров газа (GECF), – структуры, претендующей на аналог Организации стран экспортеров-нефти, – являются Россия, Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея. Норвегия, Нидерланды и Казахстан имеют статус наблюдателей. GECF преследует цель регулирования цен на природный газ и проведения согласованной политики в этой сфере.

В ходе нынешнего обсуждения проблемы падения мировых цен на топливо, представитель Алжира сказал: Необходимо восстановить баланс спроса и предложения на мировом газовом рынке, следует сократить объемы поставок газа . Наблюдатели говорят, что выдвигаемые GECF идеи не интересны Ашхабаду, который в отличие от других экспортеров газа не работает на европейском рынке газа и имеет свои трубопроводные коридоры, сооющает издание. 20 млрд. кбм. газа Туркменистан использует внутри страны, а остальное экспортирует в том числе и в Россию. А так же в Иран и Китай.

Точная формула формирования цены большинства контрактов на поставку природного газа является коммерческой тайной, но известно, что в настоящее время стоимость голубого топлива рассчитывается, исходя из цены нефти, и составляет примерно ее десятую часть. По сведениям NBCentralAsia, России туркменский газ продается в среднем по $ 240-250 за одну тыс. кбм., Ирану – по $170, а Китаю – по $ 120.

В апреле прошлого года на одной из энергетических конференций туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов предложил предоставить право странам-производителям самостоятельно определять цену на газ, основываясь на себестоимости добычи . Добиваясь энергетической независимости, официальный Ашхабад выступает за реализацию топлива на границе и активно проводит политику диверсификации углеводородов, считают эксперты.

Помимо дополнительных обязанностей, членство в данной организации Туркменистану ничего не даст. Ашхабаду (ограниченному трубами российского Газпрома) надо активней искать альтернативные пути на рынки сбыта, отмечают эксперты.

Между тем, политическая конъюнктура заставляет Туркменистан сотруднивчать с проверенными партнерами.

На днях к проекту по строительству газопровода "Южный поток" присоединилась Австрия (после Греции, Сербии, Словении, Болгарии, Хорватии и Венгрии). Желание принять участие в строительстве выразили итальянская энергетическая компания ЕNI и французская EDF". Труба протяженностью 900 км. и мощностью свыше 63 млрд. кбм. газа будет проложена из Новороссийска по дну Черного моря в болгарский порт Варна и далее пройдет по территории стран-участниц трансевропейского проекта.

Транспортировка голубого топлива из России в Европу начнется уже в декабре 2015 года. Туркменистан, как главный поставщик голубого топлива в Россию, которая реэкспортирует углеводороды на Запад, надеется на обещание Москвы, что и после запуска в строй "Южного потока", Россия увеличит объемы закупаемого туркменского газа, что должно принести республике немалую прибыль, отмечаю эксперты.

"Туркменистан желал бы проводить независимую от России энергетическую политику, но ограниченность трубами Газпрома, по которым еще с советских времен поставляется голубое топливо, лишает его возможности прямого выхода на европейские рынки. В стремлении диверсифицировать свои энергоносители Ашхабад ранее заявлял о желании участвовать как в проекте Южный поток, так и в лоббируемом Европой и США альтернативном газопроводе Nabucco, который предполагается проложить на Запад по дну Каспия через Азербайджан и Турцию", – заключает NBCentralAsia, – Однако Nabucco стал терять актуальность после окончательных договоренностей по Южному потоку, которые вывели этот российский проект на доминирующие позиции в схватке с Западом за транспортировку энергоносителей".

К тому же ЕС требует от туркменской стороны согласия на зачисление всех будущих полученных средств от продажи газа непосредственно в бюджет страны, а такие требования не вхлдят в планы Ашхабада, отмечают эксперты.

K2Kapital.com

Залишити відповідь