Энциклопедия продуктивного скепсиса

«Опыты» Монтеня актуальны, потому что он заложил в них современные нам традиции мысли. История ее развития — это история гениальных интуиций, взлетов, падений и просто ошибок человеческого разума, о которых необходимо помнить.


Эта книга — яркая попытка в афористичной форме запечатлеть духовную и эмоциональную эволюцию человечества до XVI века. Она была очень популярна во все времена и по прошествии более чем четырех столетий с момента написания является и сейчас весьма интересной и поучительной. Ее актуальность для сегодняшнего времени иногда даже очень бросается в глаза: «Давайте оглядимся вокруг: все распадается и разваливается; и это во всех известных нам государствах как христианского мира, так и в любом другом месте. Присмотритесь к ним, и вы обнаружите явную угрозу ожидающих их изменений и гибели. Астрологи ведут беспроигрышную игру, предвещая по своему обыкновению великие перемены и потрясения. Их предсказания толкуют о том, что без того очевидно и осязаемо; за ними незачем отправляться на небеса». Как это применимо и к нам, когда «замечательная» Америка уже напугана угрозой национальной войны «белых и черных» и бесконечного терроризма; народы африканского континента вымирают от голода, отсутствия лекарств; экономический кризис стоит у порога всех развитых промышленных стран; экологическая катастрофа угрожает всему человечеству.


«Опыты» Монтеня — это испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. В подназвании он уточнил: «О стойкости, праздности, умеренности и страстях», «О славе, совести, добродетели и гневе»… Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей — все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Мишель Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей.


Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Френсис Бэкон, который впоследствии в своих сочинениях еще более развил жанр эссеистики, основателем которого по праву считается Монтень.


Цель эссе — утверждение определенного взгляда на ту или иную тему. Но гораздо интереснее подспудная цель — утверждение самого автора как носителя уникального миросозерцания. Хотя автор в самом начале книги предупреждает читателя, что «не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги — доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям». Несмотря на скромность автора (или благодаря ей), «Опыты» Мишеля Монтеня доставляют удовольствие неисчислимому поколению читателей уже несколько веков. Потому что это очень искренняя книга, уникальная по своему изяществу и совершенству формы. Духовная эволюция человека, какой ее видит Монтень, выглядит здесь не отвлеченной, а абсолютно живой, следовательно, постичь ее законы может каждый. Тем более что исследование Монтеня лишено временных рамок и понятно сегодняшнему читателю так же, как и его современникам. Его выводы всегда лаконичны, остроумны, практичны и необыкновенно точны. Его размышления о разных сферах человеческого бытия подтверждают вечный тезис о том, что новое — это хорошо забытое старое. Читая его труды, убеждаешься, что мало что в природе человека изменилось с тех времен: «Наше устройство — и общественное, и личное — полно несовершенств. Но ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность. И нет во вселенной вещи, которая не занимала бы подобающее ей место».


Ядром «Опытов» является вопрос «Что я знаю?». Выступая против устоявшихся предрассудков и предубеждений, Монтень доказывал ограниченность и несовершенство человеческого познания, его историческую изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естественных закономерностей природы.


Есть о чем подумать, читая Монтеня. И есть, на что надеяться.






«И если это сочетание бедствий и вечной угрозы наблюдается повсеместно, то отсюда мы можем извлечь для себя не только известное утешение, но и некоторую надежду на то, что наше государство устоит, как и другие; ибо, где падает все, там, в действительности, ничто не падает. Болезнь, присущая всем, для каждого в отдельности есть здоровье; единообразие — качество, противоборствующее распаду. Что до меня, то я отнюдь не впадаю в отчаяние, и мне кажется, что я вижу перед нами пути к спасению. Кому ведомо, не будет ли Господу Богу угодно, чтобы и с нами произошло то же, что порою случается с иным человеческим телом, которое очищается и укрепляется благодаря длительным и тяжелым болезням, возвращающим ему более полное и устойчивое здоровье, нежели то, какое было ими у него отнято!» 








Паспорт философа на все времена


Мишель Монтень (1533-1592), французский философ и писатель, основатель скептицизма.


Родился 28 февраля 1533 г. в Бордо в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, с раннего детства в совершенстве владел латинским языком. С 6 лет учится в коллеже Бордо. В 21 год, окончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, Монтень наследует должность отца в палате сборов, затем становится членом Бордоского парламента.


Самые ранние из эссе Монтеня относятся к году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору — послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж. Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимают такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывают его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе «О каннибалах», где Монтень за два века до Ж.-Ж. Руссо развивает идею о «благородном дикаре».


В 1580 г. в Бордо опубликованы первые две книги «Опытов». Уже в этих ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным вопросам.


В 1580-1581 гг. Монтень путешествует по Германии, Швейцарии и Италии. Плодом этих путешествий стал «Путевой дневник» с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы «Опытов».


В 1581 г. Монтень избирается мэром Бордо; в 1583 г. — вторично. За время своей четырехлетней магистратуры Монтень играет видную роль в политической жизни Южной Франции, которая была центром кальвинистского антимонархического движения. Второй срок его пребывания на должности мэра отмечен возобновлением гражданской войны и посещением Бордо наследником престола Генрихом Наваррским. Монтень принимает принца и заслуживает его расположения. Впоследствии дружеские отношения между писателем и Генрихом IV поддерживаются перепиской.


В 1588 г., несмотря на свое умение лавировать между враждебными станами, Монтеня ненадолго сажает в Бастилию «Святая лига» (католическая феодальная партия, которой руководил испанский король Филипп II). В этом же году в Париже Монтень выпускает первое полное издание «Опытов» в трех книгах — свода разнообразнейших размышлений по вопросам философии, истории, политики, религии, морали, естественных наук и т. д. Монтень продолжал трудиться над «Опытами» до конца своих дней. Это основное его философское произведение, которое и сейчас заслуженно называют «книгой на все времена».


В историю Монтень вошел как основатель скептицизма. На надгробном камне его могилы выбита надпись: «Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона».

Залишити відповідь