Перпетуум-мобиле

Компании, использующие природную страсть человека играть и выигрывать, открывают не только новые финансовые горизонты, но и неисчерпаемые ресурсы творчества.


Азарт человека как практически неисчерпаемый источник возбуждения задора и увлечения открывает не только заманчивые перспективы для игорного бизнеса. Компании из других отраслей, подгоняемые растущей конкуренцией, ставят его на одно из ведущих мест в решении вопросов профессионального развития и повышения творческой активности персонала, повышения продуктивности труда, налаживания внутрикорпоративных отношений, повышения инициативности и скорости принятия решений.


Советские знаки отличия — «ударник», «передовик производства», «стахановец», «победитель социалистического соревнования» и т. п. — были одними из первых мотивационных приемов, использующих человеческий азарт для потребностей производства. На Западе несколькими десятилетиями позже, «упаковав» азарт в виде игры, компании сумели получить доступ к огромным творческим ресурсам, заложенным в каждом сотруднике. Ведь еще Пушкин говорил, что «страсть к игре — самая сильная из страстей», а Билл Гейтс назвал бизнес «увлекательнейшей игрой, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил».


Связанные одной целью


Умение достичь цели во время активного отдыха демонстрирует личные качества сотрудника.

Благодаря своей коммуникационной функции игра способствует образованию различных социальных связей между участниками, что формирует командный дух. Согласно «теории вовлечения», чем активнее человек участвует в общественной жизни коллектива, тем больше энергии он вкладывает непосредственно в рабочий процесс и тем выше результативность его труда. Применяя эту теорию на практике, многие западные компании используют активные командные игры как вид корпоративного отдыха. «Путешествуя ночью по городу, разгадывая загадки и головоломки игры «Автоквест», люди не просто борются за приз, они учатся доверять друг другу, ощущают важность скоординированных действий, становятся одной командой. А это те важные навыки, которые повышают эффективность бизнеса», — утверждает Виталий Зорин, PR-менеджер компании «Паттерн». Пейнтбол, «Автоквест» и другие подобные игры только появляются на украинском рынке, но спрос на них уже достаточно высок. «Популярность и спрос на подобного рода игры растет очень стремительно. А причина в том, что руководители различных компаний начали отдавать должное развитию корпоративной культуры», — считает Дмитрий Митленко, менеджер по рекламе развлекательного комплекса Megazone.


В ходе игры участник должен принимать решения самостоятельно, что способствует появлению у него новых взглядов на проблемы, развивает интуицию, воображение, мобилизует умения и знания. Еще одним преимуществом игры является ее способность стирать статусные грани, снимать конфликты внутри организации между разными субкультурными группами. В ходе игрового процесса участники забывают о различиях в должностях, возрасте, ценностях, интересах. Главное — чтобы было интересно. «Наличие общей игровой цели у всех участников способствует разрешению возникающих противоречий между людьми и конфликта интересов», — говорит Татьяна Землякова, начальник управления по работе с персоналом «Укрсоцбанка».


Мы заняты делом — мы играем


Активно используется игра также в профессиональном обучении и развитии сотрудников. На сегодняшний день тренинги, проводимые в игровой форме, составляют целую отрасль подготовки бизнес-специалистов. По большому счету игра является инструментом поиска управленческих решений в условиях неопределенности и механизмом создания среды, в которой участники могут увидеть последствия своих деловых решений. И если в реальном бизнесе любая ошибка обращается финансовыми потерями, то неверный ход в игре не приводит к таким плачевным последствиям. «Деловая игра — метод обучения, помогающий решать не только профессиональные задачи, которые стоят перед участниками. Игра постоянно несет в себе и воспитательный момент — умение работать в команде, взаимодействовать для достижения определенной цели, системно мыслить и понимать функциональные обязанности», — утверждает Татьяна Землякова.


По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. В отличие от тренингов, предусматривающих соединение теории с ее отработкой на практике, в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. И в некоторых ситуациях деловая игра становится единственно возможным способом быстро добиться необходимых результатов. Ведь существует известное правило: человек запоминает 10% того, что слышит, 30% того, что видит, и 70% того, что делает сам. Российский исследователь В. И. Рыбальский установил, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре — 90%, что позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин, на 30-50% при большем эффекте усвоения материала.


«Часто игра может использоваться в рамках тренинга, для разогрева группы, чтобы повысить эмоциональный, физический и интеллектуальный тонус, настроить людей на дальнейшее обучение. Она также может использоваться для отработки и лучшего усвоения навыков, которые даются на тренинге. Игры, направленные на создание команды, помогают руководителю превратить группу сотрудников в динамичную и продуктивную команду, что в естественной форме происходит крайне редко», — рассказывает Вера Шацкая, бизнес-тренер компании NORDIC.


Азарт нам строить и жить помогает


Основанная на человеческом азарте, интересе, кураже, игра способствует не только управлению людскими ресурсами. Она является достаточно эффективным инструментом продвижения продукции компании, средством привлечения новых клиентов. В сфере услуг игра нередко используется как маркетинговый ход. К примеру, сегодня наличие бильярдного стола — один из важных критериев при выборе того или иного развлекательного заведения. Включая в развлекательную программу новые игры, компании получают возможность развиваться, завоевывая тем самым новую клиентуру. Иностранные туристы согласно исследованиям в среднем остаются на 2-3 дня дольше в гостинице, при которой есть поле для гольфа. Рассказывая о своей компании, Виталий Зорин подчеркивает, что очень часто игра — это эффективное средство продвижения основного бизнеса. «Зарабатывать на «Автоквесте» пока не удается, поскольку игра считается новинкой на украинском рынке. Однако благодаря «Автоквесту» нам удалось по-новому заявить о нашем клубе, который и является организатором игры, увеличить количество его клиентов», — добавляет он.


Уникальное свойство игры вызывать интерес, надолго удерживать внимание людей в последнее время широко используется в маркетинге и рекламе. В наше время информационное пространство перенасыщено информацией, поэтому единственная возможность донести рекламу до потребителей — сделать процесс ее получения ярким и увлекательным. Различные игры способствуют этому лучше всего. Согласно исследованиям, проведенным компанией Fore Systems, внедрение игры в промоакции продукции компаний позволяет поднять объем продаж на 40-60%. Помимо прочего, компания получает дополнительные выгоды от игры — она не только продает продукт клиенту, но и делает его добровольным распространителем рекламного сообщения.







Почувствуй себя руководителем


В деловой игре B2B Enterprises Management Flight Simulator (тренажер управления B2B-предприятием), разработанной американской компанией Forio Business Simulation, участники выступают в роли руководителей B2B-компаний. Симулятор иллюстрирует фундаментальные принципы разработки продуктовой стратегии компании, включая кривую производства, временные лаги завоевания рынка, конкуренцию и насыщенность рынка. Игроки начинают деятельность с принятия решения о выпуске продукции на рынок, который почти не отличается от реального. Управляя предприятием в течение нескольких моделируемых месяцев, участник должен организовать производство нового продукта на рынке, разработать его ценовую стратегию и стратегию продвижения вплоть до мелочей. Кроме того, виртуальная компания имеет нескольких конкурентов, цена продукции которых, маркетинг и стратегии расширения неизвестны. Чтобы победить, участник должен завоевать 10% рынка, расширить собственное производство и максимизировать совокупную прибыль за определенный период. В конце игры подводятся итоги, анализируются все действия, в результате чего игрок либо оказывается победителем, либо банкротом.


Выгодная подзарядка эмоций


Стоимости бизнеса и сроки окупаемости инвестицийКаждому человеку для того, чтобы продуктивно работать, нужно хорошо и интересно отдыхать. Все чаще люди отказываются от пассивного отдыха в пользу спортивных игр, требующих физических и интеллектуальных нагрузок. «Все больше людей на сегодняшний день предпочитают игры посиделкам в кафе или ресторанах благодаря существенным преимуществам: возможности фантазировать, двигаться, получать заряд эмоций», — отмечает Дмитрий Митленко. Будучи развлечением, игра — это хорошее средство коммуникации между людьми. К примеру, поля для гольфа превратились в места для делового общения. По слухам, более 80% крупных сделок на Западе заключаются именно в стенах гольф-клубов. А на игровых дорожках или за бильярдным столом можно играть не только с друзьями, но и с деловым партнером, начальником, коллегой, устанавливая тем самым неформальные отношения.


Поэтому организация спортивного бизнеса и сопутствующей ему инфраструктуры являются сегодня выгодным направлением для инвестирования с относительно высокой рентабельностью и незначительными рисками. Хотя создание новых игровых заведений требует огромных стартовых вложений, это компенсируется быстрой отдачей и низкими операционными издержками. Материальные активы в игровой индустрии сохраняют свою стоимость в течение 20-25 лет.


К тому же, как показывает практика, игра не является единственным источником дохода развлекательных заведений. По словам Сергея Кироянца, президента Федерации профессионального и любительского гольфа Украины, высокие расходы на создание гольф-поля сами по себе практически не окупаются. Вернуть инвестиции и получить прибыль можно благодаря объектам инфраструктуры, которые создаются на территории гольф-клубов, а также гольф-индустрии, производству аксессуаров, инвентаря.


В бильярдной или боулинг-клубе доходы от бара и кухни, как правило, соответствуют доходам от самой игры, а то и превышают его. Широкие возможности для увеличения прибыли дают дополнительные услуги: магазины с игровым инвентарем, аксессуарами, сувенирами, сервисные центры по ремонту инвентаря, курсы обучения игровому мастерству, реклама в игровом зале, проведение мероприятий развлекательного характера. Мелкие аттракционы, компьютерная сеть, игровые автоматы в боулинг-клубе или бильярдной также привлекают дополнительных клиентов. Рассчитанное на массовую аудиторию, все перечисленное способно увеличивать доход таких заведений в несколько раз. Самое главное, чтобы каждый клиент мог найти именно то, чем ему было бы интересно заняться.

Залишити відповідь