Российское книгоиздание: трудности переходного периода

Книгоиздание в России переживает не лучший момент: тиражи бестселлеров снижаются, равно как и читательская активность. При этом растущие цены на издательскую продукцию и недостаток книжных магазинов оказывают негативное воздействие на общую, и без того неспокойную ситуацию на рынке. Эксперты подчеркивают, что во многом это вызвано “раздуванием” тиражей и длительным затовариванием рынка. Настал момент, когда книготорговые объединения перестали “обрабатывать” выпускаемый объем книг, вследствие чего средние тиражи стали снижаться.


Кроме этого, на спад пошла и популярность брендов, присутствующих на рынке в течение последних пяти-семи лет. Тем не менее участники рынка считают, что дальнейшего ухудшения ситуации можно избежать, если проводить сбалансированную маркетинговую политику,  пишет RBC Daily . По данным Российской книжной палаты (РКП), за три прошедших года на книжном рынке наблюдался стабильный рост количества названий книг. За это время прирост составил 27,6%. В 2004 г. всего было выпущено порядка 90 тыс. наименований книжной продукции, но при этом общий тираж снизился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 685,8 тыс. экз. В обзоре, посвященном ситуации на книжном рынке России, опубликованном РБК, рост общего тиража в 2005 г. оценивается в 5%, а по количеству названий – на уровне 11%. Впрочем, оценки участников рынка более оптимистичны: общее число наименований может возрасти до 100 тыс.. На этом фоне весьма примечательным выглядит снижение показателя среднего тиража, который достиг 7701 экз. По информации РКП, в первом полугодии 2005 г. средний тираж составлял 6392 экз., что на 6,8% меньше прежнего показателя. Интересна также тенденция к снижению тиражей книг, выходящих до последнего времени в количестве свыше 50 и 100 тыс. экз. В частности, снижение в тиражной группе до 50 тыс. экз. составило в 2004 г. 14,4%, до 100 тыс. – 9,4%, а свыше 100 тыс. – 18,6%.


Очевидно, что книжный рынок перенасыщен издательской продукцией, и в ближайшее время следует ожидать дальнейшего снижения тиражей. Как отмечают в издательстве “Росмэн”, подобная картина вполне отвечает существующим на рынке тенденциям. Прежде всего это происходит за счет крупных раскрученных отечественных брендов –  в ряде случае снижение их тиражей составило 25%. Вызвано это, во-первых, неэффективной поддержкой марок, а во-вторых, меньшей востребованностью читательской аудиторией. Для рынка такое падение означало снижение совокупного тиража на 1-2%. По мнению же экспертов издательства “Центрполиграф”, причины происходящего кроются в том, что издательства попросту не рассчитали возможности розницы – в пик продвижения крупных авторов рынок впитывал книги как губка, а когда наступило насыщение, магазины стали возвращать нераспроданные остатки. Поэтому снижение тиражей отчасти вынужденное, поскольку они были раздуты, уверены в издательстве.


Вместе с тем например в издательстве “Эксмо” не соглашаются с такой позицией  и утверждают, что их подобные процессы не коснулись – по книгам авторов, выходящих тиражами 50-100 тыс. и более снижения не произошло, заявил генеральный директор издательства Олег Новиков. А в связи с определенным снижением (на уровне 5-7%) по разделу детективной литературы, женской сентиментальной прозы есть тут планируют продвигать авторские бренды, активнее доносить информацию о выходящих книгах до потенциальных читателей.


Если раньше продвижение авторов осуществлялось довольно легко, то теперь для этого приходится прикладывать значительные усилия – чтобы “раскрутить” автора, требуется обширная рекламная и маркетинговая стратегии, причем на федеральном уровне, отмечают издатели. Из-за этого, кстати, и происходят незначительные изменения в денежной массе, циркулирующей на рынке. В обзоре “Российский книжный рынок” говорится, что прирост осуществляется в основном за счет удорожания книжной продукции, а в дальнейшем рост цен может составлять по 15-18% в год, причем надо отметить, что в общей массе продукции превалируют переиздания, а не новинки.


Фактически издатели начинают говорить  об отраслевой проблеме – раньше покупателей было много, теперь же они избирательно подходят к покупке книг, хотя ощущение, что людей читающих становится все меньше, тоже присутствует. Отдельно взятое издательство не в состоянии решить подобную задачу, поэтому игроки рынка рассчитывают на поддержку Российского книжного союза. Если прибавить к этому тот факт, что книжные магазины не в состоянии выставить всю выпускаемую издательствами продукцию на полки, становится очевидно, что ситуация для участников рынка складывается не лучшим образом.

Залишити відповідь