В своем послании парламенту Президент Ющенко показал, что более не будет стараться понравиться всем. Власть попытается опереться на экономически активную часть общества, которая предпочитает либерализм и открытость миру в экономике и патриотизм в политике.
«Я предлагаю повестку дня, вокруг которой украинское общество, все мы должны консолидировать свои усилия», — заявил 9 февраля Президент Украины Виктор Ющенко в парламенте, где выступил со своим посланием о внутреннем и внешнем положении страны. Гробовое молчание в зале в течение большей части президентского выступления и последующие едкие комментарии депутатов из фракций, оппозиционных Президенту, показали, что консолидироваться хотят далеко не все.
Но на самом деле Президенту это и не нужно. Он обращался, конечно, не к депутатам этого созыва Верховной Рады, которым осталось работать всего пару месяцев. Ющенко постарался быть услышанным своим традиционным избирателем, который голосовал не просто против «бандитской власти» и не за нового «доброго царя», призванного решить все проблемы, а за европейский вектор развития страны, за свободу предпринимательства и защиту национального достоинства. Со всем этим за год работы новой власти сложилось не очень гладко. «Оранжевая» команда, уникально противоречивая в своих взглядах на будущее страны, основательно поэкспериментировала над отечественной экономикой. Нельзя идти в Евросоюз с бюджетом, разваливающимся от необеспеченных социальных трансфертов, грубым нарушением права частной собственности и отрицанием свободного оборота сельскохозяйственных земель.
Президент, к сожалению, не посчитал нужным публично признать эти просчеты своей команды. Эксперты из множества государственных, академических и неправительственных институций, принявшие участие в подготовке доклада, который лег в основу послания, детально и профессионально расписали тупиковость многих шагов новой власти. Этот доклад был роздан на руки депутатам вместо самого текста послания. Но из уст Президента бизнес-сообщество таких признаний так и не услышало. Будем считать, что предвыборный контекст накладывает свои ограничения, и Президент действительно понимает и принимает заключения специалистов.
Зато Ющенко призвал воздерживаться от социального популизма, который, по его словам, за счет необеспеченных льгот и социальных выплат уже стоит трети бюджета. «Украина может состояться как полноценное государство, только если совершит экономический прыжок и пройдет максимум за 10 лет путь к среднеевропейскому уровню развития», — подчеркнул Президент. Вряд ли среди депутатов кто-то захотел с этим спорить. Но стратегия достижения этого результата всем видится по-разному.
Ющенко поставил себе в заслугу «резкое ослабление и лишение государственной системы олигархического контроля над экономикой». Но у многих фракций, которые превратились в подобие филиалов ФПГ, это сочувствия не вызывает. Крупный капитал — такой же тормоз реформ, как и склонные к леваческому популизму левые. При его диктате невозможно ни внедрение принципов честной конкуренции, ни инновационное развитие, ни прозрачность. Но в отличие от Юлии Тимошенко Президент не говорит о стремлении объявлять войну ФПГ. Внешние вызовы в форме вступления в ВТО, повышения цен на газ и ухудшение конъюнктуры на внешних рынках объективно сильнее демонополизируют экономику и заставляют ФПГ вкладывать в развитие или распродавать свои активы. Задача Ющенко — просто доказать, что «Криворожсталь» не будет исключением и зарубежные инвесторы получат равные права с национальными. Вопрос не в старых счетах с олигархами «кучмовского призыва», а в повышении конкурентоспособности экономики. Без открытости страны для транснациональных корпораций промышленность либо окажется в стагнации, либо будет задавлена нарастающим экономическим давлением России. Послание показало — открытость неизбежна, теплица в центре Европы разрушена, крайне необходимы тендеры и конкуренция, чтобы получить справедливую цену за наши активы, а не быть по дешевке скупленными «старшим братом».
Умеренный экономический либерализм, заложенный в основу президентского послания и программы деятельности правительства на 2006-2007 гг., представленной Юрием Ехануровым, является единственным приемлемым ответом на задачи стимулирования роста экономики. Президентская команда предлагает последовательную поддержку тех национальных компаний, которые делают акцент на поощрении инновационного развития. В частности, речь идет о возвращении льгот в рамках специальных экономических зон. Заявляется и продолжение приватизационных процессов как неотъемлемое условие экономического развития. Ющенко назвал одним из приоритетов своей деятельности снятие ограничений на украинский экспорт со стороны США и ЕС.
Предлагается также постепенно сокращать перераспределение средств через бюджет из реальной экономики в социальный сектор (в бюджете-2005 перераспределяется более 40% ВВП). Ющенко впервые не говорил о «маленьком украинце», а акцентировал на необходимости ввести единый социальный налог, упростить администрирование налога на прибыль предприятий и НДС. Впервые на столь высоком уровне озвучена задача введения почасовой оплаты труда и отказа от дешевой рабочей силы как фактора привлечения иностранных инвестиций. Представляя программу действий правительства, Юрий Ехануров все яснее делал ударение на поддержке среднего бизнеса и малых бизнес-групп, работающих в отраслях «новой экономики».
Главный вопрос, который возникает при всей этой «долгожданной свежести мысли», — кто сможет реализовать всю эту амбициозную программу развития? Так, Президент выступал с посланием крайне неуверенно, запинаясь и оговариваясь. Как стало известно «&» из источника Секретариата Президента, сам текст послания аппарат предоставил Ющенко за несколько часов до выступления. Для сравнения: ежегодное обращение Джорджа Буша к конгрессу начало готовиться за полгода, а текст американский лидер получил более чем за месяц до выступления. И это — всего лишь организация подготовки послания…
Для бизнес-сообщества, привыкшего к конкретике, президент — необходимый в данное время и в данном месте менеджер, без которого, говоря языком аналогий, компанию не удержать на пути развития. Стратегия изложена и ясна. Дальше — вопрос в операционном менеджменте.
Как вы оцениваете экономическую составляющую послания Президента к Верховной Раде? Александр Пасхавер, советник Президента Украины: Важно, что Ющенко назвал конкретные программы, демонстрирующие ориентиры работы власти, по которым общество может видеть, к каким целям мы идем. Еще более значимо, что эти программы, по словам Ющенко, уже подкреплены соответствующим пакетом законопроектов. Это гарантирует, что данные идеи не растворятся между десятком ведомств, которые возьмутся за их проработку и реализацию. Для бизнес-сообщества, пожалуй, даже важны не столько конкретные обещания Президента, сколько сигналы о стиле поведения власти. Неопределенность хуже всего. Это выступление показало, какие методы управления и действий власть считает предпочтительными, а какие — недопустимыми (например, Президент призвал воздержаться от социального популизма и ни слова не сказал о продолжении реприватизации). Это создает некую систему координат для бизнеса и снижает политические риски. Борис Соболев, генеральный директор «Первой инвестиционной группы»: Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании KINTO: Анатолий Пинчук, президент Украинского центра развития внешнеэкономических отношений:
— Для меня принципиально важно, что Президент впервые после своего избрания говорил не об отрицании прошлого, не о своем мировоззрении, а о планах своей работы на среднесрочную перспективу. Подводя итоги прошлого года, Ющенко фактически подчеркивал, что для него важно, на чем должна концентрироваться его команда: уменьшение влияния олигархов на экономику, детенизация, открытость для иностранного капитала, решение проблем с возвратом НДС и т. д. Независимо от того, каким в условиях конституционной реформы будет влияние Президента на конкретные экономические решения, функции формулирования стратегии у него никто не отбирал. Он обязан ею пользоваться, как и предлагать законопроекты для обеспечения реализации такой стратегии.
— Работа над посланием Президента началась еще в июне прошлого года. Мы предлагали, чтобы глава государства выступил с ним 24 августа. Тогда на основе этого документа разрабатывалась бы новая программа деятельности Кабинета Министров и соответствующим образом редактировался бы проект бюджета на 2006 год. Мы считали, что новый бюджет уже должен был содержать финансирование тех национальных программ, которые сейчас огласил Президент. Теперь все это будет значительно сложнее, поскольку потребует серьезной перекройки главного финансового документа. Политически у В. Ющенко остается достаточно властного ресурса, чтоб продвигать реализацию оглашенной стратегии. Но формально-юридически сделать это будет совсем непросто, если в парламенте сформируется антипрезидентское большинство, незаинтересованное в либеральных реформах. В этом смысле стратегия экономического развития страны действительно очень жестко увязывается с результатом возможного противостояния по линии Ющенко — парламент и пересмотром некоторых положений конституционной реформы.
— Сейчас послание Президента — абстрактная вещь, учитывая неопределенность итогов выборов в парламент и то, в какую коллизию попадет страна после выборов. Это не та тема, которая притягивает интерес к себе. Я просмотрел некоторые разделы доклада, но там дается описание обыкновенных вещей. Ничего нового. Президент должен был что-то «послать», он и послал.
— Если говорить о декларации как о программе намерений, то она более чем положительная. Но если говорить о послании как о плане действий, то механизма реализации намерений в жизнь нет. Можно привести пример того, как Президент заявлял о необходимости введения единого социального налога. При том что он уже делал подобные заявления в прошлом году и обещал, что бюджет-2006 будет формироваться на новой налоговой базе. Но до сих пор ничего не произошло. Хотя соответствующие законопроекты в парламент уже давно внесены. Почему приведение в порядок налога на прибыль и НДС вообще отнесено на потом, совсем непонятно. Очень положительно, что Президент сказал о поддержке инноваций, но основные инструменты поддержки инноваций в экономике — это вновь вопросы налоговой и кредитной политики. Они в большей степени регулируются законодательными актами, а не указами Президента. Поэтому посыл о том, что будет подписан указ о создании «Украинской силиконовой долины» совершенно не отвечает реальным потребностям. Президент может своим указом лишь поручить Кабмину разработать соответствующий законопроект. Основной недостаток документа — отсутствие конкретного механизма решения проблем. Хотя сами проблемы впервые после прихода новой власти обозначены четко и правильно.