Компании: новости в мире

Позиционирование


Bertelsmann уходит с музыкального рынка
Немецкий медиаконцерн Bertelsmann начал переговоры о продаже своих активов в музыкальной отрасли. В их числе 50% акций второй по величине в мире звукозаписывающей компании Sony BMG Music Entertainment (совместное предприятие с корпорацией Sony), а также издательское подразделение BMG Music Publishing. За указанные активы компания может выручить порядка $3,5 млрд. Владельцам Bertelsmann эти деньги срочно необходимы, чтобы выкупить 25-процентный пакет акций своей компании у бельгийской Groupe Bruxelles Lambert. Последняя заявила о намерении разместить ценные бумаги на фондовом рынке и выручить за них до $6 млрд. В то же время Bertelsmann становиться публичной компанией не намерен.


В сложившейся ситуации немецкому концерну придется вести переговоры с Sony, отношения с которой были омрачены полугодовым спором по поводу руководства СП. Ранее Bertelsmann удалось настоять на фактической отставке его генерального директора — заслуженного сотрудника Sony Music Эндрю Лэка. Только после того, как три месяца назад его место занял экс-председатель совета директоров Sony BMG Рольф Шмидт-Хольц, скандал затих. И теперь Bertelsmann придется вернуться за стол переговоров. У каждого из партнеров в СП есть преимущественное право покупки доли другого. Заключение предполагаемой сделки по продаже доли Bertelsmann в СП займет около трех месяцев.


Маркетинг


Microsoft: два шага вперед, один назад
Американский компьютерный гигант Microsoft приступил к реализации масштабной рекламной кампании People ready («Люди готовы»), цель которой — поддержать стратегию продаж, ориентированную на бизнес-пользователей. Маркетинговые мероприятия направлены на продвижение новых программных разработок корпорации, лидирующие позиции среди которых занимает последняя версия операционной системы Windows Vista и пакета MS Office 2007. Бюджет рекламной кампании составляет $500 млн. Для сравнения: на рекламу Windows XP в 2001 г. корпорация выделила $200 млн.


Главной особенностью новой кампании, помимо ее финансового размаха, станет акцент на «человеческом» факторе. Такое изменение концепции эксперты считают логичным: Microsoft вынуждена измениться и сделать вид, что идет навстречу пользователям. В случае недостаточной маркетинговой поддержки технических разработок клиент попросту перестанет гнаться за новинками. К тому же трансформация маркетинговой стратегии позволит Microsoft отстроиться от своего основного конкурента — IBM, — который имеет преимущество в выпуске веб-ориентированных приложений и открытого ПО.


Между тем представители Еврокомиссии относительно новых программных продуктов Microsoft не столь оптимистичны. По их мнению, система Windows Vista подпадает под действие нескольких антимонопольных законов, поскольку ряд ее элементов уже представлены сторонними разработчиками. Во избежание новых штрафных санкций (в 2005 г. они составили $500 млн.) Microsoft согласилась выполнить требования властей — раскрыть программные коды и выпустить версию ОС без медиаплеера. К тому же корпорация пообещала предоставить конкурентам «неограниченную бесплатную поддержку» в разработке программ, совместимых с Windows.


Реорганизация


Morgan Stanley перегруппировывает аналитиков
Инвестиционный банк Morgan Stanley сокращает штат аналитиков фондового рынка в США и Европе как минимум на 50 человек (7%) и переводит часть ресурсов в развивающиеся страны. Массовые увольнения являются частью корпоративной стратегии по наращиванию бизнеса на перспективных развивающихся рынках. А в связи с тем что в Нью-Йорке инвестбанки не могут купить акции компаний из этих стран напрямую, многие попросту переводят туда свой бизнес. Сокращать аналитические подразделения финансовая компания вынуждена еще по одной причине: из-за снижения объема комиссионных часть бизнеса банка по торговле акциями нуждается в реструктуризации. Так, в последние несколько лет комиссионные Morgan Stanley в США ежегодно тают на 18%, в Европе — на 13%. В настоящее время на биржах, где торги проводятся в зале с участием живых трейдеров, комиссионные за сделку с одной акцией составляют порядка 4-5 центов. В то же время на электронных площадках и биржах, где торгуются бумаги развивающихся стран, — менее одного цента. К этому стоит добавить ограничения, принятые в США в 2003 г. с целью предотвращения конфликта интересов между инвестиционным и аналитическим подразделениями банков, которые также привели к снижению затрат на аналитическую работу. Если в 2000 г. банки потратили на аналитику $2,7 млрд., то в 2003-м показатель снизился до $1,7 млрд.


По мнению экспертов, такие шаги Morgan Stanley в любом случае приведут к ухудшению его положения в различных рейтингах, составляющихся на основе опросов инвесторов. По версии журнала Institutional Investor, по торговле акциями банк сегодня занимает третье место после Lehman Brothers и Merrill Lynch. А вот Goldman Sachs, который еще раньше начал урезать расходы на аналитику, в 2000-2005 гг. опустился в рейтингах с пятой на девятую позицию.


Слияния


Франко-американский альянс вызвал ажиотаж на телекоммуникационном рынке
Французский производитель оборудования для сотовой связи и широкополосного доступа в Интернет Alcatel и американский поставщик телекоммуникационных систем Lucent Technologies ведут переговоры о слиянии. По предварительным оценкам, стоимость сделки может составить $12,6 млрд. В случае ее удачного завершения на мировом рынке появится крупнейший производитель телекоммуникационных решений с ежегодным объемом продаж 21 млрд. евро. Капитализация объединенной компании составит более $33 млрд., что позволит ей составить серьезную конкуренцию нынешним лидерам по этому показателю — Cisco и Ericsson. К тому же новая организация сможет выдержать натиск со стороны набирающих силы китайских разработчиков, таких как Huawei и ZTE.


Между тем Alcatel предлагал американцам объединить бизнес еще в 2001 г., однако в Lucent отказались от сделки. По их мнению, представленный французской компанией проект слияния походил скорее на недружественное поглощение. Теперь на предложение Alcatel смотрят иначе: в новой компании американцы получат 42%, а места в совете директоров будут поделены поровну.


Единственный щекотливый момент сделки — Alcatel намерен сохранить принадлежащие ему 9,5% акций французской оборонной компании Thales (31% акций — у правительства). Это единственная европейская структура, обеспечивающая полный спектр спутниковых технологий. Получение над ней частичного контроля со стороны американкой компании станет прямой угрозой информационной безопасности Европы. В связи с этим, по данным немецкого издания Stern, власти Франции и Германии намерены рекомендовать Alcatel продать свою долю в Thales аэрокосмической корпорации EADS.


В целом готовящаяся сделка свидетельствует об активизации процессов объединения на телекоммуникационных рынках. По мнению экспертов, она может вызвать новую волну слияний и поглощений среди более мелких игроков рынка, которые таким образом попытаются удержаться на плаву.


Поглощения


Германия предложит миру «большую пилюлю»
История враждебного поглощения фармацевтического концерна Schering его прямым конкурентом — компанией Merck — получила неожиданную развязку. В борьбу вмешалась химико-фармацевтическая корпорация Bayer, заявив о готовности выложить за 100% акций Schering 16,3 млрд. евро. В ответ на столь заманчивые условия нынешний глава Schering Хубертус Эрлен «порекомендовал» своим инвесторам принять это предложение и согласиться на слияние предприятий. Его позиция понятна: предложенная Bayer цена на 12% превышает оферту со стороны Merck (14,6 млрд. евро). Правда, для финансирования покупки концерну придется выпустить конвертируемые облигации на 2 млрд. евро, а также продать некоторые дочерние предприятия (H.C. Starck, Wolff Walsrode и др.).


Нынешнее слияние еще больше укрепит позиции Bayer как лидера немецкого рынка медикаментов. Более того, объединенная компания Bayer Schering Pharma с совокупным объемом продаж в 9 млрд. евро в год займет 12-е место в рейтинге мировых фармацевтов. Синергический эффект от слияния составит 700 млн. евро ежегодно, начиная с третьего года после завершения сделки.


Покупка позволит Bayer получить контроль над 160 дочерними и совместными предприятиями Schering, которые работают в более чем 100 странах мира. Корпорация расширит свои позиции на рынке контрацептивов, а также получит доступ к производству лекарственного препарата Betaseron, предназначенного для лечения обширного склероза. К кому же покупатель сможет включить в свой портфель сразу несколько инновационных препаратов, которые в настоящий момент проходят регистрацию, в том числе в области онкологии, кардиологии и гинекологии.


На реструктуризацию Schering будет выделено $1 млрд. При этом на предприятиях объединенной компании планируется сократить 6 тыс. рабочих мест (5% персонала).


Инвестиции


«Газпром» укрепляется в Средней Азии
Российский газовый монополист — компания «Газпром» — и правительство Таджикистана подписали соглашение о создании совместного предприятия для геологической разведки и последующей разработки нефтяных и газовых месторождений Таджикистана. Доля сторон в новом СП составит 75 и 25% соответственно.


Согласно договоренности «Газпром» будет вести разработку четырех месторождений газа (Сарикамыша, Ренгана, Саргазона и Олимтоя), запасы которых оцениваются более чем в 110 млрд. кубометров. Как отмечают аналитики, на фоне нынешних операционных возможностей «Газпрома» это капля в море. Однако в условиях высоких цен на газ даже такое незначительное увеличение запасов явно на руку газовой монополии. По сути, он получает расширение ресурсной базы. При добыче 2 млрд. кубометров газа ежегодно компания вправе рассчитывать на прибыль в районе $200-400 млн. К тому же добыча газа в Таджикистане высвободит импортируемый в страну газ, который «Газпром» может перекупить и перепродать в Европу. И все же главным приобретением «Газпрома», пожалуй, станет укрепление своих геополитических позиций в Средней Азии. Как отмечают отраслевые аналитики, «Газпром» сможет участвовать в нефтегазовой жизни региона не на правах российского представителя, а как компания, реально ведущая там деятельность.


В то же время заинтересованность властей Таджикистана в освоении газовых запасов понятна: на сегодняшний день в стране ежегодно добывается менее 30 млн. кубометров газа при потребности в 2 млрд. кубометров, которая покрывается за счет импорта из Узбекистана. Разработка новых месторождений в Таджикско-Афганской впадине поможет удовлетворить газовые потребности страны и свести на нет зависимость от импорта.

Залишити відповідь