Духовный архитектор Киева

Когда-то Михаил Врубель ходил по улицам Киева. Сегодня мы можем пройти по тем дорогам, которые приближали его к себе.


К 150-летию со дня рождения Михаила Врубеля (1856-1910) в Киеве открыта выставка великого художника, практически полностью состоящая из работ, входящих в коллекцию местного Музея русского искусства.


Организаторы мероприятия испытывают гордость по поводу того, что в их распоряжении находится одно из самых крупных врубелевских собраний. Не учитывая работ, которые впервые демонстрируются в интерактивном режиме на экране компьютера, музей за счет собственных ресурсов смог показать 143 экспоната, относящихся в основном к киевскому периоду художника.


Коллекция, без которой не обойтись


Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года. Образование получил в Одессе (гимназия) и в Петербурге (юридический факультет университета и Академия художеств).


Киевская жизнь художника началась в апреле 1884 г., когда по приглашению известного искусствоведа А. Прахова он, бросив академию, приезжает в город, чтобы участвовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.


Как известно, главные работы Врубеля, принесшие художнику мировую славу, находятся в Третьяковской галерее (там хранятся чуть более 40 картин). Коллекция Киевского музея русского искусства значительно превосходит ее по количеству экспонатов, но в основном состоит из рисунков и акварелей. Живописи немного — всего пять полотен. Среди них вполне узнаваемая «Девочка на фоне персидского ковра», которую музейщики считают своей визитной карточкой.


Чем же примечательно это собрание? Замдиректора музея по научной работе Екатерина Ладыженская: «Представить творчество Врубеля без киевской коллекции просто невозможно. В Киеве Врубель фактически сформировался как художник. Здесь он нашел многие темы для своих будущих картин и удивительную технику. Без упоминания о нашей коллекции не выходит ни один альбом, ни одна монография. Выставки последних лет в Мюнхене, Дюссельдорфе, Париже, привлекшие к нему европейский интерес, проходили с нашим участием. И мы выставлялись не одной картиной, а целым собранием, что еще раз говорит о его уникальности».


Крошка за миллион долларов


По словам директора Киевского музея русского искусства Юрия Вакуленко, в настоящее время известных картин Врубеля чуть больше пятисот. На мировом рынке художник появляется крайне редко и оценивается достаточно дорого. Страховая оценка знаковой картины русского искусства «Девочка на фоне персидского ковра» — один миллион долларов. Но ни одна из работ коллекции не может быть продана частному лицу, поскольку все они имеют государственный музейный статус.


Экспозиция картины-портрета дочери владельца ссудной кассы Марии Дахнович само по себе событие (летом для этой работы будет организована отдельная выставка), но и без нее шедевров достаточно.


В залах музея можно увидеть петербургскую акварель «Натурщица в обстановке Ренессанса», виртуозные этюды цветов, «Голову Демона» (иллюстрирует зарождение одного из центральных врубелевских образов), а также акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887 г.), считающиеся вершиной врубелевского творчества в Киеве. Музей владеет всеми четырьмя работами, которые первоначально рассматривались как возможные варианты оформления собора, а ныне стали самостоятельными произведениями.


Автор проекта Елена Боринская: «Мы впервые дополнили выставку фотоматериалами произведений Врубеля. В силу объективных причин они хранятся вне нашего музея. Это работы, которые находятся в Кирилловской церкви, Софии Киевской и во Владимирском соборе».


Слишком человечный для рая


За время работы в Кирилловской церкви Врубель обновил 150 фрагментов древних фресок, создал заново несколько утраченных композиций и написал четыре иконы.


Индивидуальный подход хорош для создания шедевров, но часто является препятствием для признания современников. Богоматерь, написанная художником для Владимирского собора (см. «Надгробный плач» в экспозиции музея) страдает над гробом сына слишком по-человечески. Заказчики сочли, что эта человечность вытесняет из сюжета божественное. Врубеля отстранили от работ по оформлению храма, разрешив сделать лишь узорный орнамент.


Он уехал в Москву в 1889 г., завершив киевский и начав московский, наиболее плодотворный период своего творчества.


В 1902 г. Бехтерев диагностировал у Врубеля сухотку спинного мозга. Это означало неизбежное сумасшествие и окончание активного творчества. Накануне обострения болезни Врубель снова приехал в Киев и посетил Кирилловскую церковь. «Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться», — сказал он о своей работе.


Киевская выставка великого художника, который не был избалован вниманием при жизни, продлится до 25 апреля 2006 г.

Залишити відповідь