Стремительный рост количества автомобилей в Украине автоматически сделал супердоходным бизнес автосервиса. Тем более что СТО крайне не хватает.
Рост количества автомобилей в Украине повлек повышение спроса на услуги автосервиса. По словам экспертов, если сегодня на какой-нибудь станции технического обслуживания нет очереди или записи на конкретного специалиста, скорее всего услуги здесь будут предоставлены на низком уровне. Открытие профессиональных станций техобслуживания не успевает за динамикой развития автомобильного рынка. По оценкам операторов рынка, в стране работают свыше 6 тыс. СТО. В то же время, по данным Госавтоинспекции, сегодня по дорогам Украины курсируют около 9 млн. транспортных средств, из них приблизительно 7 млн. – легковые автомобили. Таким образом, по нагрузке на СТО Украина опережает многие страны Европы. Если среднеевропейская загруженность станций автосервиса – 1000 машин на одну СТО, то у нас этот показатель находится на уровне 1400 автомобилей. Причем проблема загруженности СТО характерна не только для столицы, но и для многих регионов. «На сегодняшний день по Украине ощущается недостаток станций техобслуживания. В первую очередь это связано с тем, что продажи новых автомобилей во всех регионах резко увеличились. В прошлом году было продано 285 тыс. новых авто, в нынешнем предполагалось продать 320 тыс. Но динамика рынка оказалась на уровне 34%, и эксперты предполагают, что до конца года будет продано около 380 тыс. машин. Конечно, за таким ростом количества автомобилей строительство новых объектов автосервиса не успевает», – отметил «&» генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. И в будущем следует ожидать еще большей нагрузки на станции, ведь многие производители увеличили гарантийный срок обслуживания своей продукции: на любое новое авто в Украине действует гарантия 2-6 лет. Это привлекает покупателей и потенциально увеличивает поток клиентов для СТО. Вместе с тем повышенный спрос превратил сферу автосервиса в очень прибыльный вид бизнеса. По словам операторов рынка, в отдельных случаях рентабельность некоторых СТО превышает 100%.
Планы на прибыль
О высокой доходности данного бизнеса говорят и недавно заявленные планы наиболее крупных операторов рынка. Так, корпорация «АИС» предполагает инвестировать $25 млн. в развитие собственной сети автосервиса. «В настоящее время компания владеет 28 СТО во всех областных центрах и трех крупных городах Украины. До конца 2007 г. «АИС» намерена спроектировать, построить или реконструировать 20 станций технического обслуживания», – сообщили в корпорации. Новые СТО будут как фирменными, так и мультибрендовыми.
Планы инвестирования в СТО есть у совместного предприятия Isuzu и корпорации «Богдан». «До конца текущего года в Киеве откроется фирменная СТО для автомобилей Isuzu. Причем центр будет достаточно крупным и станет эталонным для всех остальных на территории Украины», – сообщил пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля. Намерены подтянуться по количеству СТО и импортеры пока экзотических для Украины машин. «В период срока действия гарантии мы берем на себя обязательства доставки запасных частей, при необходимости предоставляем оборудование. Однако наличие собственной станции техобслуживания у дилера сейчас является одним из обязательных условий работы с нами», – сообщила менеджер по маркетингу компании «Атлант-М Китайские автомобили» Алена Дрючина. В будущем планируется и расширение сети автосервиса корпорации «Укравто», насчитывающей сегодня более 400 сервисных центров.
О планах расширения заявила и компания Robert Bosch, обладающая 22 авторизованными станциями. До 2007 г. предполагается начать строительство 60 современных СТО «Бош Авто Сервис», которые будут обслуживать все марки автомобилей. Хотя процесс строительства новых СТО, учитывая трудности с выделением земли в Украине, может растянуться на несколько лет. Тем не менее уже сейчас порядка 50% дохода компании приходится на продажу запасных частей при ремонте, 40% – на услуги по обслуживанию авто и около 10% на продажи запчастей через магазины станций. Подобная структура распределения дохода и в других компаниях.
По словам операторов рынка, строительство СТО с нуля стоит от нескольких десятков тысяч до $1,5 млн. в зависимости от количества линий по обслуживанию авто, стоимости оборудования и земельного участка, других параметров. В связи с разбросом величины инвестиций эксперты затруднились назвать сроки окупаемости станций техобслуживания. Однако согласились с тем, что любая «точка» должна окупиться не более чем за 5 лет. Следует учитывать то, что станция постоянно будет требовать дополнительных расходов после окончания ее строительства – на амортизацию оборудования, обучение персонала и т. д. Напрямую окупаемость станции будет зависеть от количества ее клиентов, цен на рынке, количества квалифицированного персонала и продуктивности его работы.
«Оригинальное» стоит дороже
Рынок автосервиса условно можно разделить между несколькими подвидами СТО: крупные и фирменные сертифицированные центры, средние и несертифицированные, «гаражники» и станции, специализирующиеся на особых услугах, например, только на реставрации ретроавто. «Конечно, по количеству «гаражников» намного больше всех – их порядка 50-60%. В то же время увеличивается количество фирменных станций техобслуживания. А вот станций, специализирующийся на «особых услугах», у нас мало. Их работа очень дорого стоит, и немногие готовы платить большие деньги», – отметил директор СТО «Паритет-Сервис» Виталий Лывкивский. Фирменные станции работают, как правило, с продукцией определенного или нескольких производителей. Строятся они либо самими производителями, как правило, неподалеку от центров продаж авто определенных марок, либо, пребывая в руках другого собственника, работают с дистрибьюторами (дилерами) по контракту. Такая СТО должна иметь соответствующий сертификат от производителя, подтверждающий хоронадлежащий уровень обслуживания на станции, а также самое главное – использование станцией оригинальных деталей производителя.
В то же время это не значит, что услуги неавторизированных станций «автоматически» предоставляются на более низком уровне. Такие СТО могут не иметь дорогого диагностического оборудования, которое покупается уже для раскрученных станций, либо пребывать в процессе получения такого оборудования и соответствующего сертификата, заключив соглашение с дилерами или производителями по ремонту их продукции. В то же время механическая работа (замена деталей, смена рабочих жидкостей и т. п.) здесь осуществляется быстрее и дешевле. При этом можно рассчитывать хоть на какую-то гарантию качества выполнения работ, чего совсем нельзя сказать о третьем подвиде станций техобслуживания – «гаражниках». Как правило, эти мелкие СТО работают полулегально за счет чего удерживают низкие цены, привлекающие клиентов.
То, что сфере услуг автосервиса присущ широкий разброс цен, а на рынке присутствует масса мелких станций, говорит о том, что рынок еще далек от своего насыщения. Расценки на услуги автосервиса в Украине колеблются от $7-10 в регионах и до $40 за один нормо-час на фирменных СТО в столице. Отремонтировать иномарку стоит минимум в полтора раза дороже, чем отечественное авто с аналогичной поломкой. Это объясняется более высокой стоимостью оригинальных деталей «иностранцев». При ремонте фирменные станции имеют право использовать лишь оригинальные запчасти завода-производителя. По цене они в 1,5-3 раза дороже аналогичных, но на которых вместо логотипа автозавода значится лишь марка изготовителя запчастей. На рынке можно найти множество продукции от других известных производителей высокого качества, похожей на оригинал, стоимость которой будет на 10-15% ниже. Также активно рынок предлагает товары турецкого, польского, китайского производства – они еще дешевле. Специалисты отмечают, что в некоторых случаях разница между неоригиналом и оригинальной запчастью доходит до 100%. И хотя неоригиналы дешевле и могут быть даже качественнее оригинальных деталей, их использование чревато для автомобилистов лишением гарантии автопроизводителя.
Ожидаются «гаражные бои»
Специалисты уверены, что в ближайшие пять лет количество СТО будет стремительно расти. Причем открываться будут как фирменные, так и мультибрендовые станции. С началом действия в Украине норм «Евро-2» для ремонта автомобилей, соответствующих этим требованиям, необходимо дорогостоящее диагностическое оборудование. Поэтому прогнозируется, что доля «гаражников» станет постепенное снижаться.
В значительной степени этому поспособствует и вступление Украины в ВТО, которое должно открыть рынок страны для подержанных иномарок. В Верховной Раде обсуждается законопроект, призванный экономическими способами (повышением пошлин и сборов) ограничить ввоз старых автомобилей в страну. Судя по опыту Испании и Венгрии это является действенным способом ограничения ввоза подержанных иномарок. Однако при этом темпы прироста количества клиентов в сфере автосервиса существенно не снизились.
Дополнительный интерес инвесторов к СТО вызывает и передача им (указом Президента Ющенко) весьма лакомого куска – прав проведения техосмотров.