«Выбираю “хорошо” сегодня и “еще лучше” – завтра!»

Бруно Ле Сикле, генеральный директор Nestle в Украине и Молдове


«Я смог осуществить свою мечту – для меня это самое большое достижение»


«Увидеть Париж и умереть». А коль ты родился рядом с Версальским дворцом, в пригороде Парижа, то понятно, что если появится потребность «увидеть и умереть», то придется поискать иное место.


Бруно Ле Сикле, экспат с 21-летним стажем, свой выбор «кочевника» сделал еще будучи тинейджером. В 17 лет он решил, что хочет устроить свою жизнь так, чтобы жить за пределами Франции. Для этого подобрал институт, в котором можно было получить образование, необходимое для работы за границей. Привычку к перемене мест он получил в своей семье, переезжавшей из города в город внутри страны каждые два-три года.


Во Францию мечтаете вернуться?
Я мечтаю приехать туда в отпуск, но не хочу вернуться жить. Мне очень нравится возможность жить за границей, обогащаться за счет соприкосновения с разными культурами. Однако у меня двое детей – девяти и шести лет. Они родились в Чехии, потом жили в Португалии, а теперь живут в Украине. Может быть, когда они станут подростками, для них будет важно лучше понять свою культуру, свои корни, и, возможно, я поживу во Франции пару лет – ради них.


Когда вы приходите в новый офис в новой стране, то с чего обычно начинаете работу?
Первое, что я делаю, встречаюсь с людьми, с которыми буду работать, и слушаю их. Первый контакт очень важен. Второе – пытаюсь лучше понять местных потребителей, тех людей, для которых предназначены наши продукты.


Например, в Украине я попросил сотрудника нашего маркетингового департамента провести для меня «экскурсию». Мы посетили разные дома и квартиры – и состоятельных людей, и людей с более скромными доходами. Я провел несколько часов, разговаривая с ними, пытаясь понять, как они живут, чем занимаются, где делают покупки, что едят и т. п. Для экспата очень важно быстро понять разницу между предыдущей страной и новой. Людям, с которыми я работаю, было бы очень скучно, если бы я все время говорил о предыдущей стране. Так что период ознакомления и личной интеграции в рынок должен быть как можно короче.


Много лет вы живете в съемных квартирах, часто переезжаете… В чем для вас заключается состояние комфорта? Что вам нужно, чтобы вы чувствовали себя хорошо?
К моменту окончания института я уже успел пожить в 14 разных квартирах. Переезд из квартиры в квартиру – не такое уж большое событие. Кажется, сейчас я живу в моем 29-м доме, а мне ведь только 45 лет! Можно сказать, что ощущение комфорта для меня не связано с правом собственности на квартиру, в которой я живу. Для меня существуют два аспекта, которые важны для ощущения комфорта. Первый – безопасность. Безопасность в смысле неприкосновенности: не чувствовать, что когда ты идешь по улице, что-то действительно опасное может случиться с тобой или твоими близкими. Между прочим, должен признаться, что ходить по улицам Киева очень приятно. Тут не так страшно, как бывает, например, в Париже. В этом отношении Киев котируется достаточно высоко (по моей шкале оценки). Также это безопасность в смысле сохранности имущества: чтобы в твое жилье не влезали воры. Безопасность – это очень важно для меня.
Вторая составляющая комфорта связана с пробками на дорогах. Комфорт – это когда я трачу на дорогу из дома на работу и с работы домой не более часа в день. Киев в этом отношении был вполне комфортным местом, но сейчас ситуация стремительно ухудшается. Должен признаться, что по мере роста количества машин в городе он становится для меня все менее комфортным местом для жизни. Но с этим приходится считаться. У меня есть выбор: или переехать в дом ближе к офису, или переместить офис ближе к дому. Это выбор, который я должен сделать, если хочу улучшить свою зону комфорта. Хочу сказать, что существует еще одно препятствие на пути достижения комфорта в этом отношении. Я ненавижу, когда попадаю в пробку только из-за того, что во всем городе останавливают движение, потому что кто-то из «больших» людей хочет попасть на свою работу быстрее. А это время от времени случается.


Вы уже почти полтора года работаете в Украине. На ваш взгляд, насколько вы осведомлены о реальном положении дел в компании?
Я мог бы, конечно, пытаться знать все, но не хочу, да и не смогу держать все это в голове. И так работаю по 11-12 часов в день с понедельника по пятницу. Поэтому стараюсь просто получить за это время как можно больше информации от своих коллег. Но в то же время действительно считаю, даже искренне верю в то, что необходимо делегировать ответственность, доверять людям. У меня прекрасная команда, и я не думаю, что мне действительно необходимо все знать самому. Но пытаюсь быть в курсе всего происходящего, чтобы хорошо делать свою работу.


Если бы вы сейчас не работали в отрасли продуктов питания, стали бы этим заниматься?
Да, пошел бы опять работать в эту сферу. Должен сказать, что сегодня продуктовый бизнес, особенно бизнес Nestle, трансформируется. Компания движется к иному измерению – nutrition, health, well-being (правильное питание, здоровье, благополучие). Мы исследуем, каким образом питание может способствовать улучшению здоровья. Используем науку, чтобы выяснить новые факты о диетах и о том, как люди живут и питаются. Это очень интересная отрасль. Она может казаться не столь интересной стороннему наблюдателю, но изнутри действительно увлекательна. Тем более что существует одна вещь, в которой мы можем быть абсолютно уверены: люди будут питаться всегда. Нет никаких сомнений, что у этой отрасли большое будущее.

Я понимаю, что в мире существует множество других интересных сфер деятельности. Всегда с большим интересом общаюсь с людьми из других отраслей, слушаю, что они рассказывают о своем бизнесе. Поэтому нельзя сказать, что я зациклен только на продуктах питания. Мне очень интересно, как люди делают свой бизнес и как развиваются другие сферы в обществе.


Что означает ваш галстук-бабочка, которым вы так часто украшаете свой костюм?
Я пришел работать в компанию Nestle, когда в ней уже работали десятки тысяч людей. Это ведь очень большая корпорация. Причем пришел из сферы маркетинга, поэтому к тому времени хорошо понимал, что необходимо как-то дифференцировать себя, выделиться. Существует два способа сделать это: через бренд – ваше имя, и через упаковку – то, как вы выглядите. Что касается бренда, то у меня уникальная фамилия, менее 15 человек в мире носят такую же. Но эта фамилия очень трудна в произношении, и люди делают множество ошибок, пытаясь ее произнести. Это довольно сложно даже для французов – прочитать ее правильно. Я подумал: чем работать над произношением (а люди из разных стран все равно будут произносить мою фамилию по-разному), лучше я поработаю над упаковкой (улыбается). И начал носить галстук-бабочку. Когда переезжал из страны в страну, когда я был еще очень молод и работал в Nestle не так давно, люди говорили: «А, это тот высокий француз с галстуком-бабочкой. Правда теперь они говорят: «Тот высокий лысый француз с бабочкой (улыбается). Люди меня узнают. Так что это все связано с упаковкой.


Часто ли вам приходится выслушивать критику в свой адрес? От кого обычно? Как ее воспринимаете?
Я являюсь объектом критики каждый день и считаю, что это вполне нормально при той должности, которую занимаю. Полагаю, что это хорошо – критиковать своего прямого начальника, поскольку помогает снять внутреннее напряжение, когда вы тяжело работаете. Я, кстати, заметил, что людям часто нравится критиковать своего непосредственного начальника и при этом восхищаться непосредственным начальником своего босса.

Моя реакция на критику колеблется от полной глухоты до внимательного выслушивания, в зависимости от темы, предмета критики. Например, когда моя жена критикует, как я веду машину, я совершенно глух (улыбается). На работе я более внимателен и стараюсь как-то реагировать.


Стивен Кови, автор популярных книг о навыках высокоэффективных людей, пишет, что физический и экономический мир основан на стандартах и взаимной выгоде. Вы согласны с этим?
Вопрос несколько сложноват для такого ума, как мой. Но если я понимаю Кови правильно, то речь идет о некоем балансе, об отношениях между людьми. И если вопрос в том, нужен ли такой баланс, то я с этим согласен. Полностью согласен с тем, что нам всегда надо находить ситуацию, в которой выигрывают все, а это – компромисс между разными людьми. Стороны должны находить в нем некую взаимную выгоду. Это справедливо в отношении наших клиентов, поставщиков и сотрудников – в разных сферах деятельности и разных аспектах. Баланс очень важен. Каждый должен чувствовать, что получает некую выгоду в любых взаимоотношениях.


Если приходится выбирать между «хорошо» завтра или сейчас, чем вы обычно руководствуетесь?
Если бы я мог выбирать, то выбрал бы «хорошо» сегодня и «еще лучше» завтра. Я оптимист, и на самом деле еще и очень везучий. Да, я много работаю, но, в принципе, пока иду по жизни, не встречая каких-либо действительно серьезных проблем. И во всех странах, где я работал, мне тоже везло. У меня всегда были какие-то возможности для роста, какие-то перспективы на будущее. Когда было принято решение направить меня в Анголу, война там уже длилась почти 30 лет. Но за месяц до моего приезда в страну были прекращены военные действия, а спустя восемь дней после моего отъезда война возобновилась. Так что пока мне очень везло на протяжении всей моей профессиональной деятельности, поэтому я отвечаю: выбираю «хорошо» сегодня и «еще лучше» завтра.


Были в вашей жизни учителя, люди, о которых вы сейчас вспоминаете с большой благодарностью?
Однозначно. Мне в жизни встретились несколько человек, которых я могу назвать настоящими учителями. Но мой ответ может вас удивить. Дело в том, что люди, которых я вспоминаю с наибольшей благодарностью, это те, которые выслушивали меня внимательно после того, как я совершал какие-то ошибки в профессиональной или личной жизни. Эти люди дали мне возможность самому найти решение, не пытаясь меня учить и не говоря, что надо делать. Они научили меня быть честным, ничего не скрывать, чувствовать ответственность и держать себя в руках.


На ваш взгляд, что вы умеете делать лучше всего как менеджер? Как развиваете это умение?
Наверное, умею требовать. Быть требовательным – единственный способ добиваться совершенства. Никогда не может быть слишком хорошо – всегда можно сделать что-то хоть чуточку лучше. Что бы мне хотелось научиться делать, так это больше хвалить людей. Я часто думаю о том, что горжусь людьми, с которыми работаю. И в то же время понимаю, что мало говорю им об этом. В такой ситуации мне хотелось бы стать лучше. Хотя я стараюсь так делать, но это на самом деле не в моем характере – я слишком требовательный. Для меня как-то неестественно говорить человеку о том, что я восхищен его успехами.


Какой период в своей жизни вы назвали бы самым сложным?
Самый трудный период для меня наступает каждый раз, когда я уезжаю из какой-то страны, оставляю там друзей. Я плачу, как ребенок. Это всегда очень тяжело. Я знаю, что встречу новых людей, и это даст мне новую энергию в будущем, но моменты расставания всегда очень сложные в эмоциональном плане.


Чем в своей карьере менеджера вы гордитесь?
Я начал работать в Nestle в 1986 г. Когда пришел в компанию, мне очень хотелось стать директором одного из подразделений. Впервые я занял пост директора в 2000 г., то есть через 14 лет после начала своей карьеры и с тех пор был директором в трех странах. Это была моя мечта, когда я пришел в компанию, это то, чего мне хотелось, когда я только начинал работать, и я счастлив, что за последние семь лет мне удалось осуществить свою мечту. У меня впереди еще 20 лет карьеры, так что, надеюсь, буду счастлив еще лет 20. Мне очень повезло, что я смог осуществить свою мечту, и это самое большое мое достижение.


Вы считаете себя оптимистом. Что является источником позитивной энергии для вас?
Это вера в Бога.  


Беседу вел Валерий Моисеев







Но в Америке он еще не работал. И в Азии…


Бруно Ле Сикле, генеральный директор Nestle в Украине и Молдове.
Родился 5 мая 1962 г. в Версале, Франция.
Окончил Высший технический институт в г. Сержи (Франция) по специальности «агрономия и экономика тропических стран». Имеет дипломы Международного института управления бизнесом (IMD) в Лозанне, Лондонской бизнес-школы.
Карьеру в Nestle начал в 1986 г. со стажировки в Португалии, Франции и Сенегале, в ходе которой получил опыт в сфере коммерции и маркетинга. В 1988 г. занял позицию менеджера группы торговых марок в Кот д’Ивуаре. С 1991 г. – заместитель генерального директора Nestle в Анголе, а через год – коммерческий директор в Сенегале. С 1995 года переведен в центральный офис компании в Швейцарии, где более двух лет занимал должность менеджера по развитию бизнеса в странах Восточной Европы. В 1997-2004 гг. работал в Чехии: начал с управления отдельными сегментами рынка (бакалея, кондитерские изделия), а с 2000 г. занял пост генерального директора Nestle в Чехии и Словакии. C 2004 г. – директор Nestle в Португалии. Нынешнюю должность занимает с мая 2006 г.
Женат, растит двоих детей – дочь шести и сына девяти лет. Увлекается гольфом, лыжным и конным спортом.
Nestle – крупнейшая в мире компания в сфере продуктов питания. 510 фабрик и промышленных предприятий в 86 странах. В группе Nestle работают 250 тыс. человек. Продукция представлена на рынках напитков, кондитерской продукции, кулинарии, детского и специального питания, замороженных продуктов, мороженого, готовых завтраков, минеральной и питьевой воды, а также кормов для домашних животных. Помимо производства продуктов питания, Nestle также владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности.
Компания начала свою деятельность в Украине в 1994 г. с открытия представительства. С тех пор она оказывает активную маркетинговую поддержку таких международных торговых марок, как Nescafe, Nesquik, Maggi, Nuts, KitKat, Lion, Aero, Friskies и др. В 1998 г. приобрела контрольный пакет акций ЗАО «Львовская кондитерская фабрика «Світоч». В мае 2003 г. в Киеве было основано ООО «Нестле Украина». В конце 2003 г. приобрела 100% акций предприятия «Волыньхолдинг» (ТМ «Торчин»). Объем продаж компании в 2006 г. составил 1,947 млрд. грн., продемонстрировав 20%-й рост.

Залишити відповідь