Питер Тиль: конкуренция – это зло

Почему конкуренция — это не всегда хорошо? Почему лучший продукт не обязательно побеждает? Объясняет основатель PayPal, первый инвестор Facebook, легендарный предприниматель Кремниевой долины

Минувшей весной легендарный предприниматель и венчурный инвестор Кремниевой долины Питер Тиль, основатель PayPal и первый инвестор Facebook, прочитал в Стэнфордском университете курс лекций о компьютерной науке и теории основания стартапов. Перед началом Тиль заявил: «Если я сделаю свою работу правильно, это будет последний предмет, который вам придется изучать». Приводим выжимку из этих лекций.

Настоящий прогресс — вертикальный

Любой прогресс бывает двух типов: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальным прогрессом является широкое тиражирование успешно работающих технологий. Это называется «глобализация». Пример — заимствование развивающимися странами в XIX веке технологии железнодорожного сообщения у передовых государств. Но в самой глобализации нет ничего инновационного: это движение от 1 к N. Самые успешные технологические компании — Facebook, Palantir, SpaceX — двигаются от 0 к 1. Это вертикальный прогресс. Люди склонны слишком сильно концентрироваться на горизонтальном развитии, тогда как по-настоящему большое значение имеет именно шаг от 0 к 1. Все великие компании смогли его совершить, остальные — нет (читать лекцию целиком).

Невозможно построить успешную компанию, если все априори считают, что она будет успешной. Ключевой вопрос формулируется следующим образом: знаете ли вы что-то о мире, что является безусловной правдой, но с чем не соглашаются все остальные? Люди перестали верить в секреты. Но они все равно существуют: на самом деле мир переполнен ими. Необходимо лишь их найти и научиться их раскрывать. У большинства проблем могут быть решения. Это означает, что теоретически существует огромное количество потенциально успешных компаний, которые можно создать.

Не тратьте силы на конкуренцию

Смысл капитализма — накопление богатства. Однако при идеальной конкуренции никто не зарабатывает денег: вся прибыль уходит на продолжение соперничества. Конкуренция может быть в интересах общества или даже мира, но далеко не всегда она соответствует интересам отдельных людей. На практике необходимо избегать конкуренции всеми силами. Гораздо лучше не бороться за место на уже существующих рынках, а создавать новые. Конфликты сильно романтизированы, однако они отнимают слишком много сил. Полезно думать, как их избегать и создавать монополии (читать целиком).

Лучший продукт не обязательно побеждает

Почему-то принято считать, что успешная технология продает себя самостоятельно. Это ложь. История переполнена обратными примерами. Достаточно вспомнить Николу Теслу. Он был лучшим инженером и ученым, нежели Томас Эдисон. Однако Эдисон был лучшим бизнесменом, и именно он основал General Electric. Люди уверены, что при старте компании нет ничего важнее команды, ее структуры и культуры. Но на самом деле нет ничего важнее дистрибуции. Большинство компаний терпят поражение, потому что не могут придумать правильный способ продажи своего продукта. Всегда необходимо думать об этом.

Помните: 20% усилий дают 80% результата

Человеку комфортно считать, что события распределяются «нормально», что 50% усилий дают 50% результата. Но на самом деле миром правит степенное распределение, согласно которому 20% усилий дают 80% результата. Этот принцип описывает большинство событий на планете — от природных катастроф до бизнеса. Основной эффект оказывает небольшое количество явлений. Эта логика применяется и к стартапам с венчурными инвестициями. Небольшое количество компаний получает все, большинство компаний — не получают ничего. Важно всегда об этом помнить.

Плохой план лучше, чем отсутствие плана

Сегодня принято полагать, что будущее невозможно предсказать. Что оно неопределенно и в принципе не поддается расчетам. Это приводит к излишней осторожности. Молодые люди предпочитают создавать портфолио небольших успешных проектов, а не замахиваться на невозможное. Однако стремление к минимизации риска — зачастую неправильный путь. Чтобы стать великим, нужно думать о великих планах. Всегда планируйте будущее.

Не ошибитесь, закладывая фундамент

Дом, построенный на неправильном фундаменте, не поддается ремонту. Первый этап развития компании — один из самых важных. В этот момент еще можно исправить то, что в дальнейшем не будет поддаваться корректировке. Ошибки в самом начале в итоге приводят к краху компаний. Обычно, когда компания прекращает свое существование, все винят рынок и прогресс. Но основной причиной являются ошибки, допущенные при ее создании. Всегда необходимо осторожно подходить к фундаментальным принципам функционирования бизнеса: в дальнейшем эти принципы будет невероятно сложно изменить.

Вы неповторимы: исследуйте новые пути

Каждый человек и каждая компания неповторимы. Когда вы принимаете какое-то решение, на самом деле оно может иметь самые невероятные последствия. В каком-то смысле жизнь любого человека сингулярна: наступит момент, когда невозможно предсказать, что ждет за горизонтом. Логичный вопрос, что следует делать с этим знанием? Обычный ответ: следовать по уже протоптанным дорожкам, не совершать непродуманных поступков, меньше рисковать. Это неправильно. Люди продают себя слишком дешево. В человеческом опыте и знании слишком много белых пятен. Нужно идти и исследовать их .

По материалам Blake Masters

Залишити відповідь