Акционерное общество "Укрзализныця" начнет функционировать примерно через 5,5-6 месяцев после принятия соответствующего постановления Кабинета министров, сообщил журналистам и.о. начальника Главного управления реформирования и корпоративного развития "Укрзализныци" Андрей Буковский.
"Если предположить, что в ближайшее время оно будет подано (проект постановления правительства о создании акционерного общества "Укрзализныця" – ИФ) в Кабмин, то через 5,5–6 месяцев после его принятия общество должно заработать", – отметил А.Буковский.
По его словам, во исполнение закона "Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования" правительство должно принять два постановления: непосредственно о создании АО и приблизительно через три месяца после первого – об утверждении устава акционерного общества.
Проект первого постановления в настоящее время проходит согласование в заинтересованных органах, в частности в Министерстве экономического развития, в Министерстве финансов, а также в Министерстве здравоохранения и Министерстве образования. А.Буковский отметил, что Минздрав согласовал проект без замечаний, остальные министерства прислали свои замечания. В частности, с Минобразования не согласован вопрос подчинения учебных заведения первого уровня аккредитации, выпускающих специалистов в сфере ж/д транспорта. "Укрзализныця" отмечает, что, согласно принятому закону, такие учебные заведения должны быть в подчинении предприятия.
"Полемика пока ведется", – отметил руководитель управления.
А.Буковский также сообщил, что с момента принятия постановления о создании АО до начала его полноценного функционирования должна быть проведена инвентаризация и оценка всего имущества железной дороги, а также рецензирование этой оценки Фондом госимущества. По словам и.о. начальника управления, возможно, независимым оценщиком будет выбрана одна из аудиторских компаний "большой четверки" (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG – ИФ), однако пока были предварительно изучены только предложения оценщиков, а соответствующий тендер еще не объявлен. А.Буковский выразил уверенность, что договор с оценщиком будет подписан сразу после принятия постановления правительства о создании АО.
Он еще раз подчеркнул, что акции новосозданного акционерного общества будут полностью принадлежать государству и общество будет внесено в список компаний, не подлежащих приватизации. По его словам, для того чтобы изменить эту норму (о запрете приватизации – ИФ) нужно принять несколько изменений в закон, создать несколько подзаконных актов, поэтому глава управления высказал сомнение, что "Укрзализныця" может быть приватизирована, например, по схеме теневой приватизации.
"Втихую приватизировать не получится", – констатировал он.
Отвечая на вопрос о позитивных изменениях реформирования предприятия, А.Буковский отметил, что создание АО приведет к росту зарплат в компании. "В России (вследствие реорганизации – ИФ) зарплата, например, выросла в 3 раза", – сообщил он.
Кроме того, появятся источники для амортизации. "Основная беда – большой износ. Нет источников амортизации. В случае создания АО возникает возможность выравнивания налогового и бухгалтерского учета", – отметил глава управления.
Также в случае реформирования появится возможность принять решение по исключению перекрестного субсидирования пассажирских перевозок. Этот сектор, по словам А.Буковского, в реорганизованной компании будет стремиться к безубыточности. "Пассажирские компании будут выделены в филиалы, будут осуществлять перевозки и стремиться к безубыточности", – сообщил он.
Пассажирские перевозки будут поделены на коммерческие и социальные. Тарифы на социальные перевозки (проезд в плацкартном и общем вагоне) будут устанавливаться государством, которое должно будет компенсировать "Укрзализныце" разницу между тарифом и себестоимостью. Стоимость коммерческих перевозок (проезд в вагонах купе, СВ и скоростных поездах) будет устанавливать сама компания.
Отвечая на вопрос о частных инвестициях в пассажирские перевозки, глава управления выразил сомнения в появлении таких в краткосрочной перспективе.
"В перспективе 10-15 лет мы не видим появления частников в пассажирских перевозках", – сказал он.
Однако, по его мнению, частные инвестиции могут прийти в сектор пригородных перевозок.
В частности, могут быть созданы совместные предприятия с тремя участниками – непосредственно "Укрзализныцей", которая будет предоставлять всю инфраструктуру, государственными обладминистрациями, которые будут делать заказ на перевозку пассажиров и частным бизнесом, который может предоставлять дополнительные сервисы в поездах.
Как сообщалось ранее, Верховная Рада 23 февраля текущего года, после повторного второго чтения приняла в целом соответствующий законопроект № 9337 "Об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования".
Согласно закону, предприятие предполагается создать в виде публичного акционерного общества с концентрацией 100% акций в собственности государства. Новый субъект хозяйствования предлагается образовать путем слияния Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныци"), предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции, доли и паи, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».