Олег Невельчук: стоимость активов бизнеса наружной рекламы ничего общего с количеством щитов не имеет

Незадолго до назначения я оставил должность генерального директора национального оператора внешней рекламы Группы компаний «РТМ-Украина».

Задача, которая стоит передо мной на данном этапе — глубинный анализ ситуации в наружной рекламе и рекламе на транспорте города Киева. Результаты этой работы лягут в основу стратегии дальнейшего развития рынка, но уже на новой платформе отношений власти и бизнеса.
За плечами у меня 15-летний опыт работы руководителем компании по наружной рекламе, представленной во многих городах Украины. Благодаря этому практическому опыту и интегрируя самые прогрессивные решения других городов несложно создать перспективную платформу для Киева.

Я убеждён и это не только моё мнение, что столица должна была быть образцом для других городов. Но нужно посмотреть правде в глаза и сказать, что за последние годы и не к чести Киева здесь «совместными усилиями» и власти, и операторов, недальновидностью и непрофессионализмом обеих сторон наружную рекламу загнали в тупик.

Как выглядит картинка сейчас: неадекватное количество рекламных конструкций, которое давно и грубо нарушило баланс спроса и предложения, хаотическое размещение щитов, невзирая даже на действующие концептуальные и законодательные нормы. Я уже не говорю о здравом смысле: скопление разноцветных и разноформатных конструкций на магистральных развязках, на обочинах, на тротуарах, — всюду, где только практически возможно поставить серый бетонный блок и водрузить на него «надежду» своего «супер прибыльного бизнеса». Совсем не хочется говорить о «бизнесменах и бизнесвуменах», продающих рекламу на своих щитах за пол-тарифа Киеврекламы, и бравирующих убеждением, что оформление разрешительных документов на эти щиты — занятие недостойное их. Не современно.

А вообще, кто и кому дал право так уродовать этот город? Ни бизнесу, ни особенно городской власти такого права, уверен, никто не давал. Да, и если разобраться, такая ситуация не выгодна обеим сторонам. Ведь что мы имеем на выходе:

Бизнес: невостребованность своих площадей на 40 %. И это уже не привычный сезонный фактор с наложившимся на него политическим кризисом, как многие себя успокаивают. Это объективная реакция рынка на общее снижение эффективности наружки, что выражается в оттоке рекламных бюджетов в более сбалансированные медиа. В этой ситуации всеобщая борьба операторов за клиента через снижение стоимости рекламы и даже демпинг — дорога в пропасть. Надо понять, что рынок, который живет по естественным законам, обмануть нельзя и что лучше уже не будет, если не будет кардинальных перемен.

Город: столица европейской страны выглядит, мягко говоря, не по-европейски. Архитектуру, памятники, скверы, бульвары, площади можно разглядеть только за плотным слоем рекламы, не всегда эстетически совершенной.

Без преувеличения, бизнес сегодня обслуживает свои обязательства перед бюджетом города из последних денег. На инвестиции в новые носители, в элементы благоустройства городской среды (автобусные остановки, скамьи, фонари), что есть нормой в Европе, ни копейки не остается. И если КП «Киевреклама» во главе с Управлением рекламы еще удается выполнять план 2014 года по сбору денег, то рассчитывать на увеличение в будущем таких доходов без кардинального изменения принципов регуляторной политики по отношению к бизнесу им нельзя.

Власти и бизнесу придется совместно разработать и реализовать целый ряд прагматических задач. Если кратко, основными из них я вижу.

Во-первых: создать юридическую основу и сферу гарантий для инвестиций. Это и законодательные инициативы для изменений в Закон Украины «Про рекламу» в части наружной рекламы, в Типовые правила КМ Украины, а также в местные нормативные акты. Необходимо доработать принятую Концепцию и Порядок размещения рекламы города Киева с учетом реалий сегодняшнего дня. Разработать уже на этой базе проекты реконструкций улиц и площадей, реализовать эти планы.

Во-вторых: предсказуемая и стабильная тарифная политика городской власти на базе понятных, прозрачных и обоснованных тарифов. Старый морально устаревший алгоритм расчета тарифов нужно заменить новым, соответствующим структуре и показателям существующего рынка. Для операторов он будет понятен, городу он даст синергию для увеличения рекламных доходов.

В-третьих: действенное взаимодействие различных органов городской власти между собой и с владельцами рекламы на всех этапах рекламных реформ и их реализации.

Сложно даже на слух, сложно и на практике. Но возможно. И главное, что другого варианта нет.
В результате бизнес медленно придет к осознанию того, что стоимость его активов ничего общего с количеством щитов не имеет. Стоимость его активов, работающих в юридическом поле, обеспечивающем минимум 7-летнюю гарантию для возврата инвестиций, будет определяться чистой прибылью. А власть увидит, что если создать бизнесу понятные, стабильные, равные и прозрачные условия для его развития, он станет мощным и самостоятельным механизмом реформирования рынка, инвестором в городскую среду.
 
Что мы имеем сегодня. Ожидание операторов на проведение предвыборной агитации подтверждены: рынок на 2 месяца немного оживится, что обеспечит отход от отрицательного баланса компаний и оплату городу в полном объеме. Эту 2-месячную передышку просто необходимо использовать для разработки четкого плана и начала действий. Я верю в это.

Залишити відповідь