Страх перед родиной
«Юрьев день» – кино для тех, кто добился успеха вдали от родины, но имеет привычку иногда возвращаться на старое место во время отпуска
Фильмы из категории артхаус на самом деле очень трудно кому-либо рекомендовать для просмотра. В отличие от голливудских рекордсменов, «бомбящих по площадям», такие ленты нацелены на достаточно узкую аудиторию, поэтому вероятность попадания в зрителя невелика. Даже среди моих знакомых, которых я считал людьми склонными к авторскому кино, были прецеденты непонимания. Вот почему будем осторожны в рекомендациях.
«Юрьев день» – это драма. Перед тем как уехать жить в Австрию, известная оперная певица вместе с сыном едет в российскую глубинку, чтобы проститься с родиной. Это прощание не обещает выйти за рамки кратковременного посещения захолустья, которое обычно сопровождается чувством потаенной радости от того, что ты здесь все-таки не остался. Однако во время осмотра местного кремля сын певицы исчезает. Для поисков пропавшего она вынуждена остаться на ночь, затем на следующую ночь, еще на одну и т. д.
«Каждый из нас с этим чувством сталкивался, – говорит Серебренников. – Мы хотим куда-то дернуться, вырваться, уехать, но нас не отпускает родина. И какая же это субстанция – страшная или, наоборот, святая – нам не дано судить. Мы знаем лишь то, что в ней можно пропасть, а уйти от нее нельзя». О страхе перед родиной действительно говорят не так часто. Не знаю, как вам, а лично мне, когда я еду в отпуск в родную провинцию на вторую неделю тоже становится страшно, что на этот раз она не отпустит. Но пока что все обходилось.
Поколение «Z»
Экспозиция «Мечтатели» в «ПинчукАртЦентра» наверняка будет интересной HR-менеджерам, напряженно вглядывающимся в будущее.
«Это, конечно, шок, – рассказывает президент «ПинчукАртЦентра» Питер Дорошенко. – После 30 секунд уже хочется выйти. Харьковская арт-группа «SOSка» показала здесь молодых жителей культурного подземелья (судя по внешнему виду, относящихся к популярной ныне подростковой субкультуре эмо. – Прим. ред.). Сделано это с натурализмом, характерным для Михайлова и Браткова. Конечно, лично меня такая субкультура не очень интересует. Но, хорошо это или плохо, она существует. Попадая сюда, ты вынужден на это смотреть».
Помнится, совсем недавно зарубежные и отечественные бизнес-издания увлеченно обсуждали так называемое поколение «Y», которое сменило на рабочих местах «X»-ребят. Очень возможно, что в лице эмо мы имеем зачатки следующей волны, которая, согласно порядку, установленному латинским алфавитом, будет именоваться буквой «Z». Так что внимательнее, работодатели, ранимые плаксы и печальные интроверты, одетые в розово-черное, скоро придут наниматься на работу в ваши компании.