У отечественного бизнеса и населения в скором времени появится возможность уберечь себя от потерь на колебаниях курса нацвалюты. Национальный банк дал добро на запуск в Украине валютных фьючерсов.
Старт этому процессу был положен еще 4 декабря прошлого года вместе с принятием правлением НБУ постановления «О порядке согласования типовых форм деривативов». Разрешение на внедрение такого инструмента уже успели получить три фондовые биржи: две киевские – Украинская биржа и ПФТС, а также днепропетровская фондовая биржа Перспектива. Помимо Нацбанка, свою лепту во внедрение нового инструмента сделала и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, согласовав новые правила бирж с учетом вышеупомянутых фьючерсных контрактов.
Долгожданное решение
Фондовики отмечают, что возможности использовать валютные деривативы отечественные инвесторы ждали более шести лет, с того самого момента, как в 2008 г. НБУ отказался от фиксированного курса гривни в 5,05 грн./$. На сегодняшний день украинский срочный валютный рынок представлен лишь внебиржевыми беспоставочными валютными форвардами (NDF). Минимальный размер сделки на этом рынке, по словам директора департамента торговли ценными бумагами группы ICU Влада Синани, составляет $1 млн., что делает его практически закрытым для большей части непрофессиональных участников валютного рынка. Поэтому появление в Украине биржевых валютных деривативов действительно можно считать знаменательным событием для фондового рынка. «Первые попытки зарегистрировать спецификацию такого инструмента Украинская биржа предпринимала еще с 2010 г.», – вспоминает председатель правления биржи Олег Ткаченко.
Но, по его словам, для нормального функционирования дериватива нужно еще решить один очень важный вопрос, а именно определиться, что же послужит для него базовым активом. «Дело в том, что в Украине отсутствует рыночный бенчмарк, которому доверяли бы участники рынка. Ранее таким бенчмарком был курс, определяемый ассоциацией EMTA и публикуемый агентством Thomson Reuters, но с середины ноября 2014 г. и этот показатель не рассчитывается», – сетует Олег Ткаченко.
С ним соглашается и начальник управления валютных операций НБУ Сергей Пономаренко: «Сейчас на валютном рынке Украины наблюдается кризис. Рынок неликвидный и с трудом находит свое равновесие». Поэтому, по мнению чиновника, полноценного рыночного базового актива для расчетных деривативов, относящихся к курсу гривни, пока нет.
На фондовой бирже ПФТС учли этот момент и разработали сразу три спецификации будущего фьючерса. Помимо курса доллара по отношению к украинской гривне, который рассчитывает и публикует Thomson Reuters и EMTA (пока не публикуется. – Прим. автора), биржа определила базовым активом для производного инструмента средневзвешенный курс межбанковского валютного рынка и официальный курс гривни к доллару, устанавливаемый НБУ. Но, по словам председателя правления биржи Игоря Селецкого, это не означает, что на площадке будут запущены все три спецификации одновременно: «Мы выберем ту спецификацию, которая на момент запуска фьючерса будет наиболее соответствовать реальному рыночному курсу».
На бирже Перспектива, где торги валютными деривативами стартовали еще 21 января, пошли еще дальше, разработав сразу четыре спецификации фьючерсного контракта на валютную пару доллар/гривня. К уже озвученным спецификациям биржа добавила и спецификацию «USD4» с базовым активом, основанным на среднем арифметическом значении курса гривни к доллару и средневзвешенной спот-котировке курса, которая оглашается брокерами и публикуется информагентством Thomson Reuters по состоянию на 11:30 (по Киеву). Этот показатель будет рассчитываться по специальной формуле. Помимо того, биржа запустила торги фьючерсами и опционами на курс гривни к евро. Базовым активом для этих контрактов предусмотрен официальный курс гривни к евро, устанавливаемый Нацбанком, а также средневзвешенный курс гривни к евро на межбанке с учетом времени его публикации.
На Украинской бирже торговать валютными фьючерсами начали 28 января. НКЦБФР согласовала предложенную биржей спецификацию дериватива 20 января. К торгам пока были допущены короткие фьючерсные контракты со сроком исполнения 16 марта 2015 года. За расчетное значение для мартовского контракта пока используется опубликованный НБУ средневзвешенный курс доллара по отношению к гривне, основанный на данных межбанковского валютного рынка по состоянию на 16:00. А с 20 февраля Олег Ткаченко прогнозирует и запуск торгов фьючерсным контрактом евро/доллар.
Банк за бортом
По мнению экспертов, особо актуальным запуск валютных фьючерсов в Украине делает нестабильная ситуация на валютном рынке. За прошлый год гривня по отношению к доллару потеряла около 60% стоимости. «Для спекулянтов это отличный инструмент для торговли, а для реального сектора (экспортеры, импортеры) – возможность зафиксировать курс», – говорит ведущий аналитик рейтингового агентства Эксперт Рейтинг Виталий Шапран.
Хеджирование валютных рисков важно и для предприятий, привлекающих займы в иностранной валюте (например, у материнских компаний) либо зарубежные инвестиции. «Резкая девальвация гривни усложняет для таких компаний выполнение обязательств, ухудшает финансовое состояние и увеличивает репутационные риски», – рассказывает директор фондовой биржи Перспектива Станислав Шишков.
Председатель НБУ Валерия Гонтарева также неоднократно сообщала о том, что регулятор больше не будет совершать интервенций, направленных на удержания курса нацвалюты, а обоснованную стоимость гривни должен будет определить непосредственно рынок. В связи с этим даже среднедневные изменения курса могут быть достаточно ощутимыми.
Но кто конкретно будет создавать спрос на валютные фьючерсы и какие ожидаются объемы торгов, биржевики говорят неохотно. «Пока что прогнозировать популярность валютного фьючерса некорректно. Фактически идет речь о запуске принципиально нового для Украины сегмента финансового рынка, – утверждает Станислав Шишков. – Безусловно, есть опыт торгов деривативами на нашей бирже и на Украинской бирже, но в основном при участии торговцев ценными бумагами. Для банков это новая процедура, которая должна быть тщательно отработана. А без банков и их клиентов говорить о существенной ликвидности и полезности данного рынка будет сложно».
Сегодня на Украинской бирже уже торгуется фьючерс на индекс рынка акций. Однако за 2014 г. общий объем торгов этим инструментом составил всего 1,4 млрд. грн. Но на бирже, ориентированной в первую очередь на интернет-трейдинг, и в работе с валютным фьючерсом прогнозировано делают ставку на физлиц и зарубежных инвесторов, желающих перестраховать девальвационные потери. «Первоначальный спрос на этот инструмент ожидается со стороны частных инвесторов, после чего на рынке появятся хеджеры и банки», – рассказал Олег Ткаченко.
При этом финучреждения по требованию НБУ пока смогут работать с этим инструментом лишь как брокеры. «К торговле за собственный счет банки допускаться не будут до тех пор, пока на валютном рынке Украины не установится стабилизация. Ведь только через собственную валютную позицию банка возможна полноценная связь между рынком деривативов и рынком спот. И пока на спотовом рынке нет ликвидности и есть дефицит валюты, банкам торговать за свой счет достаточно рискованно», – поясняет Сергей Пономаренко.
В то же время государство в лице НБУ надеется, что валютные деривативы снизят спрос населения и бизнеса на реальную валюту. Это в свою очередь должно стабилизировать и курс гривни. «Что касается физических лиц, то это позволит снизить давление на рынок торговли наличным долларом и уменьшить ажиотажный спрос. Ведь не секрет, что многие физлица покупают доллар не потому, что он им конкретно нужен, а только с целью избежать потерь, связанных с девальвацией», – соглашается Алексей Ефремов, директор казначейства Укргазбанка.
«Торги валютными фьючерсами можно рассматривать как некую альтернативу валютному межбанку, – рассказывает начальник отдела стратегического развития IBI-Rating Игорь Андрусик. – Но в целом не стоит ожидать, что данный инструмент станет ему полноценной заменой. Это может дать возможность лишь в некоторой мере разгрузить межбанк и переместить на биржу часть спекулянтов».
Сами биржевики пока также сомневаются в стабилизации курса гривни одновременно с появлением валютных деривативов. «Бабушки валютным фьючерсом торговать не будут. В таких условиях спрос будет сугубо спекулятивным, а единственными игроками на рынке станут сами брокеры и их клиенты – физические лица. И непонятно, кто кого переиграет», – говорит Игорь Селецкий.
Российский след
Относительный доступ до фьючерсного контракта на валютную пару доллар/гривня у украинцев как физлиц, так и юрлиц был и ранее. Аналогичный инструмент относительно давно существует на Московской бирже. Правда, напрямую торговать этим фьючерсом отечественные инвесторы из-за особенностей украинского законодательства не могли, за них это делал брокер. Но российский аналог не пользовался особым спросом, а среднедневные объемы торгов по сравнению с тем же фьючерсным контрактом на валютную пару доллар/рубль там были просто мизерные – несколько миллионов гривен.
«Долгое время этот фьючерс (на Московской бирже. – Прим. автора) был неликвидным и практически не торговался. Но на фоне событий минувшего года появились девальвационные ожидания касательно курса гривни, и фьючерс немного расторговали. На мой взгляд, объемы торгов аналогичным инструментом на украинских биржах будут многократно превышать объемы торгов российского аналога», – говорит инвестиционный эксперт инвесткомпании Неттрейдер Владислав Герасименко. С ним частично соглашается и управляющий директор инвестгруппы Универ Алексей Сухоруков, отмечая, что украинский фьючерсный контракт сможет торговаться в больших объемах, но только если его базовым активом будет реальный, а не искусственный рыночный курс. «В текущей ситуации, когда реальный рыночный курс формируется на черном рынке, и прозрачного бэнчмарка просто нет, запуск контракта будет преждевременным», – подчеркнул он.
Специалист инвестиционного департамента компании по управлению активами ОТП Капитал Денис Шептицкий не исключает, что сдерживать объемы торгов валютными фьючерсами в Украине могут особенности отечественного валютного рынка. К таким ограничениям аналитик относит высокую волатильность инструмента и непредсказуемость изменения цен на рынке. «Среднедневное колебание валютной пары гривня/доллар на межбанке за 2014 г. составило 1,47% (максимально – более 8%). Учитывая десятикратный леверидж фьючерсных контрактов, можно предвидеть среднедневное колебание цены деривативов в размере 14,7% (максимально – 80-90%)», – говорит он. Высокая волатильность, по мнению эксперта, делает торговлю валютными фьючерсами практически невозможной: «Сторона контракта фактически может не успеть выйти из него или при необходимости увеличить гарантийное обеспечение для того, чтобы оставаться в позиции на протяжении дня». Эта проблема вызвана неразвитостью отечественного валютного и фондового рынка, прежде всего небольшим количеством участников торгов и их низкими объемами.
Универсальный хедж
Валютные фьючерсы используются для хеджирования валютных рисков и получения прибыли от спекулятивных операций. При заключении сделки купли/продажи фьючерсного контракта его покупатель рассчитывает на рост курса доллара в будущем, а продавец – на его снижение. «Таким образом заключается своеобразное пари, победитель которого определяется после наступления срока исполнения фьючерсного контракта и получает доход, рассчитанный исходя из сложившейся курсовой динамики», – поясняет аналитик инвесткомпании Альтана Капитал Андрей Глущенко.
Еще одной привлекательной особенностью валютных фьючерсов Алексей Ефремов считает доступность и надежность для всех участников рынка, включая частных лиц: «Торговля фьючерсами производится на одном централизованном рынке, что позволяет избежать риска расчетов, поскольку клиринговая палата биржи выступает как продавец для каждого покупателя, и наоборот.
Опасная игрушка
Не всегда торги валютным фьючерсом проходят гладко. К примеру, 15 декабря прошлого года Центробанк России отстранил часть участников от торгов фьючерсным контрактом на индекс РТС на Московской бирже, чтобы убрать избыточное давление на рубль.
«Дело в том, что в России значительный оборот наличной валюты торгуется на бирже, а не на межбанке, как у нас. Немалая часть объема торгов ведется срочными беспоставочными контрактами, выполняющими функцию хеджирования рисков. При этом бенчмарком направления движения валютного рынка всегда служит срочный рынок, потому что он отражает предполагаемое будущее движение валютного рынка», – поясняет управляющий активами инвесткомпании Неттрейдер Юрий Бажинов.
Центробанк России, по словам финансиста, был вынужден приостановить торговлю фьючерсом на валютную пару доллар/рубль, потому что спекулянты очень эмоционально отреагировали на падение стоимости нефти, а также ощутили неспособность ЦБ управлять ситуацией на валютном рынке. «На сегодняшний день мы наблюдаем возобновление торгов по фьючерсам рубль/доллар, однако возврат на прежние позиции происходит довольно медленными темпами», – отметил Андрей Остапчук, специалист отдела по работе с ценными бумагами банка Национальный кредит.
Похожий случай по своей панической природе, но уже с фунтом стерлинга произошел 16 сентября 1992 г. Этот день в истории запомнился как «черная среда» для британской валюты.
Обвал фунта более чем двадцатилетней давности приписывают Quantum Fund, которым управлял Джордж Сорос. Британское правительство, как и Центробанк России, предприняло попытки стабилизировать ситуацию на валютном рынке, подняв ключевую ставку. Но эти действия лишь раззадорили спекулянтов, играющих на понижении фунта стерлинга. Британский фунт стерлингов тогда за один день упал на 12%, соответственно экономика Великобритании понесла тяжелый урон.