Чем обусловлен наблюдающийся в Украине кадровый круговорот между парламентом и Кабинетом министров?

Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:

– Прослеживается такая тенденция: министры, которые собираются идти на выборы, не верят в долговременность жизни этого правительства. Скорее всего, после парламентских выборов, после избрания нового руководства Верховной Рады так или иначе встанет вопрос о его смене. Поэтому члены Кабмина, думая о своем будущем, считают, что им необходимо снова идти в парламентарии, а затем опять возвращаться в Кабмин. Вот такой наблюдается «круговорот в природе». На каждом этапе это определяется разными факторами. В данном случае – недолговечностью жизни правительства. В иных случаях можно говорить о том, что кому-то необходимо более широко развернуться в правительстве, решить какие-то проблемы. А иногда встает вопрос о достойном завершении карьеры, ради достойной депутатской пенсии либо ради депутатского иммунитета.

Ирина Бекешкина, научный руководитель фонда «Демократические инициативы»:

– Если раньше все стремились в исполнительную власть из законодательной, потому что исполнительная власть дает больше личных возможностей, а также возможностей влияния от имени тех финансово-экономических групп, которые они представляли в парламенте, то сейчас наблюдается обратный процесс, обусловленный прежде всего тем, что все понимают: после избрания нового законодательного органа, скорее всего, поменяется состав Кабинета министров. Поэтому какой же смысл там дальше находиться? Гарантий, что Кабмин останется в том же составе, нет, поэтому люди хотят иметь стабильное рабочее место в новом парламенте.

Владимир Лупаций, исполнительный директор центра социальных исследований «София»:

– До настоящего времени статус народного депутата и сам депутатский корпус в значительной степени являлся кадровым резервом при формировании Кабинета министров. То есть обладание мандатом народного депутата давало больше шансов быть назначенным в Кабмин. Сегодня многие политические силы и отдельные политики понимают: существует угроза того, что после выборов Кабинет будет переизбран, будет тотальная ротация. Поэтому они предпочитают делать ставку на перспективу, а не на текущую ситуацию. Во-вторых, так или иначе не исключен вариант, что в новом составе ВР будет по-новому поставлен вопрос о формировании правительства коалиционным большинством. Таким образом, у владельца мандата есть возможность уйти из нынешнего Кабмина, чтобы вернуться в новый.

Юлия Тищенко, координатор проектов по гражданскому обществу Украинского независимого центра политических исследований:

– «Круговорот» между парламентом и Кабмином обусловлен, во-первых, определенными карьерными интересами, во-вторых, расширением влияния того или иного депутата либо потенциального члена правительства на наши экономические, политические и социальные сферы. По большому счету, у представителей исполнительной власти в данном контексте может быть больший карт-бланш, чем у депутатов, потому что исходя из закона о выборах государственный чиновник необязательно должен идти в отпуск на момент избирательной кампании. Это его право, но не обязанность.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– Новый парламент будет определять состав нового Кабинета министров. И людям, находящимся сегодня в Кабмине и являющимся «фишками» клановых финансовых групп, чтобы удержаться в следующем составе Кабинета, необходимо пройти в новый созыв Верховной Рады. А менять их на другие «фишки» для финансово-промышленных групп очень дорого и неэффективно. Поэтому они исходят из принципа «старый конь борозды не портит», потому что есть старые, отработанные уже, проверенные «фишки», которые будут и далее помогать зарабатывать деньги в исполнительной власти.

Виктор Пинзеник, народный депутат Украины, лидер фракции партии «Реформы и порядок» «Реформы-Конгресс»:

– За традицiєю уряд у нас формується практично з парламенту. Для України це нормально. Хто може заборонити урядовцю брати участь у виборах? Законодавчо це урегульовано, на даному етапi нiяких суперечностей з Конституцiєю немає.

Алексей Кучеренко, народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:

– На мой взгляд, это яркое свидетельство несовершенства системы государственного управления, статуса высших должностных лиц, то есть их нестабильность. Все вышеперечисленное говорит о том, что подавляющее большинство чиновников даже самого высшего ранга не уверены в своем будущем и они просто хотят застраховаться. С одной стороны, это их право. Но такая тенденция свидетельствует: чиновники чувствуют себя неуютно, поскольку они в любой момент могут лишиться своего кресла без объяснения причин, без ясной перспективы на будущее. И это очень остро чувствуется среди высшего чиновничества и в Киеве, и в регионах.

Александр Ржавский, народный депутат Украины, председатель объединения «ёдина родина»:

– Потому что по сути все смотрят сейчас на парламентские выборы как на хороший потенциальный «отстойник». За два года страсти улягутся, правительство, естественно, поменяется, но каждый будет уже готов к новым политическим высотам. Вообще, во всем мире парламент является политическим резервом и страховкой.

Юрий Крук, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам строительства, транспорта и связи:

– Это нормальная политическая деятельность. И в том, что многие работники исполнительной власти хотят быть народными депутатами, нет ничего плохого. Премьер-министр по этому поводу сказал, что это не будет мешать работе правительства, а может, даже наоборот. Ведь для того, чтобы заниматься более действенным законодательным процессом, совсем неплохо, что человек прошел исполнительную власть – тогда ему будет значительно легче работать в законодательной власти.

Дмитрий Корчинский, политолог:

– Усi члени Кабiнету мiнiстрiв знають, що життя цього уряду буде коротким, що А. Кiнах – тимчасова фiгура i недовго переживе вибори в якостi прем’єр-мiнiстра. Безумовно, всiм хотiлось би бути депутатами. Але найголовнiше те, що всi розумiють -промiжок вiд кiнця виборiв 2002 року до 2004 року буде дуже бурхливим, дуже багато буде змiн. I всiм хотiлося би мати можливiсть пересидiти цей перiод у Верховнiй Радi, а не бути десь у виконавчих структурах влади. Тому що всiм вiдомо – що вище положення у виконавчих структурах, то воно бiльш хистке. Якщо ранiше йшли у Верховну Раду для того, щоб пробитись у виконавчi органи влади, то зараз навпаки.

Валерий Алешин, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности:

– Мне кажется, что стремление многих членов Кабинета министров стать депутатами объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, некоторые осознают, что Кабмин все равно будет реорганизован и персональные позиции могут быть усилены наличием депутатского мандата. Во-вторых, я думаю, уже все в Украине убедились – и члены правительства, и парламентарии, – что эффективная работа и продвижение реформ в нашей стране возможны только тогда, когда есть стабильное парламентское большинство, разделяющее подходы к реформированию общества. И вот для достижения этого парламентского общества, очевидно, члены правительства тоже готовы поработать, включиться в избирательную кампанию и иметь то большинство, которое позволило бы любому правительству работать более эффективно. Может быть, есть и другие обстоятельства, но, на мой взгляд, это главное – ни одно правительство не может успешно работать, не опираясь на парламентское большинство.

Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер фракции СПУ:

– Это элементарная реализация установки Администрации президента и его лично по формированию парламента из зависимых людей, «ручного парламента». В связи с этим все представители исполнительной власти принимают участие в выборах. И казалось бы нелогичным это действие, потому что зависимые СМИ постоянно, в течение многих лет, по указанию президента и угождая ему, шельмуют парламент и представительские органы власти вообще. Тогда возникает вопрос: почему же вдруг те, кто причастен к этому шельмованию, сами хотят попасть в парламент? Все объясняется очень просто – это средство на пути к утверждению авторитаризма.

Богдан Бойко, народный депутат Украины, глава партии НРУ «За єднiсть»:

– Тому що вони впевненi – пiсля березня уряд пiде у вiдставку.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

– Мне кажется, это связано с тем, что мы плавно входим в новый тип политической системы, в такой, когда исполнительная власть будет формироваться парламентским большинством. В данных системах очень часто бывает ситуация, при которой народные депутаты одновременно являются министрами, и это нормально. Но только в том случае, если есть система парламентского большинства и соответствующая ответственность этого большинства и назначенного им правительства за выполнение какой-либо программы. В данной ситуации у нас проходят, я бы сказал, эксперименты, «польовi дослiдження українського полiтичного сексу», когда происходит ротация людей между этими двумя органами. С тем, чтобы в конечном счете прийти к системе, когда министр сохраняет за собой мандат депутата и является представителем конкретной политической силы, которая, например, объединилась с другими силами, сформировала большинство в ВР и несет ответственность за реализацию положений совместной программы.

Я сторонник такой системы давно, более того, считаю, что для этого не нужны изменения в Конституции, достаточно только внести изменения в закон о статусе народного депутата. Там просто нужно указать, что запрещаются всякие совмещения с чиновничьими должностями, кроме министерских. Министр – должность политическая. И по моему мнению, даже желательно, чтобы он был народным депутатом.

Леонид Кравчук, экс-президент Украины:

– Щоб здобути перемогу на виборах, тому що цi люди знанi, авторитетнi. Але це зовсiм не означає, що пiсля перемоги вони обов’язково будуть депутатами. Вони можуть скласти свої депутатськi повноваження, i список пересунеться. Я вважаю, що вони йдуть з метою, щоб партiя здобула бiльше процентiв i пройшла у Верховну Раду.

Василий Онопенко, народный депутат Украины, лидер Украинской социал-демократической партии:

– Использованием админресурса. Кроме того, это страховка, поскольку по Конституции после 31 марта Кабмин будет переизбираться, и многие понимают, что они «временщики» и каждый подыскивает себе место в законодательной власти.

Залишити відповідь