Виктор Небоженко, политолог:
– Основные критерии деятельности Кабмина независимо от политической ориентации – это наличие новых людей в новом составе Кабинета министров. Кроме того, наличие конкретных реформ в конкретных отраслях экономики. Степень инициативности КМУ как субъекта законодательной инициативы. Уровень взаимодействия между регионами и центральным аппаратом. Степень прозрачности работы. Наличие реальных антикоррупционных механизмов в деятельности Кабмина.
Евгений Червоненко, председатель правления Государственной акционерной компании по материальным резервам:
– Основные критерии оценки работы правительства, на мой взгляд, – это выплаты денег бюджетникам, выполнение бюджета, стабильность курса гривни, полная прозрачность исполнения бюджета, отсутствие зачетов и бартера.
Виктор Шишкин, народный депутат Украины, экс-генеральный прокурор Украины:
– Правительство должно идти по пути реформ: структурировать отечественную экономику, финансовую систему, ликвидировать бартерные операции. Это значительные реформаторские шаги.
Инна Богословская, народный депутат Украины, депутатская группа «Трудовая Украина»:
– Реформирование структуры промышленного производства. Ликвидация бартерных схем взаиморасчетов и т. д. Создание взаимодополняющих и взаимоподстраховывающих механизмов совместной работы с Верховной Радой.
Роман Бессмертный, народный депутат Украины, фракция НДП, представитель президента в ВР:
– Основним критерiєм реформ є пiдвищення добробуту громадян. Якщо цього не вiдбувається, чи немає хоча б концептуальних штрихiв або посилань на те, що такi моменти закладаються, – це не реформи.
Валерий Череп, председатель Государственного комитета по строительству, народный депутат Украины, СДПУ(о):
– Ни одно правительство никогда не сможет эффективно работать без тесного сотрудничества с Верховной Радой. Например, Виктору Ющенко как бывшему премьеру удалось в большой степени найти контакт с отдельными фракциями и партиями в парламенте, что позволило ему работать со всей политической палитрой.
Кроме того, главным для правительства должны быть не лозунги и призывы, а конкретная работа и конечный результат. А результатом можно считать повышение жизненного уровня людей, повышение зарплаты, снижение безработицы, увеличение ВВП и объемов производства, выход на международную арену. Это все возможно осуществить только при наличии совершенного правового поля и законодательной базы.
Михаил Ратушный, народный депутат Украины, фракция УНР:
– Прозорiсть i детiнiзацiя економiки. Елементи реформування погашення заборгованостi по зарплатах i пенсiях без зовнiшнiх запозичень. Це є елемент задiяностi ринкових механiзмiв, i це – елемент реформування економiки. Крiм того, вилучення бартерних операцiй.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:
– Трудно говорить о критериях эффективности работы правительства применимо к украинской действительности, поскольку Украина вступила сегодня в активный избирательный процесс, который стал главенствующим в деятельности государственных институтов. Поэтому критерии оценки работы правительства у президента, политических игроков, зарубежных партнеров и у населения – разные.
С точки зрения населения Украины эффективность правительства оценивается по выплаченной заработной плате, отсутствию инфляции, по созданию необходимых предпосылок для улучшения собственного благополучия граждан, а также с точки зрения перспектив и уверенности в завтрашнем дне.
Но сегодня главными критериями оценки работы правительства являются его способность быть активным политическим игроком в обеспечении нужных президенту результатов парламентских выборов. По сути, правительство – заложник политического процесса, содержанием которого являются будущие выборы. Поэтому в общеевропейском смысле или с точки зрения эффективности правительства, проводящего определенную экономическую политику, рассчитанную на долгосрочную перспективу, вообще не приходится говорить о критериях. Об этом можно будет поговорить после марта 2002 г.
Иван Заец, экс-министр экологии и природных ресурсов Украины:
– Прозорi правила гри, якi повиннi стимулювати кожного мiнiстра до вiдповiдальної, ефективної роботи. Остаточне вирiшення соцiальних проблем.
Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:
– Установление прозрачных правил игры в экономике, особенно на энергорынке, повышение финансовой дисциплины. Выплата задолженности по пенсиям и зарплатам.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– На мой взгляд, есть очень много параметров, по которым можно оценивать работу правительства. Один из критериев – согласованная работа с парламентом и президентом. Второй – действует ли правительство так, чтобы каждое его решение было стратегическим в какой-то определенной программе. И третий – насколько эффективно проходит документооборот в правительстве, насколько оперативно принятые решения выполняются. Это очень сложно, и нельзя сказать в общем – реформаторское или нереформаторское. Критериев слишком много.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Поскольку правительство вообще политико-экономический орган, то первый критерий – это стабильность денежного обращения. Второй – увеличение экспорта. Третий – работа банковской системы. Четвертый – уровень доходов населения. Пятый – уровень деловой активности. Шестой -уровень безработицы. Седьмой – экономические показатели промышленного производства.