Насколько реальна полная коммерциализация парламентских выборов?

Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»:

– На мой взгляд, полная коммерциализация невозможна. Даже при том, что наш электорат и политические силы не отличаются какой-то определенной позицией – идеологической, принципиальной, мировоззренческой – деньги такую всеобъемлющую, 100%-ную роль не играют даже в Украине.

Виктор Небоженко, политолог:

– Это невозможно. Вступают в силу не деньги, а политика, культура, случай, логика борьбы – очень много обстоятельств – компромат, криминалитет и т. п. Когда один коммерсант сталкивается с другим коммерсантом – это уже политика, а не бизнес. Деньги «перебивают» деньги во время избирательных кампаний только при очень ограниченных условиях. Если «денежный мешок» один, то я согласен, что при прочих равных условиях он еще может победить. Но если этот «денежный мешок», допустим, принадлежит националисту, он никогда не победит в коммунистическом округе. Например, может ли Суркис выиграть во Львове? И наоборот, может ли Слава Стецько выиграть в Донецке? И никакие деньги это не перебьют.

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:

– Если речь идет о том, что все покупается и продается, то личность самого кандидата в депутаты не играет никакой роли, а деньги приобретают доминирующее положение, и тогда коммерциализация вполне возможна. Ведь деньги всегда во всем мире и у нас, особенно сегодня, играют очень большую роль в политике. Безусловно, значительная часть тех, кто будет участвовать в парламентских выборах и выиграет их, попадет в ВР благодаря деньгам. Но вместе с тем, несомненно, найдутся харизматичные личности, люди, симпатичные электорату, поэтому полная коммерциализация невозможна.

Юрий Мирошниченко, президент Всеукраинского общественного объединения «Новая генерация», лидер партии «Новая генерация Украины»:

– Я могу разделить этот вопрос на два аспекта. Первый – коммерциализация как приход во власть представителей предпринимательской среды. И второй – постановка на коммерческую основу всего избирательного процесса. Я думаю, что второе произойдет, ну, если не полностью, то процентов на 90. Эта тенденция прослеживалась уже на выборах в 1998 году. И вполне очевидно, следующие парламентские выборы будут коммерциализированы почти полностью.

Если говорить о коммерциализации как о процессе прихода во власть представителей бизнеса – сегодня значительно усилились объединения предпринимателей, они уже начинают осознавать себя как самодостаточная политическая сила. Их количество увеличится и в ВР, и особенно в органах местного самоуправления. По-моему, это положительная тенденция, ведь эти люди идут в политику не только с целью лоббирования собственных интересов, но и для того, чтобы представлять и отстаивать позиции определенного социального класса, создавать для него выгодные условия существования в обществе.

Евгений Червоненко, председатель правления Государственной акционерной компании по материальным резервам:

– Я не политик, но чисто прагматически считаю так: есть левый электорат и есть правый – оба достаточно стойкие. За 10 лет независимости жители Украины стали очень хорошо ориентироваться в политике и людях, которые ее «делают». Безусловно, коммерческий подход будет иметь место в выборах в ВР, однако не меньшую роль сыграют голоса избирателей. Поэтому мне кажется, что нынешние выборы станут серьезной борьбой между олигархами и истинными патриотами, теми, кто привязан к реальной жизни, к реальной работе, теми, кто хочет жить в стране с прозрачными законами и прозрачным их исполнением.

Вячеслав Кредисов, председатель правления объединения «Новая формация», заслуженный экономист Украины:

– На самом деле выборы как высшее проявление демократии в стране даже при очень большом желании невозможно полностью коммерциализировать.

Если говорить о ситуации в нашей стране, то, на мой взгляд, достаточно большой процент участников предвыборной гонки получат свои места в ВР благодаря деньгам. Но не меньший процент – прежде всего, благодаря своей позиции, предвыборной программе, харизме, идеологии, работе, команде.

Идеальное сочетание в моем понимании – это нравственный, экономически независимый депутат, ибо неизвестно, что хуже для народа – безнравственный депутат или «бедный» депутат.

Алексей Бурсук, директор компании Relcom:

– Я думаю, что без серьезных финансовых вливаний нельзя стать депутатом. Там случайных людей нет. Поэтому выборы будут коммерциализированы на 90%.

Василий Онопенко, народный депутат Украины, экс-министр юстиции Украины:

– Вполне реальна. И на мой взгляд, в Украине выборы будут проходить на коммерческой основе до тех пор, пока существует ныне действующий закон о выборах в Украине.

Николай Томенко, директор Института политики:

– Ситуацiя сьогоднi така: якщо у нас залишається змiшана система виборiв, я думаю, що багато лiдерiв полiтичних партiй на сьогоднi достатньо критично дивляться на те, щоб за рахунок народних депутатiв, вiдомих полiтикiв продавати мiсця просто комерцiйним структурам. I мiй прогноз полягає в тому, що кiлькiсть пiдприємцiв у партiйних списках не буде збiльшена. Що стосується мажоритарних округiв, я також вважаю, що, наприклад, конкурентами бiзнесу в округах буде мiсцева елiта, представники мiсцевої влади. Тому за формальною ознакою кiлькiсть бiзнесменiв, якi до приходу в парламент постiйно займалися бiзнесом як професiєю, буде збiльшена. В цьому сенсi не треба боятися, що бiзнесмени складатимуть бiльше половини парламенту.

Александр Жир, народный депутат Украины:

– Борьба за места в парламенте будет как никогда жесткой, с использованием, к сожалению, всевозможного компромата и денег. Ведь все понимают, что предстоящие выборы – это либо последний шанс укрепиться в статусе демократического государства, либо Украина перейдет в число государств с тоталитарным режимом.

Станислав Аржевитин, председатель правления акционерного банка «Ажио»:

– Для мене є очевидним одне: що iнститут Верховної Ради в нашiй державi все менше придiляє уваги законотворчiй дiяльностi й перекладає її на плечi своїх референтiв, громадських органiзацiй тощо, а самi депутати займаються дiйсно бiзнесовими iнтересами приватного характеру, своїх компанiй чи тих, хто їх вiдрядив до ВР. Те, що депутатський мандат дає змогу зробити добрий бiзнес, теж стало вже очевидним. I прикро, що бiльшiсть депутатiв мобiлiзують свої зусилля i останнi кошти для того, щоб покращити власнi справи i задовольнити власнi амбiцiї. У нас депутати стають доброю iнвестицiєю, яка обов’язково вiдпрацює в рiзних питаннях: комусь – землю, комусь – пiльги, лiцензiї тощо. Але, думаю, ще залишились острiвцi справедливої, чесної виборчої процедури – там, де будуть мажоритарнi округи. Вважаю, там ще, можливо, будуть люди, якi прийдуть i стануть депутатами по сутi й по формi. А тi, хто йде по партiйних списках – готують певнi суми. Таких буде 50%.

Залишити відповідь