Уступив давлению представителей Международной федерации индустрии звукозаписи (IFPI) и американского правительства, Кабмин 28.04.2001 г. утвердил три постановления, формально направленные на борьбу с CD-пиратством. Специалисты, проанализировавшие эти документы, пришли к выводу, что результатом их активного применения станет сворачивание легальной деятельности по производству компакт-дисков в Украине и увеличение доли контрафактной продукции на рынке.
Новые лицензионные ограничения вынудят потребителей приобретать контрафактные СD
Первое из упомянутых постановлений КМУ – №410 «О внесении изменений в перечень органов лицензирования, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины от 14 ноября 2000 года №1698» – примечательно тем, что наделяет Министерство образования и науки правом лицензировать:
- ввоз и вывоз оптических дисков, производственного оборудования, приборов и сырья для их изготовления и/или матриц для изготовления оптических дисков с записанной на них информацией;
- изготовление оптических дисков (без записи или с записью информации) и/или матриц для их изготовления с записью на них информации.
По отзывам юристов, указанные определения являются слишком общими – согласно им подлежат лицензированию ввоз и вывоз любого количества дисков с любой информацией для любых целей (в т. ч. и для собственного использования). Комментирует юрисконсульт адвокатского бюро «Альянс, Ольга Дмитриева и партнеры» Анжелика Вахницкая: «Если любое физлицо или предприятие, не занимающиеся производством компакт-дисков, приобретут за рубежом какую-либо информацию (к примеру, базу данных для маркетинговых исследований), которая записана на оптическом диске, то для ее ввоза в Украину они будут вынуждены:
- внести в соответствующий раздел устава организации изменения, добавив лицензируемый вид деятельности (для юрлиц);
- внести изменения в информацию, находящуюся на таможне, при которой аккредитовано предприятие (для юрлиц);
- получить соответствующую лицензию (для юрлиц и физлиц).
Вполне вероятно, что необходимость выполнения указанных требований, связанных с потерей времени и денег, натолкнет на мысль либо обойти новые нормативные заслоны, ввозя оптические носители информации в Украину контрабандой, либо вообще не ввозить информацию на CD. И не исключено, что в такой ситуации потребитель приобретет контрафактный CD».
Дополнительное кодирование оптических дисков приведет к удорожанию легальных СD
Следующее постановление КМУ – №411 «О Порядке присвоения специального идентификационного кода для оптических дисков для лазерных систем считывания» – продолжает тему нормативных ограничений для операторов этого рынка.
Так, согласно указанному документу, кроме соответствующей лицензии, производители CD обязаны получить и специальные идентификационные коды. Последние присваиваются во время выдачи лицензии и проставляются на каждый оптический диск.
Эти требования вызвали у специалистов, по меньшей мере, удивление. «В настоящее время уже существует предусмотренная законодательством процедура идентификации, т. е. получение штрихового кодирования каждого наименования товара и марок на каждую партию и наименование продукции, – говорит Анжелика Вахницкая. – Однако постановлением №411 данный порядок не отменен. Это означает, что производителям компакт-дисков для обретения права на реализацию своей продукции придется проходить дублирующие друг друга процедуры.»
«При этом в постановлении не описана процедура выдачи этих кодов, а также сроки и ответственность за их несоблюдение, – продолжает г-жа Вахницкая. – Ничего не упоминается и об ответственности за необоснованный отказ в присвоении кода. Такая неопределенность, естественно, приведет к злоупотреблениям – многие вынуждены будут стимулировать чиновников на «быстрое кодирование», что скажется на увеличении конечной стоимости продукции. Последнее произойдет и в случае, если процедура получения специальных идентификационных кодов будет платной (на эту мысль наталкивает анализ предыдущих мероприятий КМУ по регулированию рынка). В результате немалая часть потребителей CD опять сделает выбор в пользу более дешевой контрафактной продукции.»
Общественный статус проверяющих не позволит оспорить итоги проверок
Постановление КМУ №414 «Об утверждении Положения о комиссии по проведению проверок предприятий-производителей оптических дисков и порядка проведения этих проверок», последнее «из серии», вызвало наибольшее количество замечаний со стороны наших экспертов.
«Во-первых, – указывает Анжелика Вахницкая, – непонятен правовой статус членов комиссии и самого этого органа.» Так, в соответствии с постановлением КМУ №414 в состав названной комиссии входят представители Министерства образования и науки, МВД, МИД, Госкомпредпринимательства, Минюста, Минэкономики, Гостаможслужбы, СБУ и т. д. При этом в состав рабочих групп, занимающихся проверками производителей оптических дисков, могут входить также представители IFPI, общественных организаций и иностранные эксперты. А собственно проверки будут осуществлять члены рабочих групп «на общественных началах». По итогам таких проверок рабочая группа составляет специальный отчет и передает его Кабмину. В случае обнаружения нарушений на проверенном предприятии к этому документу прилагаются специальные акты и другие документы.
Говорит Анжелика Вахницкая: «Возникают следующие вопросы – является ли такая комиссия государственным исполнительным органом, если ее деятельность осуществляется на общественных началах? И что будет делать КМУ с полученными заключениями? От этого многое зависит. Ведь в законодательстве предусмотрено право на обжалование только актов государственных органов. А в связи с неопределенностью статуса комиссии вряд ли суд признает ее государственным органом вообще, что практически лишает предприятие возможности обжаловать действия комиссии в целом и ее членов или членов рабочей группы в частности».
Во-вторых, не прояснен статус экспертиз, проведение которых вправе назначать председатель рабочей комиссии. «В постановлении КМУ №414 указано, что экспертиза проводится в соответствии с законодательством Украины. Однако действующее законодательство предусматривает проведение экспертизы в рамках судебного процесса. В данном случае эта процедура не может применяться, т. к. комиссия не является судом, и ее деятельность не регулируется нормами гражданского и уголовного процессуального закона, – отмечает Анжелика Вахницкая. – Но даже если будет проигнорировано это установление, и экспертизы все же станут проводиться, то кто будет оплачивать услуги экспертов? Неужели члены рабочей группы, которые выполняют свои функции на общественных началах?»
С этим можно бороться
Субъектам хозяйствования, которые понесли убытки или были оштрафованы в результате применения норм указанных постановлений КМУ, Анжелика Вахницкая рекомендует следующие варианты защиты своих прав:
1. Правительственное постановление №410 обретает силу со дня вступления в действие соответствующих изменений в Закон Украины №1775 «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности». А поскольку эти изменения в закон до сих пор не были внесены, то, по словам г-жи Вахницкой, никто не вправе чинить препятствия деятельности предпринимателей (в частности, при ввозе-вывозе оптических носителей, сырья или оборудования). А если такие факты имеют место, то предприниматель вправе обжаловать незаконные действия в судебном порядке.
2. Экспортеры и импортеры, уже заключившие внешнеэкономические контракты на ввоз-вывоз попавшего под лицензирование товара, должны обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) Украины с официальным запросом о наступлении для них форс-мажорных обстоятельств. Это необходимо осуществить для того, чтобы неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими обязательств по контрактам не привело к ответственности, которая неизбежно вытекает из невыполнения контрактов.
Впрочем, наши эксперты предупреждают, что в данном случае придется не только бороться с незаконными предписаниями Кабмина, но и настаивать на том, чтобы изложенные выше доводы были приняты к сведению судом или ТПП. Говорит директор юридической фирмы «ЮрМаэлс» Валерий Рубченко: «При прочих других равных условиях я бы с уверенностью прогнозировал, что нормативные промахи, допущенные разработчиками постановлений КМУ №№410, 411 и 414, предприниматели с успехом могут использовать для защиты своих интересов, в том числе и в суде. Но в нашем случае речь идет о политике чистой воды, поэтому рассчитывать на законность и объективность в деле вряд ли стоит. Это наглядный пример предвзятого отношения украинских властей к производителям CD, когда в угоду Западу власти уничтожают эффективную отрасль экономики».
Николай Жулинский, экс-вице-премьер-министр Украины – На мой взгляд, сегодня ни один завод в Украине не выпускает контрафактную продукцию. За последнее время объем производства в Украине компакт-дисков сократился почти на 90%! Тем не менее американская сторона хочет, чтобы эти заводы были взяты под контроль и полностью прекратили свою работу. |
Представитель легального производителя CD, (пожелавший остаться неизвестным) – Новые нормативные акты лишь легализовали то, что давно происходило в реальности. Они необходимы были властям, чтобы оправдать свое вмешательство в наши дела и хоть как-то легализовать постоянные и противоречащие национальному законодательству проверки нашей деятельности. К чему все это приведет? Я думаю, нам не дадут спокойно работать. Может, и будет действовать одно-два предприятия, но под жестким контролем властей и то лишь для вида, что такая отрасль у нас еще имеется. Несомненно, активизируется деятельность подпольных цехов по производству дисков, ведь рынок освобождается от крупных операторов, а спрос увеличивается с каждым годом. А для мелких нелегальных производителей никакие комиссии с проверками, лицензирование и кодирование не страшны. И в этой связи меня интересуют ответы на такие вопросы. Что еще предпримут американцы после того, как украинские заводы по производству дисков прекратят свою деятельность, а уровень CD-пиратства не уменьшится? И какую следующую отрасль экономики украинское правительство начнет сворачивать по требованию Запада? Это к тому, что министр экономики (бывший) недавно заявил, что Украину ожидает целая серия дискриминационных мер, но уже не в связи с нарушениями авторских прав в сфере производства компакт-дисков, а в отношении «неправильного» поведения операторов металлургической и химической отраслей… |
Олег Бойко, генеральный директор адвокатской компании «Моор и Кросондович» – Не последнюю роль в принятии постановлений КМУ №№410, 411 и 414 сыграло то, что 29 апреля в США отправилась правительственная делегация Украины, возглавляемая Василием Роговым. Как известно, цель визита состояла в том, чтобы убедить американскую сторону в необоснованности применения к нашей стране торговых санкций. В этой ситуации странным является то, что правительство для оправдания перед американцами принимает целый ряд подзаконных актов. Однако оно даже не попыталось инициировать принятие закона, который урегулировал бы данную сферу правоотношений. |