КОНЦЕРТЫ Знаменитый пианист, лауреат международных конкурсов, профессор Владимир Виардо выступит в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 16 апреля. Исполнитель, чье имя известно во всем мире, привлек пристальное внимание и критиков, и слушателей буквально с первых же шагов на концертной эстраде. В начале семидесятых юного Владимира Виардо нередко сравнивали с незабываемым Вэном Клайберном, пленявшим публику взволнованностью, одушевленностью, лирической проникновенностью и романтическим пафосом. Будто подтверждая эти ассоциации, пианист, еще будучи студентом Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 1973 году стал победителем Международного конкурса им. В. Клайберна в Форт-Уорте (США). Впрочем, двумя годами ранее, на конкурсе им. М. Лонг и Ж. Тибо во Франции, уже были отмечены такие черты исполнительского стиля молодого пианиста, как углубленность, лиризм, утонченность и даже рафинированность интерпретаций. С годами накапливался разнообразный репертуар, углублялись трактовки. Неизменными остались лишь любовь публики и благосклонность критиков к Владимиру Виардо. «Его игра, – писал известный музыковед Г. Цыпин, – поднимается над повседневным и ординарным, в ней яркость и опаляющая эмоциональность, романтическая взволнованность тона… Виардо-исполнитель превосходно слышит себя – дар редкий и завидный!.. У него приятно и разнообразно по краскам звучит рояль.» В Колонном зале им. Н. Лысенко в исполнении пианиста прозвучит Третий концерт С. Рахманинова для фортепиано с оркестром – настоящая жемчужина русской музыкальной классики. Созданный композитором в пору наивысшего расцвета его дарования, концерт захватывает мощным романтическим пафосом, патетикой и страстностью. Рахманиновская музыка прозвучит и во втором отделении концерта – симфонию №3 исполнит Симфонический оркестр филармонии под управлением профессора Романа Кофмана. В этом предпоследнем сочинении С. Рахманинова с особой силой проявился его «трагедийный» дар. Многолетняя разлука с родиной, которую он переживал очень болезненно и остро, с огромной экспрессией «выплеснулась» в симфонии. «Это лирическая поэма о России, – писал музыковед Г. Хубов, – проникнутая горячей любовью к родине, овеянная романтикой юношеских воспоминаний, умудренная опытом и мастерством зрелого художника.» Концерт проходит при поддержке Фонда содействия развитию искусств. |
ВЫСТАВКИ Персональная выставка Валентины Чайковской «Формула посвященных» открывается 14 апреля в художественной галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. «С детства мне снились сказочные сны. Снег был розовым, а всадники умели летать. Во сне не было невозможного. Достичь ли наяву? Однажды мне приснился пророческий сон… Просыпаюсь и выхожу во двор, там выросло громадное дерево – ветвистое и крепкое, и плоды у него – мои картины, множество картин… Живой волнорез передо мной. Рассекает громадный натиск волн, которые идут и могут смести все на своем пути. Он весь содрогается при каждом ударе и принимает эту боль на себя. Зачем? Чтобы я могла творить? Благо-дар-на… Драгоценно время…» Эти строки Валентины Чайковской можно рассматривать как лирический литературный автопортрет художницы. Ей действительно удалось зафиксировать на своих полотнах сюжеты на грани воображаемого и реального – когда «Был розовый снег», создать удивительные композиции, запечатлев на них тех, кто «Встречается в Долине гиацинтов» и «Кто живет под покровом Всевышнего». Обращенные к самой глубине человеческой души, удивительно гармоничные, насквозь пронизанные внутренним светом, они легко, ненавязчиво вводят нас в исполненный мудрости внутренний мир мастера. И если с первого взгляда работы Валентины Чайковской очаровывают, то пристальное знакомство с ними открывает более глубокий подтекст. За сказочной красочностью, изысканностью и, можно сказать, элегантностью ее фантазийных образов проступает глубинный философский план полотен. Невольно проникаешься верой, что молодая художница постигла «Формулу посвященных» и посредством художественных образов хочет своим открытием поделиться со зрителями. На выставке будет представлено около семидесяти работ Валентины Чайковской. Она продлится до 7 мая. Адрес художественной галереи «НЕФ»: улица И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20. |
ВЫСТАВКИ В помещении центра силы и красоты «Фаворит» в рамках программы «Путешествие в мир надежд» 15 апреля состоится благотворительная выставка-ярмарка художественных работ талантливых детей-инвалидов, организованная при поддержке Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, центра «Фаворит» и магазина дизайна «Хобi свiт». На выставке будет представлено около 200 декоративно-художественных композиций из дерева, цветов, гипса, сделанных руками юных воспитанников Цюрупинского дома-интерната. И несмотря на то, что авторы работ – дети, экспонаты, без сомнений, можно назвать настоящими произведениями искусства, ведь в них юные дизайнеры вложили максимум таланта и умения. А главное – детскую мечту, которая способна сделать шедевром даже незамысловатую поделку. Стоимость выставочных экспонатов сравнительно невелика – от 10 до 300 грн. Все деньги, полученные от реализации работ, будут направлены в Цюрупинский дом-интернат, а также на развитие программы «Путешествие в мир надежд», цель которой – помочь раскрыть детские таланты и способствовать их развитию и реализации. Посетители выставки смогут стать и участниками праздничной пасхальной программы. Она предусматривает церемонию освящения детских работ священнослужителем Покровского монастыря, выступление хора семинаристов Киево-Печерской лавры, трио «Лыбедь», детского хора, а также фуршет. Всем участникам выставки-ярмарки обещают подарить пасхальные наборы с куличами и крашенками. А для юных посетителей специалисты магазина «Хобi свiт» проведут занятие кружка «Умелые руки», где дети не только смогут увидеть, как создаются оригинальные композиции, но и научиться делать это самостоятельно. |
ВЫСТАВКИ Во Французском культурном центре 5 апреля открылась выставка Марко Велька «Отсутствие». Молодой художник родился в Югославии. Сейчас живет и работает в небольшом городке Кашане близ Парижа, и именно с этим признанным центром европейской культуры связано начало его творческого пути. Художнику было 22 года, когда он начал активно выставляться в парижских галереях (Национальной ассамблеи, Apea, Cara, Grand Palais). «География» вернисажей Марко Велька расширялась из года в год и сейчас охватывает множество французских городов и несколько европейских стран, среди которых Бельгия, Югославия, Германия. В 1997 году французская общественность отметила творчество художника премией Лефран Буржуа, а в 1999 – Сваровски (обе – первые). Французский культурный центр предоставляет возможность киевлянам и гостям столицы познакомиться с творчеством оригинального мастера. Марко Вельк называет свои работы рисунками, хотя в них практически отсутствует штрих, и в данном случае речь не идет о графическом изображении форм (в отличие, скажем, от Энгра, у которого совершенно четко и виртуозно прорисована каждая деталь). Знакомясь с экспозицией Марко Велька, пребываешь в галерее то ли портретов, то ли условных масок, то ли икон. Тем не менее это достаточно цельный мир, пристально вглядываясь в который, улавливаешь суть творчества талантливого художника. Поразмыслив, его все же можно сравнить с постимпрессионистом Сезаном. Марко Вельк подобно своему предшественнику «ломает» систему линий во имя пламенного желания приравнять рисунок к цвету. Выставка «Отсутствие» продлится до 5 мая. Адрес Французского культурного центра: ул. Антоновича (Горького), 104. |
ВЫСТАВКИ В Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского продолжается выставка Софии Караффы-Корбут «Графическая шевченкиана». Экспозиция, на которой представлено около пятидесяти работ известной художницы из частной коллекции Богдана Горыня, производит сильнейшее эмоциональное впечатление, ибо это совершенно оригинальное видение шевченковских образов, адекватно воплощенных средствами изобразительного искусства. Творческие устремления Софии Караффы-Корбут, представительницы львовской художественной школы, были связаны преимущественно с жанрами станковой и книжной графики. За тридцать с лишним лет (она ушла из жизни в ноябре 1996 г.) художница проиллюстрировала 57 книг. Самозабвенно работала над изданиями И. Франко и Леси Украинки, М. Старицкого и Г. Хоткевича, Л. Глибова и О. Вишни, С. Васильченко, М. Пригары, П. Сингаивского и многих других писателей-классиков и современников. И все же шевченковская тематика, в частности, работа над иллюстрациями к «Кобзарю», занимает совершенно особое место в творческом наследии замечательного мастера. Над этим циклом София Караффа-Корбут работала с 1960 по 1967 гг. Художественные образы, воплощенные в ее гравюрах и эстампах, по эстетической наполненности соизмеримы и, пожалуй, можно сказать, равновелики поэтическому гению Т. Шевченко. Именно поэтому ее выставка «Графическая шевченкиана» и через тридцать с лишним лет после издания «Кобзаря» совершенно органично и актуально воспринимается в контексте современного художественного процесса. Более того, представленные на ней работы, и в 60-е годы многими воспринятые как смелое новаторство, сегодня совершенно справедливо считаются классикой национального изобразительного искусства. Выставка «Графическая шевченкиана» продлится до 30 апреля. Адрес Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского: Голосеевский проспект, 3. |
КИНО На украинском лицензионном видеорынке появился новый фильм испанского режиссера Бигаса Луны «Обнаженная маха». Фильм создан по роману писателя Антонио Ларетты «Вознесение» и повествует об исторических событиях в Испании конца XVIII-начала XIX веков. Режиссер фильма Бигас Луна, слава которого соизмерима со славой Педро Альмодовара, говорит, что «в «Обнаженной махе» сделана попытка проанализировать определенный этап в истории Испании, когда она была подвержена итальянскому и французскому влиянию. По сути, это портрет, фреска Испании на исходе XVIII столетия. Но прежде всего – история любви и чувств, рассказанная с помощью взглядов». Лента интересна еще и потому, что в одной из сюжетных линий режиссер изложил свою версию создания знаменитой картины гениального испанского художника Франсиско де Гойя «Обнаженная маха». Как известно, натурой для этого полотна была одна из самых красивых и богатых в то время женщин Испании герцогиня Альба, донья Каэтана (ее играет Аитана Санчес-Гихон, получившая за свою роль приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне). Но Луна, под впечатлением романа Ларетты, в своем фильме попытался опровергнуть этот факт, доказывая, что на картине Гойя лишь лицо герцогини, а тело – его содержанки Пепиты Тудо, девушки из народа. Впрочем, главной сюжетной линией фильма является все же судьба герцогини Альбы, а также ее любовника, премьер-министра Испании дона Мануэль де Годой-и-Альвареса, прозванного за неограниченное влияние и возможности Князем Мира (в его роли – Хорди Молья). Кроме политических, в фильме много страстей и интриг личностного характера. Режиссер подал сюжет мягко, но многоярусно, повествуя по типу история в истории. Для большего соответствия XIX веку Луна снимал во дворцах и царских резиденциях, сохранившихся до наших дней. Особое внимание он уделил костюмам и антуражу: все в «Обнаженной махе» в высшей мере картинно и красочно. Однако эта великолепная костюмированная драма критикам не приглянулась. Они посчитали фильм красивым, но не более, не придав значения тому, что в полутора часах экранного времени режиссер вместил и историю Испании, и человеческую драму, и собственную версию создания одного из самых знаменитых и самых загадочных полотен живописи. |
ТЕАТР Определены победители самой престижной украинской театральной премии «Киевская пектораль». На соискание «Киевской пекторали» пять киевских театров выдвинули 12 своих спектаклей, премьеры которых состоялись в 2000 году. Сенсацией стала полная победа Национального академического театра им. Ивана Франко: его спектакль «Брат Чичиков», номинировавшийся по 7 позициям из 11 возможных, все семь и получил – за лучший спектакль, лучшую режиссуру и сценографию (народный артист России А. Дзекун), лучшее исполнение мужской роли (А. Богданович), лучшее исполнение женской роли (П. Лазова), лучшее исполнение женской эпизодической роли (Н. Лотоцкая) и лучшее исполнение мужской эпизодической роли (Б. Бенюк). Приз в последней номинации Б. Бенюку одновременно дали и за роль в «Пигмалионе». Фантасмагорический спектакль «Брат Чичиков» хотя и поставлен по мотивам романа Николая Гоголя «Мертвые души», но очень отличается от оригинала. В частности, режиссер А. Дзекун ввел в спектакль новый персонаж – Ведьму, колоритно исполненную П. Лазовой. Она постоянно сопровождает Чичикова в его поисках мертвых душ, придавая постановке некую интригу и таинственность. Ближайший спектакль в театре им. Ивана Франко состоится 27 апреля. Киевский Молодой театр, претендуя на семь номинаций, победил в двух: приз за лучшее исполнение женской эпизодической роли в спектакле для детей «Русалочка» (ближайшая демонстрация – 29 апреля) получила Наталия Корпан (разделив его с Наталией Лотоцкой), а за лучшее музыкальное оформление «Трагедии Гамлета, принца датского» (6 мая) был награжден Юрий Шевченко. Театр марионеток победил в номинации «лучший камерный театр» (спектакль «Вишневый сад» по А. Чехову, следующий показ – 20 апреля). Еще одним спектаклем-лауреатом стала постановка Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра «Пусть сразу двоих не любит…» (демонстрация – 22 апреля). Он получил «пектораль» за лучшее музыкальное решение (А. Курий). |
ТЕАТР Национальный академический театр украинской драмы им. Ивана Франко 14 апреля представляет пятую премьеру спектакля «Адвокат Мартиан». Спектакль поставлен по драматической пьесе украинской поэтессы, драматурга и публициста Леси Украинки, 130-ю годовщину со дня рождения которой отмечали недавно. Раньше «Адвокат Мартиан» ставился крайне редко (в Советском Союзе эту пьесу расценивали как пропаганду религиозности), но молодой режиссер-постановщик Александр Мирошниченко, взявшийся воплотить ее на сцене театра им. Ивана Франко, считает, что «пьеса – одна из лучших в творческом наследии Леси Украинки». Здесь речь идет о признанном философе, известном адвокате и трибуне Мартиане, живущем в языческом Риме III века. Он богат и увенчан лаврами славы, у него хорошая семья. Но при всем этом Мартиан не может разрешить конфликт между своим вероисповеданием и общественными установками, ведь в душе он – христианин, которых в то время нещадно преследовали. Он скрывается под личиной сторонника ненавистной ему языческой религии, но лишь для того, чтобы помогать и оправдывать с помощью своего влияния и положения других христиан. В конце концов о тайне адвоката узнает его семья, что приводит к разводу и разоблачению. Тем не менее Мартиан не изменяет своей вере. Главную роль в спектакле исполнил Александр Олексенко, один из лучших киевских актеров, запомнившийся зрителям по игре в «Мастере и Маргарите» по М. Булгакову и «Трех сестрах» по А. Чехову. Театральные критики отметили Олексенко и за роль в пьесе «Адвокат Мартиан», ее премьера состоялась 23 февраля. В постановке также играют Леся Липчук, Назар Заднипровский, Лариса Кадырова, Наталия Ярошенко и др. По мнению критиков, особенно хороша в «Адвокате Мартиане» режиссура. Один из интереснейших ходов режиссера – маски, под которыми скрываются герои. Таким образом Мирошниченко подчеркивает разницу в поступках и мыслях Мартиана. На ту же идею работает и сцена: она разделена на две половины, одна из них вынесена в зал. Воплотить замыслы режиссеру также помогали сценограф Елена Дробная и балетмейстер Василий Подберезкин. |