В Колонном зале им.Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Фонда содействия развитию искусств 14 ноября состоится очередной концерт цикла «Скрипичная музыка», в котором примет участие

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им.Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Фонда содействия развитию искусств 14 ноября состоится очередной концерт цикла «Скрипичная музыка», в котором примет участие лауреат международных конкурсов Евгений Бушков (Москва-Вена). Это первый приезд в Украину исполнителя, снискавшего международное признание и успех.

Евгений Бушков – сын известных музыкантов (отец, Роберт Бушков – солист знаменитого ансамбля «Виртуозы Москвы», мать, Зоря Шахмурзаева – профессор Московской государственной консерватории). Его педагогом был Леонид Коган – легенда советского исполнительского искусства, один из самых выдающихся скрипачей-виртуозов ХХ века. Видимо, столь счастливое стечение обстоятельств (окружение профессионалов высочайшего уровня с детских лет) сыграло благотворную роль в раскрытии таланта и стремительном взлете артистической карьеры Евгения Бушкова. Судите сами: в «активе» музыканта победы на самых престижных международных конкурсах: им. Генрика Венявского в Варшаве, им. Королевы Елизаветы в Брюсселе и им. Петра Чайковского в Москве. Причем всюду – первые премии.

Сейчас скрипач живет и работает в Вене, выступает в лучших концертных залах всего мира. Евгений Бушков – участник престижных фестивалей в Париже, Вене, Праге, Монте-Карло и Риме, солист Шотландского симфонического оркестра, Московского им. П. Чайковского и многих других не менее известных коллективов. Его игре свойственны сочетание сильной исполнительской воли, высокого художественного вкуса и безупречной виртуозности.

Предстоящий филармонический вечер привлечет любителей классики интереснейшей и нетрадиционной для киевских залов программой. В интерпретации Евгения Бушкова прозвучит Концерт №2 для скрипки с оркестром Кароля Шимановского – одного из самых значительных и самобытнейших польских композиторов ХХ века, чье творчество в Украине практически неизвестно. Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры исполнит «Сюиту птиц» итальянского композитора Отторино Респиги и одно из самых замечательных сочинений русского классика ХХ века Сергея Прокофьева – Симфонию №5. Как одно, так и другое произведение в наших концертных залах звучит не слишком часто.

КОНЦЕРТЫ

Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского 15 ноября в Национальном доме органной и камерной музыки представит программу из произведений В. А. Моцарта.

Композитор, снискавший славу гения мировой музыкальной культуры, чье творчество считается образцом гармонии, красоты и совершенства художественной культуры, большинству, к сожалению, известен лишь как автор Симфоний соль минор и до мажор («Юпитер»), знаменитого «Реквиема» и пары-тройки опер: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Программа, предлагаемая вниманию киевлян Ансамблем классической музыки им. Б. Лятошинского (художественный руководитель коллектива – народная артистка Украины Валентина Иконник-Захарченко), дает возможность познакомиться с творчеством гениального композитора в более широком объеме, а большинству открыть для себя одно из ранних сочинений В. А. Моцарта – «Мессу бревис». В ней ощутимо влияние старинной школы, последователем которой был его отец, Леопольд Моцарт – достаточно известный в свое время музыкант: композитор, педагог и исполнитель. И даже если в этом лаконичном сочинении («бревис» в переводе с латинского – «короткий») автор не достиг глубины и художественного совершенства, свойственных большинству произведений зрелого периода, оно, безусловно, представляет интерес для сегодняшнего слушателя. С одной стороны – как фрагмент музыкальной культуры второй половины XVIII века, а с другой – Моцарт всегда Моцарт, ибо практически все его сочинения, включая ранние опусы, озарены «божественной улыбкой гения» (по Г. Гессе).

В программе выступления Ансамбля им. Б. Лятошинского будут представлены также инструментальные сочинения: Концерт для скрипки с оркестром соль мажор и Симфония-концерт для скрипки и альта ми-бемоль мажор.

Скрипичный концерт, созданный девятнадцатилетним композитором в 1775 году, музыковеды считают одной из вершин его творчества. Пронизанный жизнерадостной светлой энергией, он поражает гармоничным сочетанием партий солирующего инструмента и оркестра. В Симфонии-концерте В. А. Моцарт раскрывается как трагический композитор, исполненный глубокой скорби и философичности.

В программе принимают участие Нина Сиваченко (скрипка), лауреат международных конкурсов Александр Лагоша (альт), дипломант международного конкурса Ирина Харечко (орган). Дирижер – лауреат Национального конкурса Игорь Андриевский.

ВЫСТАВКИ

Уникальную выставку немецкой анимации, которая продлится до 10 ноября, представил в галерее «Персона» Гете-институт.

На ней демонстрируются материалы к девяти немецким мультфильмам, созданным в 90-х годах. Подобная выставка в Украине проводится впервые, и тем интереснее взглянуть на удивительный мир мультипликации изнутри. Организаторы предоставили зрителю образцы всех видов анимационной техники и показали все звенья процесса создания мультфильма, начиная с сюжета, раскадровки и заканчивая готовым видеоматериалом (итоговые работы можно посмотреть там же на небольшом проекторе).

Например, Йохен Кун в своем творчестве использовал так называемые подкладные материалы, то есть аппликацию: сначала рисунок создается на картоне, а потом все вырезается. Потрясающе образно выглядят в его «рисованном» мультфильме «Исповедь» встретившиеся бывший генсек ГДР Эрих Хоннекер и папа римский, которые анализируют этапы своего жизненного пути.

Кирстен Винтер рисует масляными красками на стекле – это один из самых сложных, но и самых выразительных видов анимации. Ее фильм «Содержание» рассказывает о некоторых моментах жизни 37-летней пианистки и композитора Елены Кац-Чернин. Особое очарование мультфильму придает музыка Елены.

Еще один немецкий мультипликатор Даниель Нок выбрал для своего творчества пластилин. Преимущество этой техники анимации перед остальными состоит в том, что она создает эффект реальности происходящего – кажется, что пластилиновые фигурки передвигаются сами. Нок еще больше укрепляет уверенность в этом: главный герой его мультфильма «Карающий бич» палач Карлос переживает настоящую драму, которую вполне можно воспринять как реальную. На выставке в стеклянных колбах присутствуют и герои мультфильма.

Самое яркое впечатление производит стенд к анимационному фильму «Поиск» режиссеров Томаса Штелльмаха и Тайрона Монтгомери. Главный экспонат находится в большой кубической колбе -сидящая возле песчаной ямы фигурка тридцатисантиметрового человечка, подвижный скелет которого состоит из латунных деталей на шарнирах, а тело из застывшей латексной пены. «Поиск» рассказывает о песчаном человеке, путешествующем по бумажному, каменному и металлическому мирам в поисках воды. Для создания мультфильма использовались многометровые декорации. Например, плоская поверхность земли достигала 11 метров, а вогнутый купол горизонта – 23 метра. Для их создания использовали разные материалы: от песка, бумаги и пластика до дерева, алюминиевой фольги и железа. Для того чтобы снять одну секунду фильма, надо было потратить 4 часа на создание необходимых декораций, света и т. д. Трудоемкость всего процесса съемки можно оценить, узнав, что мультфильм длится всего 11 с половиной минут. Кстати, старания режиссеров оценили по достоинству – «Поиск» получил приз Федерального Союза фильмопроизводителей Германии «За один из самых многообещающих немецких мультипликационных фильмов».

Галерея «Персона» находится в помещении Республиканского планетария, ул. Большая Васильковская, 57/3.

ТЕАТР

В помещении Театра русской драмы им. Леси Украинки 15 ноября состоится украинская премьера спектакля «Мария Каллас (Мастер-класс)».

Спектакль поставлен по одноименной пьесе американского драматурга Теренса Мак-Нелли, большого ценителя таланта греческой оперной примадонны Марии Каллас.

Мария Каллас, урожденная Сессилия София Анна Мария Калогеропулос, родилась в Нью-Йорке в 1923 году, и уже в трехлетнем возрасте стала с увлечением слушать классические произведения. В пять лет она брала уроки фортепиано, а в восемь занялась вокалом. К десяти годам Мария знала наизусть «Кармен» и могла обнаружить ошибки в передаваемых по радио спектаклях «Метрополитен-Опера». Но свою первую партию в настоящей опере Каллас спела только в 19-летнем возрасте -в опере «Тоска». Приблизительно с этого времени начинается потрясающее восхождение Марии Каллас на пьедестал. На протяжении 20 лет она купалась в лучах славы, из них 12 – царствование оперной дивы было единоличным. За все 400 лет существования оперы только она удостоилась звания Божественная (La Divina).

В 1965 году Каллас уходит со сцены, чтобы вернуться в 1972 уже в качестве учителя. Когда она умерла (1977 г.), парижский оперный критик Пьер-Жан Реми сказал: «После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше». А по словам историографа певицы Дэвида Лоу, «Мария Каллас имела сопрано, которое доводило публику до неистовства».

Автор пьесы Теренс Мак-Нелли, кроме того, что был пленен голосом Каллас, еще и достаточно хорошо знал ее биографию. В своей пьесе он изображает Каллас не как певицу, а как амбициозного и несколько высокомерного учителя, дающего начинающим певцам мастер-класс. В основу пьесы положено реальное событие – в начале 70-х годов Мак-Нелли лично присутствовал на ее уроке в Джульярдской музыкальной школе. Но в уста героини спектакля Мак-Нелли вкладывает не просто урок пения, а всю жизнь Марии Каллас. Мак-Нелли написал это настолько хорошо, что поставленный на Бродвее по его пьесе спектакль удостоился высшей театральной премии США «Тони».

По-своему обыграть пьесу решил московский режиссер Иван Поповский, для чего собрал антрепризу и поставил спектакль зимой 1999 г. на базе Московского театра эстрады. (Правда, не обошлось без скандала: за две недели до премьеры режиссера поменяли и постановку заканчивал уже Виктор Шамиров.)

Роль Каллас сыграла известная российская актриса Татьяна Васильева. Она играет почти в одиночестве: хотя ее и окружают ученики (Ирина Ващенко, Алиса Гицба, Ирина Филаткина, Сергей Пинчук, Ольга Каганицкая и др.), они больше слушают певицу. Из-за этого постановка кажется почти камерной. Для Васильевой – полная свобода творчества, о такой роли, как говорят многие актеры, можно лишь мечтать. И, похоже, Татьяна Васильева максимально воспользовалась предоставленным случаем.

Рассказывая о своих впечатлениях от спектакля, российская писательница и сценаристка Александра Маринина заметила: «Обычно, когда смотришь спектакль, тебе что-то нравится, что-то нет. Здесь же как будто кто-то долго выяснял мои вкусы, предпочтения, интересы, а затем на основании этого сделал спектакль. Такого наслаждения от искусства я не испытывала давно!».

ФЕСТИВАЛИ

Подведены итоги самого большого кинособытия года в Украине – юбилейного ХХХ Международного киевского фестиваля «Молодость». Победителей кинофестиваля определяло авторитетное жюри, возглавляемое французским кинокритиком Жаном Руа (который 20 лет руководил одним из престижнейших киноклубов – Клубом критиков при Каннском кинофестивале).

Главных призов на «Молодости» было шесть. Приз им. Ива Монтана (5 тысяч французских франков) как лучшему молодому актеру присудили англичанину Джеми Беллу за роль в британской ленте «Билли Эллиот» режиссера Стефана Далдри. К сожалению, актер не смог приехать в Киев, так как сейчас занят промоушеном своей картины в Америке. Этот фильм победил и в своем формате – в номинации «лучший полнометражный фильм» (приз $2,5 тыс.).

Но если призер «полного метра» однозначно понравился и публике, и жюри, то решение последнего по номинации «лучший короткометражный игровой фильм» – российская лента «Пугало» режиссера Александра Котта – вызвало недовольство зрителей. Выбор лучшего студенческого фильма – украинской картины «Плохой, злой и еще злее» режиссера Владимира Дащука тоже был встречен неодобрительным гулом публики. По мнению многих, в конкурсе явно было несколько картин гораздо сильнее – профессиональнее и «глубже» снятых.

Приз за лучший анимационный фильм, а также приз зрительских симпатий получил французский мультфильм Луиса Бресено «Птички из клетки не летают», созданный в технике пластилиновой анимации.

Однозначно восторженно было воспринято присуждение Гран-при «Молодости» – статуэтки «Скифский олень» и $10 тыс. – фильму «Ожидание» французского режиссера украинского происхождения Роху Стафанику. Это действительно одна из лучших картин фестиваля. Режиссер фильма пообещал вернуться в Киев и представить лично свою картину уже для всех зрителей, желающих его посмотреть.

Залишити відповідь