Юлия Тимошенко, вице-премьер-министр Украины:
– Потому что именно сейчас правительство практически покончило со всеми теневыми схемами в ТЭК. Поэтому компании, работающие в теневой сфере и получающие огромные незаконные прибыли, применили все свое политическое влияние для того, чтобы уничтожить мой политический авторитет и добиться моего смещения с должности вице-премьера по ТЭК. Но я хочу еще раз подчеркнуть: подавать в отставку я не собираюсь.
Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»:
– Вспомнили именно сейчас потому, что именно сейчас это выгодно. С таким же успехом можно найти компромат на сотни известных людей, ведь людей с «чистыми руками» у власти практически нет. Оголтелый процесс криминального накопления капиталов нужно завершать – это поняла Юлия Владимировна. Но большинство с ней, похоже, не согласно.
Алексей Гарань, директор Центра исследований национальной безопасности, профессор кафедры политологии НаУКМА:
– Возможно, арест мужа Юлии Тимошенко по времени связан с окончанием периода летних отпусков и возобновлением работы парламента, обострением противостояния между правительством и неформальными центрами силы.
В 1995-97 гг. Юлия Владимировна выступала союзником Павла Лазаренко, который претендовал на роль ведущего олигарха страны. К доминированию стремятся силы, стоящие за СДПУ(о) и ДС. Не идеализируя Тимошенко, следует заметить, что она объективно противодействует этой тенденции и является одной из опор правительства Ющенко, против которого направлен удар. По моему мнению, действие силовых структур, арестовавших мужа вице-премьера накануне празднования Дня независимости, вряд ли способствует авторитету украинского государства на международной арене.
Максим Карижский, директор Агентства гуманитарных технологий:
– Хотелось бы объяснять арест Александра Тимошенко тем, что прокуратурой было собрано достаточно материала для возбуждения уголовного дела, так как других причин быть не должно.
Для того чтобы говорить о сложной политической игре, слишком мало информации. Известно лишь, что в верхних эшелонах власти ведется серьезная борьба за места в правительстве. Если арест Александра Тимошенко – часть направленного плана по «выбиванию» Юлии Владимировны из правительства, то к этому могут быть причастны всего несколько человек в Украине.
Георгий Гонгадзе, независимый журналист:
– Очевидно, поиск компромата закончился успешно. Когда компания ЕЭСУ достигла пика развития, был использован аргумент против вице-премьера – арест мужа. Ведь выдвинутые обвинения непосредственно в адрес Юлии Тимошенко могли бы быть встречены обвинениями в политическом давлении. Это могло произойти и раньше, и позже. Когда «накопали», тогда и выдают.
Петр Порошенко, народный депутат Украины:
– Арест Александра Тимошенко – это очередной виток борьбы «энергетических» отцов Украины с «энергичным» вице-премьером. Страна уже который месяц, затаив дыхание, наблюдает за борьбой Аида и Цереры. Печально лишь то, что действие происходит не в древней Элладе, а в нашей родной Украине, и чем бы не закончилось дело, «разгребать» это все придется нам.
Андрей Таранов, исполнительный директор компании «Лаборатория Форт»:
– Я не люблю политику и стараюсь соприкасаться с ней только в тех случаях, которые непосредственно касаются моей работы. У нас в стране на политике делают деньги, в то время как экономика приносит убытки.
Николай Томенко, директор Института политики:
– Тому що останнiм часом складається враження, що таке рiшення вiдповiдатиме уточненiй генеральнiй полiтичнiй лiнiї. Подiбнi рiшення завжди мали полiтичний характер, i справа ЄЕСУ не є винятком.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:
– Арест Александра Тимошенко не случаен на фоне сложившейся ситуации в Украине, где не удалось найти консенсус между крупными олигархичными группами. Речь идет о больших аппетитах и привычке получать крупные барыши в нефтегазовом комплексе за счет приближения к власти. Юлии Тимошенко удалось изъять из теневого оборота, по данным зарубежных источников, около 5 млрд. грн., и эту потерю олигархи ей прощать не собираются. Тем более, что она сама причастна к этому бизнесу.
Парадокс состоит в том, что президент объективно заинтересован в ослаблении олигархичных групп, доминирующих на политической и экономической арене, а также в усилении силовых структур, и одновременно под давлением этих групп вынужден публично критиковать Ющенко и его вице-премьера. Политическая дилемма заключается в том, кто станет хозяином олигархов. По моим наблюдениям, президент близок к крупной стратегической ошибке, которая, возможно, станет началом его конца.