Новый сбор (полное название – «сбор за право использования субъектами предпринимательской деятельности помещений, связанных с их деятельностью, находящихся в центральной части населенного пункта и в зданиях, являющимися памятниками истории и культуры». – Прим. авт.), которым был дополнен перечень местных обязательных платежей в ст. 1 Декрета КМ Украины «О местных налогах и сборах», обладает следующими отличительными чертами:
1. Плательщиками сбора в соответствии с Законом «О дополнительных мерах по финансированию общего среднего образования» от 17.09.1999 г. являются юридические лица (субъекты предпринимательской деятельности) всех форм собственности, их филиалы, отделения, представительства и другие отдельные подразделения, в том числе представительства иностранных юридических лиц, а также физические лица-СПД.
2. Основанием для признания предпринимателя плательщиком сбора (помимо занятия помещений в указанных выше районах и зданиях. – Прим. ред.) является наличие у него «соответствующего разрешения на право использования указанных помещений».
3. Ставка сбора устанавливается за 1 кв. м площади помещения (за использования которого взимается этот сбор) в расчете на год:
- на территории городов Киев, Севастополь, Симферополь и областных центров – в размере, не превышающем 2 ННМ доходов граждан (т. е. до 34 грн.);
- на территории других населенных пунктов – в размере, не превышающем 0,5 ННМ доходов граждан (т. е. до 8,5 грн.).
К этому по сути и свелось все законное регулирование процедуры определения и взимания нового сбора. Разработка регламентирующих документов (порядок выдачи разрешений, взимания и перечисления сумм сбора, определения центральных районов населенных пунктов) оказалась в ведении местных властей.
Центр – понятие растяжимое
На местах весьма своеобразно подошли к выполнению указанной задачи. Например, как рассказала корреспонденту «&» эксперт Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Украины Ксения Ляпина, в Виннице местные власти признали центром практически весь город, за исключением переулков на окраинах.
В Днепродзержинске инициативу в принятии документов, оформляющих процедурные моменты определения и взимания нового сбора, проявили налоговики, которые подали на рассмотрение местному совету разработанный ими проект положения о новом сборе с приложениями. Но местная власть отказалась их утверждать – предприниматели, имеющие значительное влияние на совет, аргументированно доказали вред введения нового сбора для местного бюджета.Пока неясной остается ситуация в Киеве. Здесь ставки и механизм уплаты сбора разрабатывались в киевском Институте социально-экономических проблем. Одна из сотрудниц этого учреждения рассказала корреспонденту «&», что уже все почти готово (т. е. определены ставки, обозначена территория, являющаяся центром города, и составлен список зданий-памятников культуры и истории), но соответствующие документы еще не утверждены Киевсоветом (хотя согласно закону эти документы должны были быть приняты до 17 декабря прошлого года. – Прим. ред.).
При этом наши попытки разузнать, какие именно киевские улицы будут признаны центральными, не увенчались успехом. Как нам сообщила все та же сотрудница, эта информация не подлежит разглашению до утверждения легализующих актов Киевсовета.
Чего не учли разработчики
Несвоевременное принятие местной властью регламентирующих документов – не самая большая проблема. Дело в том, что закон от 17.09.1999 г. вводит новые термины без толкования. От того, как они будут расшифрованы в решениях местных властей, зависит расширение или сужение круга плательщиков нового сбора.
Говорит Ксения Ляпина: «В соответствии с законом сбор уплачивается за «право использования помещения». Но до сих пор никто не может разъяснить, что собой представляет это «право.. », ведь существует право собственности, аренды, субаренды и т. д. Еще вопрос: что понимать под словом «помещения»? Необходимо ли платить за торговый ларек, находящийся в центре города? И подобных вопросов возникает множество».
Впрочем, некоторые нюансы уплаты нового сбора уже прояснились. Во-первых, налоговики утверждают, что сбор необходимо уплачивать авансом в начале года («во время выдачи разрешений на право использования субъектами предпринимательской деятельности помещений, связанных с их деятельностью») и независимо от результатов хозяйственной деятельности.
Несложные подсчеты показывают, что это могут быть достаточно большие суммы. К примеру, сбор за офис в 200 кв. м. может составить 6800 грн. Как утверждают предприниматели, для некоторых компаний (в частности, для гостиниц) эти суммы превысят суммы всех обязательных платежей в бюджет вместе взятых.Во-вторых, по словам Ксении Ляпиной, новый сбор нельзя отнести на валовые расходы, то есть его придется платить из чистой прибыли. Дело в том, что сбор не включен в перечень местных налогов и сборов Закона Украины «О системе налогообложения», а значит, этот платеж не может быть отнесен на затраты в соответствии с пп. 5.2.5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий».
Основания чтобы не платить
По мнению специалистов, с юридической точки зрения у предприятий есть достаточно законных оснований не платить этот сбор и при необходимости отстаивать свою позицию в судебных органах. Так, менеджер налогово-юридического отдела консалтинговой фирмы «КПМГ Украина» Юрий Деликатный отмечает, что «во-первых, следует обратить внимание на то, что, поскольку новый сбор не введен в перечень местных налогов и сборов, установленных Законом «О системе налогообложения», он не может признаваться обязательным к уплате (ст. 1 Закона «О системе налогообложения»). Во-вторых, во время принятия закона о введении нового сбора был нарушен и другой основополагающий принцип. В соответствии со ст. 1 Закона «О системе налогообложения» законы о налогообложении должны приниматься не позже, чем за шесть месяцев до начала нового года, и вступать в силу с начала года. Таким образом, с уплатой сбора пока не следует спешить».
При этом по мнению Юрия Деликатного отказ предприятия платить новый сбор не влечет за собой применение штрафных санкций со стороны контролирующих органов. По его словам, за неуплату этого сбора финансовые санкции не предусмотрены вообще: «В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона «О налоговой службе» санкции применяются по обязательным платежам, в отношении которых предусматривается подача деклараций и расчетов в налоговую инспекцию. Налоговые органы сами не раз указывали на это. А на сегодняшний день подача расчетов по новому сбору в налоговые органы не предусмотрена, и предельный срок его уплаты не установлен».
P.S. По нашим данным, в Комитете ВС по вопросам финансов и банковской деятельности сейчас находится законопроект «Об отмене Закона Украины «О дополнительных мерах по финансированию общего среднего образования». Но чтобы он успешно прошел парламентские слушания, к нему необходимо «приделать ноги».
Валерий Алешин, председатель Комитета Верховного Совета по вопросам финансов и банковской деятельности – Вопреки мнению нашего комитета, Закон «О дополнительных мерах по финансированию общего среднего образования», включающий совершенно иррациональные нормы, все-таки был принят. Мы рассчитывали, что подадим законопроект о его отмене еще до конца 1999 года, после принятия во втором чтении Закона «О местных налогах и сборах». Но с принятием этого документа произошла задержка. Соответственно, возникла проблема с исполнением вступившего в силу с 1 января этого года Закона «О дополнительных мерах по финансированию общего среднего образования».Тут же «пошла реакция» предприятий, подсчитавших, во сколько им обойдется действие этого закона. Оказалось, что его нормы изложены настолько небрежно, что для некоторых предприятий, расположенных в центре населенного пунктов, платежи только по этому сбору намного превышают сумму налоговых обязательств по всем существующим налогам и сборам. |