За передовым опытом — в лицей

Раздел в CV об образовании предполагает информацию о вузе.
Но в недалеком будущем, вероятно, и данные о школе соискателя будут не менее информативны.


Недостаток квалифицированных работников, имеющийся в стране по многим специальностям, — это не только результат экономических трансформаций последних 15 лет, но и следствие сбоев образовательного механизма, не способного «производить» высококлассных специалистов. Система обучения в Украине достаточно консервативна, в то время как объем знаний, который необходимо усвоить, растет с огромной скоростью. Решение проблемы может заключаться только в изменении характера учебного процесса путем его рационализации. Человеку требуется усвоить максимум обобщенного знания в минимальные сроки. А преподаватель обязан организовать процесс такого усвоения.


Киевский лицей бизнеса — необычное учебное заведение. Аналогов ему в Украине пока нет. Как и Тольяттинской академии управления (Россия). В основу его работы положены разработки по организации мышления известного советского философа и методолога Георгия Щедровицкого, которые появились в 60-70-х годах прошлого века.


Согласно данным подходам, процесс обучения строится по следующей схеме: решение конкретной задачи (например, создание компании, занимающейся производством систем очистки воздуха) — схематизация (модель функционирования компании и выявление потенциальных проблем ее деятельности) — формирование запроса на недостающие знания — процесс обмена информацией «педагог—ученик» — нахождение решения с помощью полученных знаний. А формой, позволяющей реализовать эти принципы, является игра. В лицее бизнеса таких игр несколько: «Финансы», «Политика и PR», «Хозяйство», «Модель ООН», «Судебные споры» и др. Традиция лицейских игровых мероприятий возникла более 10 лет тому назад, и сегодня — это ежегодные состязания, на которых каждый ученик должен проявить себя, избрав ту или иную роль в проектной команде. В одной из подобных игр («хозяйство») «&» принял участие.


Тренажеры управленцев


Актуальность выбранных тем удивляет. Ученики 9-11-х классов пытались решать проблемы, над которыми бьется не одна страна мира. Это создание компании, занимающейся возобновлением нервных клеток, производство противотуберкулезных препаратов, лекарств против рака и лейкемии, выпуск универсальных производителей воздуха и продажа ростков бамбука с измененной ДНК, создание технопарка и биологического топлива. Все эти бизнес-планы предлагались акционерам венчурной компании, которые выбирали, в какой из проектов вложить свои деньги.


Подобные игры позволяют смоделировать реальную ситуацию и получить первый опыт работы над проектами. «Основной принцип данного подхода — обучение в действии, — рассказала «&»директор лицея Людмила Паращенко. — Сегодня важно не только обладать знаниями, но и легко ориентироваться в потоках информации, выбирая из нее нужную, которую можно применить на практике. Мы нацеливаем учеников на развитие лидерских качеств и навыков, на способность брать ответственность за то дело, которым они занимаются. А игра и проектный подход позволяют одновременно с теоретическими знаниями усвоить то, что необходимо для решения управленческих задач».


Конкретные навыки самоорганизации, постановки целей и нахождения методов их выполнения призваны помочь будущим менеджерам не бояться трудностей и быть всегда на несколько шагов впереди конкурентов. Для этого, например, в игре «Финансы» действует фондовая биржа, банки, брокерские компании. Участник может купить акции, вложить деньги в банк и заключать сделки, в результате чего он либо получит прибыль, либо прогорит.





















Игра полезна не только для игроков, но и для организаторов, которыми тоже являются ученики. В данном случае срабатывает известная истина: человек лучше обучается тогда, когда организовывает обучение другого. Организация людей и распределение их функций для выполнения определенных заданий становится важным «тренажером» для будущих руководителей.


Подобные идеи можно применять не только в учебе, но и бизнесе. Очень часто топ-менеджерам не хватает информации для принятия важных решений, которую можно восполнить, втянув сотрудников компании в процесс игры. Тогда наряду с огромным количеством идей и новыми вариантами решения проблемы есть возможность стимулировать лидерские качества сотрудников, «раскрепостить мозги», повысить креативность и подготовить персонал к решению сложных задач в будущем. 







Правила игры


Требование к игре состоит в том, что на всех фазах работы участникам следует зафиксировать проблемное содержание ситуации в теоретической форме и перейти к собственному анализу. Первый этап — вхождение команды в проблемную ситуацию. Это момент самоорганизации участников, постановка собственного мнения, проверка на прочность имеющихся знаний, техник и способов работы. Он обязан закончиться четким осознанием расхождения между возможностями и поставленными целями. Суть второго этапа — переход от предметных, профессиональных способов мышления к рефлексивному анализу подходов, средств мышления и понимания (проблему нужно «увидеть» во взаимосвязи с имеющимися методами работы). Эта постановка может быть просто фиксацией «тупика». Она должна показывать, чего именно не хватает для достижения целей. Третий этап игры — оформление результатов, разработка аппарата и методов для решения проблемы.

Залишити відповідь