Существуют три фактора, которые тормозят развитие Крыма как рекреационной зоны.
Крым — регион с высоким рекреационным потенциалом. Несмотря на слаборазвитую инфраструктуру и политическую нестабильность, он потихоньку тянется к европейским туристическим стандартам. Но существуют три фактора, замедляющие развитие этого перспективного региона. Микросоциальный фактор касается психологии крымского населения, которая ставит под вопрос развитие сферы обслуживания высокого уровня. Макросоциальный — затрагивает проблему политической и экономической нестабильности региона, вследствие чего уровень иностранного инвестиционного участия остается низким. Природный фактор относится к проблеме короткого сезона и существующим возможностям его растягивания.
Микросоциальный фактор. Мотивация персонала
Главная проблема, возникающая в работе с крымским персоналом отелей, — как мотивировать людей, привыкших работать на себя самих в течение только полугода, при этом ощущая себя королями положения. (К примеру, в ситуации нехватки жилья в разгар сезона всегда найдутся желающие, соглашающиеся на предлагаемые условия.) Крымские отельеры хорошо понимают актуальность проблемы с персоналом. Побороть старую психологию человека, которому «клиент должен», и заменить ее на «клиент всегда прав, он — ваш главный начальник» — вот одна из главных задач на сегодняшний день.
Оказывается, для изменения подобной установки требуется изощренная мотивация. Крымский персонал быстро привыкает к финансовым поощрениям и воспринимает это как само собой разумеющееся. Василий Симутин, генеральный директор отеля Palmira Palace, признает, что эта проблема — одна из основных в их работе: «Самое главное было не построить отель и не сделать все, что мы сделали. Самое главное — «переломить сознание» персонала. Даже сегодняшнее молодое поколение до сих пор не до конца понимает, что клиент — самый главный человек. И над внушением этой простой истины приходится много работать».
Более того, часто круглогодичная работа в отеле за фиксированную ставку не вдохновляет потенциальных работников. Они предпочитают работать три месяца на себя, сдавая квартиры, а остальное время жить на полученные средства.
Обучение, «взращивание» персонала — это и есть первая крымская необходимость. Нехватка по-европейски квалифицированных кадров заставляет отельеров вводить «курс молодого бойца», в ходе которого знакомить будущих сотрудников с особенностями работы коллег по рекреационному бизнесу, а также со стандартами взаимоотношений «персонал-клиент».
Макросоциальный фактор. Активная конкуренция
Чем грозит Крыму возможный приход отельных сетей? Крымских отельеров не пугает такая перспектива. По словам Вячеслава Курашина, генерального директора отеля «Бристоль», перенаселенность отелями — это возможность подтолкнуть регион к ускоренному развитию: «Мы не боимся конкуренции именитых мировых сетей. Наоборот, их приход только улучшит обстановку. Чем больше будет отелей, тем лучше для инфраструктуры республики. Появятся дополнительные возможности для развития».
Вместе с тем проблема заключается в том, что сети не приходят на пустое место. Если ситуация в регионе гарантирует стабильную окупаемость и низкий уровень рисков, то есть смысл говорить о появлении значительных иностранных капиталовложений. Чего нельзя сказать о Крыме. Высокая активность в сфере рекреационного бизнеса «подстегнула» бы регион. Но такая активность не начнется, пока регион настолько неповоротлив и неоднозначен. Таким образом проблема закольцовывается. Именно потому наиболее интересной и приемлемой для Крыма сегодня выглядит перспектива строительства небольших отелей и комплексов, т. е. проектов, кратко- и среднесрочных по реализации. На такой позиции стоит и Вячеслав Юткин, глава наблюдательного совета пансионата «Море»: «Приведение условий отдыха и уровня предлагаемых услуг в соответствие со стандартами четырехзвездочного отеля требует серьезных капиталовложений. Это значит, что здравница должна быть готова к реализации долгосрочного проекта. Нестабильность законодательства и общая экономическая ситуация в Украине и, в частности, в Крыму делают подобные проекты малопривлекательными».
Но отельеры не теряют оптимизма. «Полагаю, в ближайшие пять лет при условии политической стабильности в Украине произойдут такие качественные изменения в гостиничном секторе, что заставит задуматься многие развитые с точки зрения отельной инфраструктуры страны. Это будет огромный скачок», — считает Октай Алиев, генеральный директор компании «Класс-груп».
Природный фактор. Растягивание рамок сезона
«Высокий» сезон в Крыму начинается в июне и заканчивается в октябре. Именно тогда отели заполняются «под завязку», местное население зарабатывает на полгода вперед. Но если рекреационный сезон удастся растянуть еще на несколько месяцев, то регион автоматически станет интересным местом для вложения капиталов и развития инфраструктуры. На сегодняшний день крымские отельеры всерьез взялись за растягивание рамок. Для этого в ход идут самые эффективные и зарекомендовавшие себя в мире идеи. Среди них выделяются четыре направления, которые помогут заинтересовать большое количество туристов, независимо от температуры крымского воздуха.
Во все времена года Крым может быть интересным для отдыхающих.
Целевая красота — spa. В комплекс spa входят бассейны, тренажеры, различные виды косметических процедур с использованием специальных препаратов, многообразие массажных, бань, саун, парных, а также специальные процедуры для тела. Spa-курорты сегодня подаются как комплекс услуг с возможностью расслабиться и отдохнуть с пользой для собственной внешности. Эта концепция давно взята на вооружение многими мировыми курортами. Тропические spa-курорты базируются на местном колорите и местных же косметических процедурах, являющихся экзотикой для приезжих из других частей мира. Средиземноморье часто включает в комплекс талассотерапию, т. е. лечение морской водой. Крым может перенять этот опыт и включить в список услуг spa-программы и талассотерапию. Плюс данной концепции состоит в возможности соединить отдых на юге и процедуры по уходу за собой, которые, по большому счету, доступны и в городских салонах (это не касается талассотерапии, для проведения которой необходимо наличие моря, расположенного не дальше определенной границы). Такое «совпадение возможностей» должно привлекать как поклонников spa, так и тех, кто пока ничего об этом не знает, но хочет узнать.
Подобные комплексы работают круглогодично, независимо от погодных условий. Но здесь существуют свои проблемы. К примеру, высокая цена на современное оборудование для spa-центров непременно выльется в повышение цены за проживание в отеле и высокие расценки на spa-услуги. Цена на них может вырасти до средиземноморского уровня. Но по инфраструктуре Крым пока остается далеко позади этих государств. Потому выбор за туристом — тратить ли деньги на крымский отель высокого уровня или точно такого же уровня отель, но, скажем, в Греции.
«В следующем году мы собираемся открыть spa-центр и этим продлить сезон. Для его растяжения планируем также такие мероприятия, как праздник улицы Рузвельта, международный охотничий фестиваль. Все эти акции должны проводиться в осенне-зимний период», — делится планами Вячеслав Курашин.
Целевое здоровье — минеральные воды. Крым не должен растрачивать свой потенциал здравницы. Полуостров был и остается известным легочным курортом. Эта слава прочно закрепилась за ним во времена царской России и позже — в советское время. Важно отметить, что возможность лечения никак не зависела от времени года или погодных условий. Потому что целебный крымский воздух хорош и зимой, и летом. Он не теряет своих свойств по причине похолодания. На этот факт опирается городская администрация Ялты, когда заявляет о разработке минеральных источников. Возможность подлечиться сыграет на ту целевую аудиторию, которая на зимние праздники отправляется в Трускавец пить минеральную воду. И на тех туристов, кому претит бесполезный пляжный отдых. А главная положительная черта заключается в том, что Крым возвращается к «старому» образу, выверенному десятками лет, который настолько органичен региону, что на продвижение не нужно будет тратить много сил и времени. Основные финансовые затраты по разработке минеральных источников ложатся на плечи городской администрации. Чиновники легче справятся с тяжелыми по исполнению планами. Потому что не ставят сами себе преграды. Все, что остается делать заинтересованным отельерам, — разработать систему оздоровительных процедур, основанных на городских минеральных источниках.
Сергей Брайко: «Открытый доступ к минеральным источникам привлечет дополнительный поток туристов, особенно в зимнее время».
«Мы уже полтора года разрабатываем минеральные источники. Один из них дает железосодержащую воду, это полезно для почек. У нас есть возможность разработать три источника, имеющие разную клиническую направленность. Мы хотели бы быть не просто курортом общей направленности, но и минерально-лечебным курортом. И доступ к таким источникам будет свободным. Мы не заинтересованы в том, чтобы воду разливали в бутылки в закрытых пансионатах. Ведь открытый доступ к минеральным источникам привлечет дополнительный поток туристов, особенно в зимнее время», — уверен мэр Ялты Сергей Брайко. С подачи горадминистрации в Приморском парке Ялты в прошлом году был открыт первый «генеральный бювет».
Целевой бизнес — конференц-услуги, бизнес-центры. Система отельных конференц-услуг и бизнес-центров — неотъемлемая часть мировых отелей высокого уровня. Она включает в себя конференц-залы, аудио- и видеоподдержку, полное техническое обеспечение бизнес-деятельности (предоставление интернет-связи, любой оргтехники, ПК, а также помощь квалифицированных специалистов — сотрудников бизнес-центра отеля). С точки зрения финансовых затрат, организация подобных услуг требует больших вложений. Но вместе с тем ценовой фактор здесь не так критичен, как в случае со spa-центрами. Если украинская компания решит провести конференцию, она хорошо подумает, стоит ли организовывать мероприятие за рубежом, даже если цены на конференц-услуги крымского отеля и какого-либо европейского отеля того же уровня совпадают (из-за проблем с визами, транспортом для большого количества людей). Критичны в данном случае эффективность работы центра и объем пакета услуг.
Крым пытается приготовиться к цивилизованному конференц-сервису.
«В межсезонье и любое другое время мы позволяем совместить работу с комфортным отдыхом. Люди, работающие в крупных корпорациях с множеством филиалов, сталкиваются с необходимостью периодически встречаться и интенсивно работать вместе, но при этом хорошо бы получать еще какой-то релакс. Потому система четко продумана. Днем идет работа на высоком технологическом уровне, с отличным питанием. Рядом находится spa-центр, где можно отдохнуть после восьми часов интенсивной работы. А вечером отправиться в ночной клуб, который находится здесь же. Это и есть сбалансированная система конференц-услуг. Все номера мы оснастили выходом в Интернет. Все сейфы сделали с учетом размеров ноутбука», — делится опытом Василий Симутин.
Целевой спорт — горнолыжные курорты. Горнолыжный отдых имеет огромное количество поклонников. И развитие соответствующей инфраструктуры автоматически привлекает большой туристический поток. Но для Крыма эта сфера финансово тяжелая. Реконструкция старых канатных дорог и подъемников, закупка нового оборудования — все это тянет за собой большие денежные затраты. Кроме того, потенциальные площадки для зимних видов спорта находятся на территории горно-лесного заповедника. Они неприкасаемы. И вряд ли заинтересованное лицо сможет получить возможность в скором времени организовать горнолыжные спуски. Скорее всего будущее крымских зимних курортов напрямую зависит от государственных деятелей, которые возьмутся за это дело. Но уровень тяжести проблемы освобождения земель от статуса горно-лесного заповедника и величина предполагаемых финансовых затрат скорее всего затормозят подобные проекты на долгое время.
«Для того чтобы продлить сезон, мы должны развивать наш курорт как лечебный. Конечно, это больше похоже на мечту, но мы можем развивать зимние виды спорта. Для этого нужно перевести небольшую часть горно-лесного заповедника в национальный парк. Достаточно 50-60 га в районе Ай-Петри для того, чтобы сделать площадки для зимних видов спорта. Ведь статус Национального парка тоже довольно серьезный. Но это предложение всегда вызывает бурю негодования у общественности», — говорит Сергей Брайко.
«Здесь другой темп жизни» «&» попросил Василия Симутина поделиться своим видением главных проблем и ресурсов Крыма как туристического региона. Персонал Конкуренция Spa-комплексы Минеральные источники Горнолыжные курорты
«По моему мнению, Ялта — регион, где люди не привыкли работать с постоянной полной отдачей, их избаловал сам город. В течение 2-3 месяцев, когда идет наплыв туристов, они сдают свои квартиры, и после этого год могут не работать. К примеру, в Москве, если приходилось решать какую-либо проблему, отдавать на согласование документы, на вопрос: «Когда будет сделано?» — вы получите ответ: «Скоро», то есть через неделю-полторы. А в Ялте, когда я впервые зашел в проектное бюро, работавшее над проектом нашей гостиницы, и спросил, когда будет сделано, получил тоже ответ: «Скоро». Интуиция подсказала, что надо бы уточнить, насколько скоро. Ответ был: «Месяц-полтора». Здесь другое отношение ко времени, иной темп жизни, соответственно и желание работать, и возможность работать».
«Так же, как и в Киеве, в Крыму конкуренция в отельном бизнесе низкая. И из-за этого существует очень большая разница в ценах между отелями. Пока, наверное, не появятся в Крыму сети. Здесь для них существует достаточно много рисков. Но чем больше будут открываться отелей высокого уровня, тем больше состоятельных людей будет приезжать в Крым и оставлять деньги не только в гостиничной, но и в сопутствующих отраслях. Соответственно город получит больше налогов, и если администрация направит их в нужное русло, то развитие пойдет не местечково, а системно. И наконец-то сделают нормальные дороги, а так называемую правительственную трассу Симферополь-Ялта сделают освещенной».
«Если бы мы просто сделали комфортабельные номера и даже если бы персонал работал идеально, а люди при этом не имели бы возможности в межсезонье купаться в бассейне, париться в бане, сходить на массаж, воспользоваться услугами косметологов, им было бы неинтересно ехать сюда. То есть spa-центр выполняет функцию привлечения дополнительного интереса к нашему отелю. Практически это способ растянуть сезон, активная фаза которого длится всего 2-2,5 месяца».
«Возможность для расширения комплексных услуг у нас есть, и если программа по разработке минеральных источников воплотится в жизнь, мы, конечно, будем это использовать. Сейчас в Ялте намечается хорошая тенденция. Многие отели высокого уровня переходят на воду, которая производится непосредственно в Крыму. Раньше же в наш комплекс, например, поступала вода из Донецка. А сейчас рекламируется и предоставляется людям местная вода. И это не из-за того, что она дешевле, а из-за того, что это правильно. То есть если вы находитесь в Ялте, то пейте, пожалуйста, ялтинскую воду. Она ничем не хуже, чем любая другая, а может, даже и полезнее».
«Как показала прошедшая зима, природа сейчас делает все для того, чтобы горнолыжные курорты в Крыму стали реальностью. В нынешнем году были робкие попытки реализовать данный проект, но пока нет ни подъемников, ни нового оборудования. И для того чтобы доставить лыжников наверх, используют снегоходы. К сожалению, пока нет людей, которые хотят вкладывать в горнолыжную инфраструктуру деньги. Все хотят при небольшом вложении получить наибольший эффект. В данном же случае речь идет вообще о неизведанной области в Крыму. Одно дело взять какой-нибудь отель на реконструкцию и на его базе создать серьезное предприятие. И совсем другое — сделать все с ноля, начиная со снеговых пушек, подъемников, оборудования и сопутствующих услуг. И это при том, что рекламу Ялты как горнолыжного курорта придется полностью взять на себя или, может быть, разделить с затраты с горадминистрацией. Пока не найдется сразу несколько инвесторов, пускай даже конкурирующих между собой, готовых вкладывать деньги в эту отрасль, она с мертвой точки не сдвинется».