Автомобильный радиатор – самая простая система охлаждения

В системе охлаждения автомобиля с двигателем внутреннего сгорания обязательно присутствует радиатор, который пропускает через себя антифриз и уменьшает его температуру, не допуская перегревания двигателя.

Автомобильные радиаторы бывают трех типов:

  • Системы охлаждения (основной)
  • Системы отопления
  • Системы кондиционирования

Каждый из них выполняет собственные функции, но принцип их работы практически одинаков. Пропуская через себя охлаждающую жидкость, они остужают ее благодаря контакту с окружающей средой.

Конструкция автомобильного теплообменника

Все радиаторы состоят из следующих компонентов:

  • Рамки, с помощью которой деталь фиксируется на своем месте;
  • Бачков по бокам радиатора;
  • Трубок, по которым проходит антифриз (сот)
  • Заливной горловины и сливного отверстия.

К этому узлу подсоединяются подводящие и отводящие патрубки, по которым горячая жидкость поступает от двигателя и, охладившись, течет обратно к мотору. Циркуляция осуществляется с помощью водяного насоса, а излишки охлаждающей жидкости при нагревании и расширении попадают в расширительный бачок.

Радиатор отопления соединен в одну систему с основным, в то время как теплообменник кондиционера имеет собственную закольцованную конструкцию.

Виды радиаторов охлаждения

Автомобильные радиаторы отличаются размерами, количеством рядов сот, способом сборки и материалом, из которого они изготовлены. Каждая модель автомобиля имеет свою оригинальную запчасть, которая рассчитана на характеристики его двигателя и форму кузова. Чем большее количество рядов в нем, тем эффективнее будет охлаждение, но сама деталь при этом становится тяжелее. Поэтому оптимальным вариантом являются 2-х и 3-х рядные запчасти.

Для изготовления радиаторов используют такие материалы как:

  • Медь;
  • Алюминий;
  • Латунь;
  • Пластик.

Из пластика изготавливают только боковые бачки узла, так как для трубок и пластин этот материал совершенно не подходит. Пластиковые бачки дешевле и легче металлических, но если он треснет, то отремонтировать его практически невозможно, в отличие от металла, который можно запаять.

Несколько десятилетий назад основным материалом для радиаторов была медь. Этот цветной металл отлично выполняет функции теплоотвода и при возникновении поломки его можно запаять и пользоваться деталью дальше. Но со временем медь становилась все более дорогой, и использовать ее для автомобильной промышленности стало невыгодно. Поэтому большинство современных машин имеют радиаторы с алюминиевыми пластинами и латунными трубками овальной формы.

Что касается способа сборки, то тут может также быть несколько вариантов:

  • Механическая сборка (на современных автомобилях не используется);
  • Сварное соединение;
  • Цельнометаллическая конструкция.

Механическое соединение предполагает большое количество стыков, через которые жидкость будет неизбежно протекать наружу, поэтому его давно уже не используют. Сварные и цельнометаллические конструкции требуют специального оборудования для их изготовления, но зато они герметичны, надежны и имеют продолжительный срок службы.