В системе охлаждения автомобиля с двигателем внутреннего сгорания обязательно присутствует радиатор, который пропускает через себя антифриз и уменьшает его температуру, не допуская перегревания двигателя.
Автомобильные радиаторы бывают трех типов:
- Системы охлаждения (основной)
- Системы отопления
- Системы кондиционирования
Каждый из них выполняет собственные функции, но принцип их работы практически одинаков. Пропуская через себя охлаждающую жидкость, они остужают ее благодаря контакту с окружающей средой.
Конструкция автомобильного теплообменника
Все радиаторы состоят из следующих компонентов:
- Рамки, с помощью которой деталь фиксируется на своем месте;
- Бачков по бокам радиатора;
- Трубок, по которым проходит антифриз (сот)
- Заливной горловины и сливного отверстия.
К этому узлу подсоединяются подводящие и отводящие патрубки, по которым горячая жидкость поступает от двигателя и, охладившись, течет обратно к мотору. Циркуляция осуществляется с помощью водяного насоса, а излишки охлаждающей жидкости при нагревании и расширении попадают в расширительный бачок.
Радиатор отопления соединен в одну систему с основным, в то время как теплообменник кондиционера имеет собственную закольцованную конструкцию.
Виды радиаторов охлаждения
Автомобильные радиаторы отличаются размерами, количеством рядов сот, способом сборки и материалом, из которого они изготовлены. Каждая модель автомобиля имеет свою оригинальную запчасть, которая рассчитана на характеристики его двигателя и форму кузова. Чем большее количество рядов в нем, тем эффективнее будет охлаждение, но сама деталь при этом становится тяжелее. Поэтому оптимальным вариантом являются 2-х и 3-х рядные запчасти.
Для изготовления радиаторов используют такие материалы как:
- Медь;
- Алюминий;
- Латунь;
- Пластик.
Из пластика изготавливают только боковые бачки узла, так как для трубок и пластин этот материал совершенно не подходит. Пластиковые бачки дешевле и легче металлических, но если он треснет, то отремонтировать его практически невозможно, в отличие от металла, который можно запаять.
Несколько десятилетий назад основным материалом для радиаторов была медь. Этот цветной металл отлично выполняет функции теплоотвода и при возникновении поломки его можно запаять и пользоваться деталью дальше. Но со временем медь становилась все более дорогой, и использовать ее для автомобильной промышленности стало невыгодно. Поэтому большинство современных машин имеют радиаторы с алюминиевыми пластинами и латунными трубками овальной формы.
Что касается способа сборки, то тут может также быть несколько вариантов:
- Механическая сборка (на современных автомобилях не используется);
- Сварное соединение;
- Цельнометаллическая конструкция.
Механическое соединение предполагает большое количество стыков, через которые жидкость будет неизбежно протекать наружу, поэтому его давно уже не используют. Сварные и цельнометаллические конструкции требуют специального оборудования для их изготовления, но зато они герметичны, надежны и имеют продолжительный срок службы.