Дамоклов меч отсутствующего бюджета: Чем грозит общинам помесячное финансирование по прошлогодним сметам

adaaebaeec

Когда органы представительной власти, то есть советы, не принимают бюджет на следующий год, то на месяц финансирование осуществляется по принципу 1/12 сметы предыдущего года.

Как рассказывают казначеи, в Хмельницкой области на начало февраля остаются непринятыми главные финансовые документы в Слободко-Кульчиевецкой и Старосинявской территориальных общинах, Каменец-Подольском городском и Хмельницком районных советах.

“С каждым годом случаев неприятия вовремя бюджетов становится все меньше, – говорит заместитель начальника ГУ Государственной казначейской службы в Хмельницкой области Галина Мейхер. – Статья 79 бюджетного кодекса регулирует такие случаи. Тогда за основу берется смета предыдущего бюджетного периода. В таком случае берется бюджет 2021 года. Следовательно, все учреждения, финансируемые на средства бюджетов, работают по временной росписи”.

Как правило, такие временные росписи составляются на первый квартал, надеясь, что этих трех месяцев хватит депутатам, чтобы проголосовать бюджет текущего года. Следовательно, выделяется, так сказать, авансом на квартал сумма в 3/12 – то есть четверть – бюджетных назначений предыдущего бюджетного года. Функционировать же по полной общины смогут только тогда, когда бюджет будет принят.

“Является ли это критическим для бюджетных учреждений? Назначений 1/12 достаточно, чтобы бюджетное учреждение жило, обеспечивало зарплаты, питание (в образовательных, медицинских или социальных учреждениях) и, будем надеяться, обеспечивало расчеты за коммунальные платежи, – объясняет Галина Мейхер. – Если нет постоянного бюджета, капитальные расходы проводить запрещено”.

К капитальным расходам учреждений и организаций относятся ремонты, реконструкции, строительство и приобретение основного капитала (стоимость покупки за единицу – более 10 тыс. грн. без НДС). Имеется в виду мебель, оборудование.

В таких условиях в первые недели года работал и областной бюджет. Новый 2022 год начался с временной росписи. И это при том, что избранники еще 22 декабря “честно” проголосовали за его принятие. Заблокировала его работу фактически единственная подпись – председателя облсовета. Во второй декаде января глава депкорпуса Виолетта Лабазюк подписала в конце концов решение сессии, в феврале область получила бюджет, а заведения начали полнокровно функционировать.

“Очень часто бюджетный процесс становится заложником политических сил, – комментирует ситуацию председатель комитета административного права и процесса Национальной ассоциации адвокатов Украины Юрий Бауман. – То есть исполнительной власти в лице администраций или исполкомов и представительной в лице самих депутатов. Фактически эти обе ветви власти являются самостоятельными игроками в бюджетном процессе. И перетягивание функций на себя, и полномочий советами, мне кажется, негативно сказывается именно на той или иной общине и простых людях”.

По словам Юрия Баумана, финансирование по принципу 1/12 или когда бюджет не подписан и не обнародован до 1 января нового бюджетного года переводит жизнь региона в “экономформат”. Тогда все расходы фактически урезаются и речь не может идти о бюджете развития. Если бюджет не подписан главой совета или не проголосован на сессии, то органы исполнительной власти вынуждены финансировать расходы основных статей по сокращенному принципу.

Что касается ответственности, то здесь должен сработать так называемый императивный мандат. Речь идет о бездействии депутатов или руководителя совета. Ведь, согласно украинскому законодательству, депутаты местных советов могут быть отозваны избирателями и соответствующей политической партией на основании нарушения Конституции и законов Украины, других актов законодательства Украины, неудовлетворительного исполнения депутатских обязанностей или использования депутатского мандата в личных и корыстных целях, из-за систематического нарушения норм этики и морали.