Последствия неправильной работы тормозной системы понятны всем. Неисправности необходимо выявлять как можно раньше, чтобы не дожидаться серьезных последствий. Поможет в этом регулярные профилактические осмотры.
На проблемы с тормозами также указывают:
- Тормозная педаль имеет увеличенный ход. При заглушенном двигателе нормативный показатель – 3-5 мм.
- Скрежет, либо визг в момент торможения. Причина обычно кроется в загрязнении или изношенности колодок. Также проблемы могут быть с состоянием тормозного диска.
- Педаль тормоза пружинит, проваливается. Неправильная работа может быть связана с наличием воздуха в гидравлической системе. Вначале проверяется уровень жидкости и целостность магистрали.
- Избыточная жесткость педали. Распространенные причины – заедание клапана усилителя, поломка самого усилителя, дефекты шланга.
- Стук в области колес. Возникает из-за коррозии, деформации поверхности диска, люфтом суппорта, заклиниваем поршня.
- Автомобиль уходит в сторону при торможении. Причины – протечка жидкости, износ суппорта, замасливание колодок, либо их непропорциональный износ.
Проявление всех упомянутых признаков требует проведения более серьезной диагностики.
Как проверить тормоза на исправность?
Уровень жидкости в тормозной системе должен располагаться в диапазоне Min/Max бачка. Наличие запаха гари, посторонних элементов, неравномерного цвета не допускается. Если качество жидкости неудовлетворительное, необходима полная замена, в иных случаях достаточно долить недостающее количество.
Большинство современных автомобилей комплектуются антиблокировочной системой. Определить ее исправность достаточно легко. При запуске мотора на приборной панели загорается и быстро тухнет соответствующий индикатор. Если он не включается, либо долго горит, то это явно указывает на проблемы с ABS.
Чтобы проверить герметичность магистрали, нужно нажать несколько раз на тормозную педаль. При каждом последующем нажатии ход педали должен становится более тугим. Если система герметичная, то педаль не проваливается.
Для диагностики усилителя требуется:
- запустить силовой агрегат и оставить его на холостых оборотах примерно на 5 минут;
- остановить двигатель и нажать педаль до упора;
- отпустить и повторить процедуру еще раз – при исправном усилителе на каждом нажатии будет идентичный уровень сопротивления.
Если при повторном нажатии ход тормозной педали стал меньше, то вакуум не успел образоваться. Усилитель требует дополнительной проверки. При выключенном моторе необходимо подряд нажать педаль 6-8 раз, а затем выжать ее до максимума и запустить двигатель. В нормальных условиях образуется вакуум и педаль еще просядет.
Если усилитель сломался, то он нуждается в замене. Но чаще всего причиной неисправности выступает шланг, которые соединяет коллектор и усилитель. Если в нем есть дефекты, то поломка сопровождается шипящим звуком.
Осмотр цилиндров и шлангов удобнее выполнять на смотровой яме, либо подъемнике. Магистраль должна быть цельной, сухой, наличие ржавчины на трубках и цилиндре не допускается. Если тормозная жидкость утекает через штуцеры, то достаточно подтянуть гайки, хомуты.
Исправный ручной тормоз при активации издает примерно 4 щелчка. Он должен удерживать транспортное средство под углом 13 градусов. Большинство проблем с ручником устраняется посредством подтягивания гайки регулировки. Растянутый, сломанный трос нуждается замене.
Диагностика состояния дисков и колодок
Диски и колодки относятся к расходным материалам. Они подвергаются повышенным нагрузкам. Скорость износа определяется типом фрикционного материала, стилем вождения, условиями эксплуатации.
Если колодки износились, то они начинают издавать характерный звук. Возникает он из-за трения индикатора износа о диск. Продолжать эксплуатацию колодки с истертой фрикционной накладкой запрещено. Это чревато ухудшением тормозных характеристик и ускоренным износом диска. Индикатор износа есть не у всех моделей колодок.
Другие признаки:
- увеличение тормозного пути;
- удлинение хода педали;
- вибрации и биение.
Для определения износа диска и колодок достаточно осмотреть их визуально на отсутствие задиров и иных дефектов, после чего следует измерить толщину. Нормативные значения предоставляет производитель.
В большинстве случаев определить неисправности тормозной системы можно в бытовых условиях. Если проблему не удалось установить, либо нет времени, не хватает навыков, то лучше обратиться в автосервис и провести диагностику на соответствующем стенде.