Фантазии Макрона: Почему Украине не стоит обижаться на то, как ее видят в ЕС

ffecaecbcf

Так называемую субъектную дипломатию Зеленского его оппоненты до войны критиковали за некоторую наглость, но после масштабного вторжения россии в Украину такой стиль дипломатии оказался достаточно эффективным. Без давления на отдельных наших партнеров те бы до сих пор цеплялись за старые принципы. Однако сейчас, когда наша страна получила исторический шанс быстро стать кандидатом в члены ЕС, неоднозначные заявления отдельных лидеров дружественных нам государств не следует сразу отвергать как зраду. Особенно делать это публично.

Эммануэль, ты не прав!

Последний пример – реакция украинской дипломатии на предложения президента Франции Эммануэля Макрона. Он вышел с инициативой нового формата европейского сотрудничества, открытого для Украины и Британии. Сразу заметим: действительно, ставить рядом Киев, желающий получить полноправное членство в ЕС, и добровольно отказавшийся от членства Лондон немного странно. Макрон объясняет, что континент должен сплотиться вокруг общих ценностей и интересов. “Эта новая организация Европы позволила бы демократическим европейским странам, придерживающимся наших ключевых принципов, получить новые возможности сотрудничества – в политической, в сфере безопасности, в энергетической и транспортной сферах, инвестициях, инфраструктуре, пересечении границ. Присоединение к ней не означало бы обязательного присоединения к ЕС в будущем. Так же она не была бы закрыта для тех, кто вышел из ЕС”, – отметил Эммануэль Макрон. Сделав уточнение, что Украина является членом европейской семьи, однако присоединение к ЕС требует времени.

Тут как тут– канцлер Германии Олаф Шольц. Он назвал идею французского руководителя “очень интересным предложением для решения серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся”. В то же время сделал важное уточнение: это не должно удерживать Европейский Союз от приема в состав новых членов, в частности западно-балканских государств. Об Украине он не говорил, однако СМИ были почти единодушны: Шольц поддержал Макрона.

Ответ нашего МИД не заставил себя ждать. Министр Дмитрий Кулеба сказал, как отрезал: “Если мы не получим статус кандидата, это означает только одно: что Европа пытается нас обмануть. И мы не собираемся это проглотить. Украина – единственное место в Европе, где люди умирают из-за ценностей, на которых основывается ЕС. И я считаю, что это следует уважать”. Здесь не поспоришь. Преступная путинская агрессия ускорила процессы, казалось, замороженные на длительное время. Тут и желание вступить в НАТО Финляндии и Швеции, и возможность для Украины получить реальное членство в ЕС, а не ассоциированные форматы и другие половинчатые решения. Лишь бы не говорить нам “да”.

Украина завершила заполнение второй и финальной части опросника для получения статуса страны-кандидата на членство. На днях у нас гостила глава МИД ФРГ Анналена Бербок, она четко заявила : “Мы настаиваем на полном членстве Украины в ЕС… Мы найдем путь для участия Украины в ЕС, мы подтвердили, что Украина является частью ЕС”. Уместно вспомнить, что даже официальный Будапешт на удивление не возражает против получения нашим государством статуса кандидата в члены Евросоюза. Так что со значительной долей вероятности можно прогнозировать, что в июне Украина станет еще ближе к ЕС. Однако для того, чтобы из куколки кандидата в члены вылупилась красивая бабочка полноправного члена Евросоюза, действительно должно пройти определенное время. Страны западных Балкан “высиживают” свой статус довольно давно. Вряд ли давлением, хотя в разумных пределах оно не помешает, мы добьемся какой-нибудь сверхускоренной процедуры принятия нас в состав ЕС. И здесь дело не только в европейской бюрократии – она, как показывают последние месяцы, способна действовать быстро, – а в том, насколько европейские элиты готовы закрывать глаза на кучу проблем в Украине, и насколько наши элиты способны самостоятельно ликвидировать эту кучу проблем.

Что не так со статусом кандидата в члены ЕС

На сегодняшний день государствами – кандидатами в ЕС являются Албания, Северная Македония, Сербия, Турция и Черногория. Вместе с Украиной новый статус захотели получить Грузия с Молдовой. Следует заметить, что страны-кандидатки стали таковыми в разное время и их путь в Евросоюз растянулся на годы, а для Турции вообще на несколько десятилетий. Заявку кандидата Анкара подала еще 14 апреля 1987, 12 декабря 1999 заявку одобрили, 17 декабря 2004 начали переговоры о вступлении Турции в ЕС. Переговоры формально продолжаются до сих пор. Кто-то скажет: это же Турция, там смертную казнь не отменяют и вообще там так называемая управляемая демократия, напоминающая авторитаризм. С другой стороны, в экономическом плане наши черноморские соседи были бы куда более существенным приобретением для Европейского Союза, чем изуродованная войной Украина.

Собственно, у каждой из стран-кандидатов есть свои причины медленного продвижения к полноправному членству в ЕС. Где-то намертво держатся за традиционные ценности, кто-то смотрит на Евросоюз как на дойную корову, в ком-то Брюссель не видит надежного партнера, который не изменял бы с Москвой. Не меньшие проблемы и у нас. Поэтому получить статус кандидата и застрять в нем на десятилетия – плохой вариант. Не на него ли намекал Макрон инициативой о “новом европейском сообществе”?

Французский президент остается другом Украины. Да, нас раздражают определенные его высказывания. К примеру сомнения в том, что преступления россиян во время войны подпадают под термин “геноцид”. Но после того, как эксперты из Франции работали в Буче, Макрон больше подобных заявлений не делал. Отлично для нас, что он победил на президентских выборах, в противном случае мадам Ле Пен уже бы и санкции против россии блокировала. В истории с последним высказыванием Макрона нам следует учитывать несколько особенностей как французской, так и общеевропейской политики. Французские лидеры всегда на все события имеют свой взгляд. Назовем это тоской по имперскому прошлому. Как говорится, они везде вставят свои пять копеек. Так было и так будет. Но это не значит, что Макрон и Франция как государство будут глобально ставить нам палки в колеса. Поэтому реакция на его слова могла быть несколько иной: мы вас услышали, покажите, пожалуйста, план, как собираетесь создавать предложенное сообщество, каким в нем будет роль Украины после получения статуса кандидата, и какие гарантии у нас будут в итоге.

Два варианта для Украины: шанс на прорыв или застрять на полпути

Сейчас для Украины в отношениях со странами ЕС ключевыми являются три вопроса: условия предоставления финансов для послевоенного восстановления; серьезность гарантий безопасности; неотступность Европы в санкционной политике по отношению к рф. Форматы для решения этих вопросов могут быть разными. Мы одобрили формат сотрудничества в треугольнике Украина-Британия-Польша. Он показал свою эффективность – Лондон и Варшава оказались существенной опорой в войне с россией. Нужно понимать, что все политические и экономические форматы в рамках Европы, от которых для Украины будет выгода, приемлемы. Форматы с участием стран НАТО, не являющихся членами ЕС (например, Турция), также нам необходимы. Чем активнее наша дипломатия будет работать по этим направлениям, тем быстрее мы сможем продвигаться на пути к полноправному членству в Евросоюзе, а в перспективе – и в НАТО. Чтобы там путин себе не придумывал.

Конечно, идеальным решением стало бы скорейшее принятие Украины в Евросоюз. Тот вариант, о котором говорит Макрон, хуже не только потому, что предлагается какой-то эрзац членства, это еще и тормозит европеизацию наших политических элит. О чем идет речь?

Среди многих наших проблем за 30 лет независимости выделились три, замедлявшие движение нашего государства в сторону цивилизованного мира. Первая – геополитическая неопределенность политэлита. Война внесла коррективы, деятельность пророссийских партий запретили. Поэтому остается надеяться, что эта проблема решена в долгосрочной перспективе.

Вторая проблема – масштабная коррупция. Несмотря на создание системы антикоррупционных органов, борьба с этим злом у нас идет очень медленно. И прошлая власть, и нынешняя стремятся влиять на процессы, вместо того, чтобы просто действовать по правилам. У нас так и не назначили главу САП, конкурс провели, двух кандидатов определили, однако дальше – тупик. После завершения полномочий Артема Сытника обязанности директора НАБУ исполняет его заместитель Гизо Углава. Конкурс на нового директора Бюро по понятным причинам пока не идет, но проводить его придется. Деятельность этого органа, как и ГБР, не должна политизироваться, а у нас это любят делать. Членство в ЕС будет означать обязательство властей и оппозиции не играть с антикоррупционной темой. Есть законодательство, есть соответствующие исполнители, есть следствие и суд.

Не менее важен в этой связи и контроль за средствами, которые будет выделять Запад на послевоенное восстановление. Тот формат, о котором говорит Макрон, по нашему мнению, не сможет обеспечить полноценный контроль за финансовой помощью и инвестициями. Неправильно, когда деньги будут даваться для распила: воруйте, только не стучитесь в двери ЕС. Это путь в никуда. И для украинцев, и для европейских доноров.

Третья проблема – постоянные склоки и отсутствие четких правил политической игры, попытки переписать эти правила под каждую власть, остаются существенным препятствием присоединения Украины к большой европейской семье. Политическая борьба присуща всем демократиям, но там она поставлена в определенные рамки. Та же Франция. Во второй тур президентских выборов вышли Макрон и Ле Пен, а кандидаты, занявшие более низкие места, по своему усмотрению выразили поддержку фаворитам. У нас обычно участники-неудачники выборов топят фаворитов. То же касается политических партий. Из почти двухсот в Украине реально действует, может, десяток, другие держат на продажу или для зарабатывания на выборах. От них, например, часто на участках присутствуют фейковые наблюдатели.

В странах ЕС партии имеют идеологию. Даже если это какой-то проект, создаваемый под выборы, избиратель ясно понимает, что за люди его создают, какая у них программа и способны ли они ее не просто написать, но и реализовать. И, что очень важно, кто это все финансирует. В нашей политической системе финансирование политпроектов как было, так и остается коррумпированным. Членство же в ЕС положит этому конец. Украина будет вынуждена не только на бумаге записать о контроле средств на выборы, но и выполнять такую норму. В Евросоюзе за нарушение своих ценностей не исключают, иначе Венгрию уже давно выгнали бы, но там находят рычаги влияния. Нарушаешь обещания, которые брались при вступлении, мы ограничим тебя в финансировании из общеевропейского бюджета.

Подбивая итоги, отметим: без полноценного членства в ЕС Украина рискует застрять на полпути между цивилизованным миром и собственным, немного архаичным, но при этом любые выгодные форматы сотрудничества с западными и прозападными странами должны только приветствоваться. Неважно, как они зовутся и кто из европейских лидеров будет их отцом. Тем более что сейчас видим соревнования между президентом Франции Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Олафом Шольцом и премьером Италии Марио Драги, кто из них после ухода на политическую пенсию Ангелы Меркель будет задавать тон в Европе. Они соревнуются не только за свои амбиции и свои страны, но и за то, как приобщить Украину к единой европейской семье. В уникальное время живем. Его нельзя упустить.