Как изготавливаются иконы: основные этапы и приемы

Многим людям интересны этапы создания икон. Они спрашивают: какими технологиями пользуются матера при их изготовлении?

Технология иконописи содержит в себе очень много нюансов, она очень сложна и имеет за собой многовековую историю. В современном мире придерживаются традиционного процесса изготовления таких изделий.

Основные этапы работы

Сама технология создания иконы состоит из ряда последовательных шагов:

    • изготовление основы для иконы;
    • подготовка поверхности;
    • набросок будущей иконы на поверхности;
    • покрытие золочения;
    • подготовка красок и их приготовление;
    • покрытие тоном;
    • покраска доличного и личного пространства;
    • лакирование или покрытие олифой.

Изготовление основы для иконы

Основой для иконы обычно служит доска, изготовленная из липы, кипариса, сосны или лиственницы. Чтобы ее подготовить, древесину хорошо высушивают. Потом на лицевой стороне выполняется углубление, называемое ковчегом. Между краями и ковчегом имеется расстояние, которое называется лузга. С ее помощью создается «эффект окна».

Подготовка поверхности

Чтобы будущая икона смогла простоять большое количество времени и сделать ее устойчивой к внешним факторам, нужно подготовить поверхность основы. Для этого лицевую часть изделия делают фактурной, затем покрывают ее жидким клеем и после грунтуют специальным составом.

Нанесение наброска

Контур рисунка наносится в основном от руки художником иконописцем. Для того, чтобы его в будущем было видно на следующих этапах работы, рисунок процарапывается и на этом месте остается линия, которая называется графья.

Покрытие золочения

Если икона предусматривается под позолоту, для этой цели используется сусальное золото. Перед тем, как его наносить, поверхность левкаса покрывается специальным составом. Потом она аккуратно покрывают сусальным золотом и защищают специальным лаком.

Подготовка красок и их приготовление

Краски для иконы используются исключительно натуральные. Поэтому работа с ними намного сложнее, чем с искусственными аналогами. Обычно для таких целей используется яичная темпера.

Раскрытие

Под раскрытием иконы подразумевается покрытие однотонных поверхностей. Например, фон и прочее.

Покраска доличного и личного

Доличное – это все элементы иконы, которые не связаны с фоном и личным. Личное – это лицо, руки и ноги, то есть все что связано с ликом святого, изображаемого на иконе. В конце всей работы автор-иконописец наносит надпись, то есть имя святого.

Лакирование

Когда икона полностью готова, ее покрывают лаком или олифой для того, чтобы защитить ее и придать яркости краскам.

Создание иконы – это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Один художник может трудиться над одной работой в течение месяца, а то и больше. Речь шла про изделия, изготавливаемые на деревянной основе, еще существуют янтарные иконы и прочие варианты. Эти религиозные атрибуты могут быть сделаны из многих других необычных материалов.

Для интересующихся людей и любителей иконописного искусства существует много магазинов, которые предоставляют изделия ручной работы. Например, иконы в Axios есть возможность приобрести на самых выгодных условиях. Они сделаны из бисера, янтаря, есть иконы-мозаики и многие другие варианты товара.