Нападение в купе: Почему проводники могут, но не хотят защищать пассажиров

cdaeecbedfce

Но на самом деле — имеют ли проводники компетенцию ворваться в купе на крики “помогите” или прийти на помощь в случае, когда сама жертва прибежала и просит об этом, обездвижить нападающего (возможно, с помощью более физически сильных пассажиров), временно изолировать его где-то и передать полиции на следующей станции? Что может и что должен сделать проводник, если ему жалуются на соседей по купе, которые курят, пьянствуют и матерятся? Имеет ли он право высадить их на следующей станции? А если они откажутся выходить, то что — сидеть потом в купе почти все время с вами, гарантируя вашу безопасность своим присутствием?

Разберем утвержденные постановлением № 252 КМУ права и обязанности проводника, а также дадим слово самим проводникам — как они смотрят на свою работу.

Читайте также: В поезде “Львов — Киев” неадекватный мужчина пытался изнасиловать девушку, автора “Гуся”

Как проводник может защитить пассажира
Обязанностей у проводника немало: убирать в вагоне, сделать всем желающим горячие напитки, пассажиров, которые едут не до конечной, за 30 минут уведомить о прибытии к их станции.

Если в вагоне конфликт — помочь его решить. И вот с этим сложнее всего. Например, устраивать в вагоне посиделки с алкоголем и азартными играми незаконно. Но забрать напитки и игральные карты у пассажиров проводник не имеет права. Он может только сделать замечание, попросить не мешать другим пассажирам отдыхать. Только если дебоширы не отреагируют на его просьбу, работник вагона обязан вызвать начальника поезда или полицию.

Начальник поезда имеет право высадить пассажира в неадекватном состоянии на ближайшей станции. Для этого как минимум два пассажира должны подтвердить письменно, что он действительно нарушал их покой. Пожаловаться можно на курильщиков, которые не считаются с запретом курения в поездах и не боятся штрафов. Проводник и начальник поезда в таком случае составляют админпротокол.

То есть на самом деле проводник не так уж и бесправен, как вам говорит. Вызвав начальника поезда, он может высадить любого нарушителя спокойствия на ближайшей станции. Но часто вместо этого человека, который жалуется, уговаривают потерпеть, не обращать внимания и не поднимать шума. Пожалуй, это работникам “Укрзализныци” кажется более простым, чем составлять протоколы, давать объяснения представителям МВД и заполнять кучу бумаг. К тому же, проводники не уполномочены применять к нарушителям порядка спецсредства (дубинки, наручники и т.д.) и не имеют их. И можно предположить, что многим из них просто страшно связываться с нетрезвыми и агрессивными пассажирами. Поезд — закрытая территория, и, пока он остановится, может случиться что угодно. Поэтому когда буйный пассажир говорит проводнику “а что ты мне сделаешь”, тому зачастую и впрямь нечего ответить.

Кстати, возвращение Транспортной милиции, о котором заговорили после нападения на журналистку Анастасию Луговую (напомним, 31 июля 2020 года около 3 часов ночи в поезде “Мариуполь-Киев” нападающий ворвался в ее купе, избил и пытался изнасиловать), по состоянию на сегодня так и не произошло. Официальный запрос Depo.ua о том, что планируется сделать в том числе и для безопасности пассажиров (отдельные вагоны для женщин, например), “Укрзализныця” игнорирует. Видимо потому, что нечего ответить?

Что делать, если проводник и начальник поезда игнорируют ваши жалобы
Проводник и начальник поезда не отреагировали на вашу жалобу? Звоните на горячую линию “Укрзализныци” или пишите о ситуации в социальных сетях. Это увеличит ваши шансы решить проблему быстрее. Например, однажды автор этой статьи зимой ехала скоростным поездом из Харькова в Киев. В вагоне сломалась система отопления, даже верхняя одежда уже не помогала согреться. Я написала об этом сообщение в Фейсбук, мои коллеги позвонили на горячую линию для пассажиров, и примерно через полчаса проводники начали предлагать перейти всем желающим на свободные места в вагоны, где отопление работает. До того момента, как сообщение распространилось по сети, они только извинялись за неудобства.

Горячие линии “Укрзализныци”

Чтобы пожаловаться на некачественное обслуживание — 0800-50-3111

Чтобы сообщить о железнодорожниках-правонарушителях — 0800-50-3222

Чтобы пожаловаться на проводника, запомните и запишите его имя и фамилию, которые должны быть на бейджике, а также номер вагона, номер поезда и дату следования.

Пассажир, который знает свои права — более защищен. Все обязанности проводников и пассажиров, а также правила перевозки на железнодорожном транспорте утверждены Кабинетом Министров Украины постановлением № 252. Именно на него можно ссылаться, например, если проводник пытается вам продать кипяченую воду, которая должна предоставляться бесплатно, или же если проводник игнорирует ваши замечания относительно чистоты в вагоне или жалобы на других пассажиров. Выяснять самостоятельно отношения с такими попутчиками не стоит, потому что из-за этого может разгореться еще больший конфликт. Погасить его — обязанность проводника, начальника поезда или полиции, которую они могут вызвать к ближайшей станции.

Что сами проводники говорят о своей работе
Стать проводником можно без диплома о высшем образовании, достаточно закончить железнодорожное училище. Особые требования только к стюардам, которые работают в скоростных поездах: знание иностранных языков, психологическая устойчивость, приятная внешность.

Профессия работника вагона опасна. Кроме того, что он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, не помешали бы еще и навыки самообороны. Потому как конфликты между пассажирами, по словам проводников, случаются чуть ли не на каждом рейсе. Поэтому не все, кто приходит в эту профессию, остаются в ней надолго. Бывшая проводница Алина после обучения в железнодорожном училище несколько лет работала в поезде Ковель-Харьков. Он тянулся с запада на восток почти сутки. Говорит, что работа изнурительная и ответственная. Про нормальный сон на таких рейсах можно и не мечтать, поэтому проблемы со здоровьем появляются очень быстро. А восстанавливать его и не за что, так как средняя зарплата проводника вагонов — менее 10 тысяч гривен. К слову, на сайте для поиска работы проводнику 3 категории предлагают 8 400 гривен. Поэтому именно из-за финансовых трудностей Алина уволилась. Сейчас работает на сезонных работах в Польше. Говорит что зарабатывает больше, чем на украинской железной дороге и работа не такая опасная, как у проводников.

Алина проработала проводником три года. Самое яркое воспоминание, которое у нее осталось после этого опыта — не драки между пассажирами, и не разборки с курильщиками и любителями выпить, а рождение девочки в соседнем вагоне. Кстати, вы знали, что проводники должны уметь не только оказывать первую медицинскую помощь, но и принимать роды? Потому как ситуации в дороге случаются разные. “Когда беременная женщина заходила с двумя детьми и мужем в вагон, моя коллега в шутку спросила, не родит ли она в пути. И так получилось, что, как говорится, накаркала. Беременная так разнервничалась из-за мужа, который начал ухаживать при ней за другой женщиной, что у нее начались схватки. Роды принимали проводники. Впоследствии им на помощь пришли медики. Через час родилась здоровая девочка, которую назвали в честь проводницы, которая помогла ей родиться”, — рассказывает Алина.

Вита работает проводником в поезде, который идет с Запада в Одессу. Горячий сезон в нем, конечно же, летом, когда следующие к морю отдыхающие начинают праздновать начало отпуска в пути. “Делать замечания этим курильщикам в тамбурах просто нет смысла. Потому как попросить их не курить можно за всю поездку хоть миллион раз, но как только выходишь из тамбура, они вновь вынимают сигареты. Знают, что нарушают закон, но штрафов не боятся. Поэтому, если не ведут себя агрессивно и на дым не жалуются другие пассажиры, курильщиков в тамбурах мы не трогаем, чтобы не портить себе лишний раз нервы”, — рассказывает она. Объясняет — начальник поезда — один, а вагонов много, он просто физически не успеет решить конфликтную ситуацию в каждом вагоне, поэтому проводники до последнего пытаются решить все проблемы самостоятельно и мирным путем.

Поскольку случаи с сексуальными домогательствами в вагонах участились, инструкторы по самозащите советуют брать в путешествие газовый баллончик и иметь его в зоне доступа, если ваши соседи по купе ведут себя неадекватно. Пользоваться такими средствами защиты имеют право и проводники. Но должны отметить, что это какая-то не очень удачная идея, ведь вентиляция в вагонах не всегда работает хорошо, окна в купе в холодное время года закрыты, поэтому есть высокий риск отравить пассажиров.

Читайте также: Почему побил Луговую агрессивный пассажир, не защитила “Укрзализныця”, а стыдно теперь нам