Особенности развития «бизнеса у дома» в Украине

Большинству жителей современных жилых массивов крупных городов уже достаточно трудно представить свою жизнь без привычных продуктовых магазинов, кафе, пабов, и прочих популярных бизнесов, которые находятся в непосредственной близости от их дома. О трудностях, преимуществах и тенденциях «бизнеса у дома» редакции Companion рассказал исполнительный директор PR, Digital агентства DKmedia Александр Джус.

Что заставляет бизнес быть ближе к дому (жилью потребителя)?

Возводимые новые жилые массивы аккумулируют в себе людей с неплохим достатком, что само по себе рождает потенциальный платежеспособный спрос. А дальше все происходит строго по сценарию книг о рыночной экономике — там, где есть спрос — рождается и предложение.

Именно такие тенденции формирования платежеспособного спроса в местах массового проживания людей заставляют бизнес стремительно осваивать новые территории, которые насыщены деньгами.

Следует отметить, что формат размещения торговых и других объектов социальной инфраструктуры внутри жилых домов вовсе не новый. Достаточно вспомнить привычные для всех дома времен СССР, в которых были размещены те или иные объекты сферы торговли или услуг (универмаги, ателье, оптики, аптеки, гастрономы, парикмахерские, кружки юного техника и т.д.). Однако, советский формат был плановым и не предполагал, что в одном жилом комплексе может быть сосредоточено два одинаковых или аналогичных предприятия.

Современные же правила рыночной экономики заставляют бизнес «захватывать спальные массивы» с целью быть ближе к потребителям, оказаться в числе первых, кто сумеет предоставить им нужный товар или услугу.

Какой бизнес представлен в спальных массивах?

Современные жилые комплексы могут похвастаться наличием на их территории достаточно широкого спектра предложений по продаже товаров и услуг для своих жильцов.

Наиболее популярными направлениями являются продуктовые магазины, салоны красоты, магазины по продаже разливного пива, детские развивающие центры и частные детские садики, заведения питания, пункты продажи питьевой воды. Популярны также ломбарды, кофейни, отделения банков, локальные продуктовые сети, мясные магазины, аптеки, стоматологические кабинеты, кальянные, курсы иностранных языков, туристические агентства, коворкинги и тд.

В таком мегаполисе как Киев, а также городах, которые являются его спутниками, в жилые массивы стремительно заходят всеукраинские торговые сети среди которых доминируют продуктовые сети (Фора, АТБ, Лоток, Пчелка и даже Билла).

Кроме продуктовых сетей, которые «прописались» в жилых массивах, привычными стали также торговые марки, специализирующиеся на продаже косметики, бытовой химии и товаров для дома (EVA, КОСМО, PROSTOR).

А многие виды услуг и вовсе перебрались в обычные квартиры. В числе таких услуг преобладает косметологическое направление, а также те услуги, которые прямо или косвенно связаны со сферой Wellness. В квартирах оказались и многие современные интернет-магазины.

Какие основные трудности и преимущества ведения бизнеса такого формата?

Ведение бизнеса в формате «возле дома», при правильном подходе, позволяет ему быть относительно стабильно прибыльным. Но это только при том условии, что к открытию такого рода бизнеса подошли не с наскока, а согласно предварительному анализу целевой аудитории и их потребностей. Потенциал спроса на предлагаемый вид товаров или услуг должен быть оценен максимально точно.

Нужно быть готовым к работе в специфических условиях, бизнес «у дома» постоянно находится «на короткой дистанции» по отношению к своим потребителям, что позволяет ему строить с ними надежные доверительные отношения. Примером тут может послужить случай продажи товаров в продуктовом магазине жильцу из соседнего дома при условии, что тот занесет деньги позже.

А теперь поговорим о трудностях. Откровенно говоря, конкуренция как в спальных, так и любых других городских районах, исходя из реалий сегодняшнего дня, очень большая. Тут можно назвать десятки примеров, когда в одном относительно небольшом жилом комплексе сосредоточились, например, три магазина по продаже разливного пива, два продуктовых магазина или четыре салона красоты и тд.

Вы можете подумать, что конкуренция это хорошо и выживет сильнейший, и многие именно так и воспринимают это. Однако, для самого бизнеса это зачастую бывает губительным фактором.

Предположим, некий условный предприниматель решил продавать пиво на разлив и присмотрел для этого полуподвальное помещение в одном из новых жилых комплексов. В этом жилом комплексе еще нет подобного магазина и бизнес-план сулит получить прибыть от продаж. Помещение он снял в долгосрочную аренду по цене около 9000 грн. в месяц. Все наладил и все купил. Бизнес начал потихоньку становится на ноги.

А в это самое время, другой предприниматель также присмотрел помещение в этом же жилом комплексе, но у него было больше свободных денег, и он не стал связываться с арендой, а сразу купил его. В таком случае, второй предприниматель с самого начала уже получит преимущество в виде запаса прочности, так как ему не придется ежемесячно платить аренду и его затраты на содержание бизнеса будут значительно ниже чем у его коллеги. Далее все происходит одинаково – первый предприниматель барахтается какое-то время, но через 3-6 месяцев закрывается.

Таких негативных факторов, на самом деле, очень много и все они играют важную роль при планировании открытия того или иного бизнеса в спальных районах. Чтобы учесть все «подводные камни» и особенности, лучше всего не экономить и привлекать профильных специалистов, которые помогут оценить потенциал локации, построить правильную стратегию продвижения и с большой долей вероятности, сделают ваш бизнес прибыльным.

Привлечение профильных специалистов по раскрутке и продвижению бизнеса, на первый взгляд, может показаться лишней статьей затрат. Более важным часто считают плитку на пол или мебель. Однако важно понимать, что сэкономив на раскрутке, собственник будущего бизнеса рискует понести несоизмеримо большие потери от простоя или недостаточного спроса. При этом не стоит забывать, что придется своевременно и в полном объеме вносить плату за аренду помещения, платить зарплату сотрудникам, также оплачивать коммунальные услуги и нести другие регулярные затраты.

Потратив относительно небольшую сумму на оплату услуг специалистов по раскрутке и продвижению бизнеса перед стартом, вы в дальнейшем можете существенно сберечь свои деньги. После закрытия бизнеса, который «не пошел», суммы затраченных средств могут исчисляться десятками и сотнями тысяч долларов.

Если подобных специалистов вы привлекать не хотите, всегда остается запасной вариант – обучение. Помогут специализированные курсы, возможно не одни. Этот путь длинный и, к сожалению, далеко не всегда успешный.

В чем особенности маркетинговой политики для данного формата бизнеса?

Подход к рекламе и популяризации бизнеса возле дома безусловно имеет свои особенности. Однако, благодаря пребыванию в непосредственной близостью возле мест скопления большого количества людей и частом визуальном контакте ему легче заявить о себе.

Очень важно, на этапе раскрутки и становления любого дела, не допустить одной весьма распространённой ошибки. Многие собственники бизнеса почему-то считают, что самое главное — это открыть бизнес, а дальше клиенты пойдут сами по себе увидев вывеску. В результате такой ошибки закрылось огромное количество различных начинаний.

В условиях проживания в относительно тесном пространстве, между жителями жилых комплексов, а фактически соседями, формируются особые по своей форме и специфике взаимоотношения. Все они так или иначе коммуницируют между собой и большинство новостей, а также обмен информацией проходит по принципу «сарафанного радио». И эти коммуникации могут быстро вынести приговор любому бизнесу, если тот не соответствует ожиданиям проживающих, уровню сервиса, качественному уровню.

Следовательно, бизнес должен брать «правильный старт» и сосредотачивать свои ресурсы не на «вбухивании» денег в красивую рекламу, а начинать построение коммуникаций с окружающим сообществом. Удовлетворение потребительских запросов относительно таких важных аспектов как качество, уровень обслуживания, ценовая политика, программы лояльности это важнейшие приоритеты, которых нужно не только придерживаться, но и говорить о них.

Какие перспективы развития бизнеса в жилых комплексах?

Несомненно, перспективы развития бизнеса в непосредственной близости у дома имеют место быть. Для этого есть все необходимые условия, одним из которых является стремительный темп урбанизации населения.

Кроме того, сами тенденции в строительстве уже давно направлены на постройку жилых массивов с общей инфраструктурой, что позволяет извлекать максимальную выгоду из строительных проектов, делать привлекательными к покупке сами объекты недвижимости, а также предоставлять на продажу и аренду места под ведения бизнеса внутри таких массивов.

На сегодняшний день, фактически, мы являемся невольными очевидцами строительства некой модели потребительских массивов, вокруг и внутри которых образуются преимущественно объекты торговли и услуг. В будущем эта модель будет только усиливаться. Некоторые услуги могут становится бесплатными или относительно бесплатными.

Например, сегодня мы имеем в жилом комплексе платный фитнес-клуб, который был открыт обычным предпринимателем. Однако, уже в ближайшем будущем такого рода фитнес-клуб может быть открыт застройщиком для свободного посещения всех жителей построенного им жилого комплекса, а плата за него будет добавлена в стоимость коммунальных услуг.

В целом же, бизнес у дома будет меняться и адаптироваться под потребности своих клиентов, а некоторый бизнес параллельно будет вынужден противостоять еще одному опасному сопернику – интернет продажам товаров и услуг.