Спасение УПЦ МП и Новинский: Что происходит в пятой колонне

afdfcddcae

На днях в митрополичьем доме возле Софии Киевской под модерацией Госслужбы по этнополитике и свободе совести состоялось собрание священников ПЦУ и УПЦ МП. Первую церковь представляли 11 человек, вторую 9, преимущественно клирики не из тех регионов, где УПЦ имеет существенное влияние. Несмотря на такую особенность, это событие с легкой руки Минкульта преподносилось в СМИ как начало широкого диалога для примирения православных церквей. Так сказать, лед тронулся. По итогам мероприятия согласовали декларацию взаимопонимания, обнародованную ректором открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости, протоиереем ПЦУ Георгием Коваленко. В документе написано все правильно – и о единстве украинского православия как непременном условии единства народа и залоге стабильности государства, и об осуждении войны, которую развязала путинская россия, и об осуждении позиции московской церкви. Но эта декларация – лишь хорошие намерения, реализация которых более чем сомнительна.

Переговоры в Софии Киевской. Кто с чем на них пришел
В документе, согласованном на собрании, есть ссылка на решение Собора Украинской Православной Церкви от 27 мая 2022 года по возобновлению межконфессионального диалога и на заявление Священного Синода ПЦУ от 31 мая 2022 года о необходимости диалога между двумя православными юрисдикциями в Украине. То есть формальный толчок – ранее озвученные высшими сановниками церквей намерения начать переговоры. Опершись на них, участники собрания в Софии призвали своих иерархов дать старт официальному диалогу уже ко Дню Крещения Киевской Руси-Украины, он с прошлого года еще и определен как День Украинской Государственности. Другими словами: если выражалось желание сесть за стол переговоров, то сейчас самое лучшее время для этого. Выглядит символически, но нереалистично. Ибо решения, к которым апеллируют в декларации, такие же декларативные.

УПЦ до войны, да и до майского Собора этого года, не хотела иметь дел с ПЦУ, и если бы не российское вторжение, никто даже из низовых клириков на диалог не пошел бы. Теперь они испугались, что потеряют свои приходы. Также не следует забывать, что в решениях и заявлениях высших сановников УПЦ до сих пор доминируют нарративы, с которыми за стол переговоров садиться нет смысла: они продолжают осуждать предоставление Томоса и обвиняют ПЦУ в содействии “силовому захвату” храмов. Так недавний филиал РПЦ в Украине называет добровольный переход громад к Православной церкви Украины. Нынешнее положение вещей в УПЦ можно изобразить следующим образом: внутренний кризис – низы рискуют остаться без паствы, а то и быть битыми прихожанами, а разговоры о диалоге – вариант пересидеть трудные времена, и затем решать, на чью сторону становиться; верхи же заняты тем, чтобы спасти недвижимость и прочее имущество. Что возможно только в том случае, если деятельность церкви не запретят. Поэтому иерархи будут демонстрировать властям, что они готовы к диалогу (но на своих условиях) с ПЦУ, а главное – во всем поддерживают нынешний курс государства.

Мотивы, подталкивающие ПЦУ к переговорам с УПЦ, другие. Стратегический мотив – в случае объединения украинского православия в будущем, наша церковь может претендовать на статус патриархии. Учитывая это, переговоры с УПЦ точно не будут лишними. Но есть и тактический мотив. Очевидно, что власти не хотят запрещать деятельность церкви, во главе которой стоит митрополит Онуфрий. Почему не желает? Потому что против раскола в обществе или из-за лоббизма определенных влиятельных политико-бизнесовых групп – версии на выбор. Вместе с тем, власти важно продемонстрировать единство украинцев во время войны, а церковная тема в этом плане очень выгодна. Так почему бы не подставить власти плечо? ПЦУ от этого точно не проиграет.

Во-первых, она демонстрирует желание вести переговоры и, в отличие от визави, не выставляет никаких ультиматумов. Во-вторых, УПЦ оказалась в глубоком кризисе, она заявила об отходе от РПЦ, но никто не предоставит ей статус поместной церкви, потому что в стране может быть только одна такая церковь, и это место занято ПЦУ. Высшие сановники УПЦ идти на диалог не спешат, тем самым демонстрируя священникам среднего и низшего звена свою недоговороспособность. Оставляя им один путь – переходить в ПЦУ. Как отреагировали на собрание в Софии у Онуфрия? Ожидаемо – руководство такие переговоры не санкционировало. Священников, участвовавших в заседании, не будут наказывать, как не наказали инициаторов обращения о суде над Кириллом. Но только потому, что не хотят дополнительных скандалов.

Станет ли Новинский спасителем УПЦ
Итак, понятны мотивы сторон и их выгода. Каков будет результат? Если власти удастся побудить церковников хотя бы к совместной молитве на День Крещения Руси-Украины, это уже будет победой. Что касается объединения, то при нынешних иерархах УПЦ его не может быть в принципе.

В этом контексте важен вопрос о политико-бизнесовых группах, которые влияют на позицию высших сановников УПЦ. От их доброй воли многое зависит. Одним из видных представителей таких групп влияния является Вадим Новинский. Он стал ньюзмекером в связи со своим решением сложить депутатский мандат. По словам политика, он хочет сосредоточиться на гуманитарных проектах, развитии национальной экономики, служении Украинской православной церкви и восстановлении разрушенных храмов. “В этой практической работе я могу принести больше пользы для Украины в целом и для людей, которые поддержали меня в 2019 году”, – отметил Новинский.

Вместе с тем, имеют право на существование и другие версии, почему депутат, известный своей пророссийской позицией, написал заявление о сложении мандата. Первая из них: во избежание попадания в реестр олигархов. Отказавшись от депутатства, он не подпадает под критерии олигарха. В соцсетях также предполагают, что Новинский теперь сможет беспрепятственно уехать за границу. По крайней мере, статус государственного мужа его не будет тяготить.

Вторая версия: Новинского избрали народным депутатом на мажоритарном округе в Мариуполе, временно оккупированном россией. Так нельзя ли считать сложение им мандата неким сигналом Москве о лояльности? Депутат-мажоритарщик, кроме законотворческой работы, имеет еще одну сферу ответственности – отстаивает интересы избирателей своего округа. Избиратели Новинского из-за российской агрессии сейчас либо под оккупацией, либо рассеяны Украиной и миром. И здесь большой вопрос, в каком статусе более эффективно защищать права мариупольцев – в статусе народного депутата или дьякона. Если Новинский заявил, что создает фонд для помощи мариупольцам, деньгами или эвакуацией из захваченного города, это одно дело, другое – общие слова.

Из этого следует третья версия: если в Москве сигнал истолкуют как проявление лояльности, то нельзя исключать, что оказавшийся на оккупированных территориях бизнес Новинского не будут трогать. Впрочем, россияне и их марионетки в “ДНР” и “ЛНР” наложили лапу и на бизнес партнера Новинского Рината Ахметова, и на заводы и шахты других богачей. И неважно, что эти бизнесмены финансово поддерживали Виктора Януковича и Партию регионов.

Но это все версии, вернемся к официально озвученной самим Новинским – служение церкви. Вряд ли он будет просто дьячком. В качестве воцерковленного бизнесмена Вадим Владиславович получает новые возможности. Во-первых, он сможет быть официальным переговорщиком с властью. Не как олигарх и депутат, что будет бросать тень на представителей власти, а как лицо, уполномоченное высшим руководством УПЦ. Правда, с таким переговорщиком не захотят иметь дело в ПЦУ. Что затормозит церковный диалог.

Во-вторых, статус переговорщика или адвоката церкви в рясе открывает интересные политические горизонты. Новинский же не говорит, что никогда больше не пойдет в политику. Да ему и не поверили бы. После нашей победы в войне активизируется процесс поиска вариантов партии переобутых “ватников”, кто-то будет давить на левый популизм, кто-то – на христианскую тематику. И неизвестно, не увидим ли Новинского среди лидеров или спонсоров такой партии.