Работа ученых из Калифорнийского университета в Дэйвисе показывает, что дети, которые начали пользоваться смартфонами и планшетами в более раннем возрасте, могут испытывать проблемы с саморегуляцией. Статья об этом опубликована в Journal of the American Medical Association Pediatrics, пишет Naked Science.
Исследователи оценивали навыки, которые позволяют прогнозировать успехи в учебе и социализации, а также физическое и психическое здоровье развивающейся личности. Среди них — способности к саморегуляции и планирование, а также возможность контролировать свои мысли, действия и чувства.
Ученые в течение 2,5 лет наблюдали за 56 детьми в возрасте от 32 до 47 месяцев. Также опрашивали их родителей. Набор участников эксперимента проводился через раздачу листовок на детских мероприятиях.
Во время индивидуальных 90-минутных сеансов с испытуемыми ученые просили детей выполнить 10 заданий на проверку саморегуляции. Среди задач были: построение башенки из игрушечных блоков, медленная ходьба в течение определенного времени, задания на отложенное удовольствие (просьба отложить распаковку подарка на то время, пока отлучившийся исследователь не вернется в помещение).
Оказалось, навыки саморегуляции были ниже у тех детей, которым родители начали разрешать пользоваться мультимедийными устройствами (такими как планшеты, смартфоны и телевизоры) в более раннем возрасте, а также у тех, кто пользовался подобными устройствами чаще. Хотя умеренное взаимодействие с гаджетами может быть полезно для ребенка, авторы исследования уверены, что имеющиеся результаты «подтверждают разумность ограничения на использование детьми мобильных устройств».
Время, проведенное в контакте с мультимедийными устройствами, оценивали на основании опросов родителей. Оказалось, средняя продолжительность экранного времени никак не зависела от доходов семьи. Но в относительно обеспеченных и богатых семьях дети получали доступ к смартфонам и планшетам в более раннем возрасте.
Кроме негативного влияния на личностные качества детей, есть и другие причины сократить время их взаимодействия со смартфонами и планшетами.
По словам ведущего автора исследования Аманды К. Лоуренс, постоянное взаимодействие с экранами мешает установить адекватные взаимоотношения с родителями или приучиться к самоуспокаивающему поведению, которое способствует оптимальному развитию.
Это небольшое исследование может стать первым этапом масштабного изучения того, как электронные гаджеты влияют на психическое и психологическое развитие детей. Авторы работы считают, что родителям стоит быть максимально осмотрительными в этом вопросе и достаточно строго контролировать экранное время своих отпрысков.