Водородная четверка: Наполнит ли украинская ГТС бюджет и карманы олигархов

ecdbaacceafcbdae

Пока цены на природный газ в Европе бьют рекорды, а руководители ЕС понемногу задумываются, что им делать зимой с без малого половиной миллиарда людей, которые могут оказаться без обогрева, инициатива, связанная с созданием водородной генерации в Украине, о которой до сих пор периодически вспоминали политики и СМИ, неожиданно получила определенное практическое измерение.

В частности, четыре газотранспортные компании из Украины, Словакии, Чехии и Германии представили инициативу, связанную с созданием водородной магистрали через Центральную Европу. По замыслу украинского оператора ГТС, словацкой EUSTREAM, чешской NET4GAS, и немецкой OGE, магистраль будет следовать из перспективных районов поставки водорода в Украине через Словакию и Чехию в районы повышенного спроса в ЕС. То есть, по-простому, в Германию, которая в среднесрочной перспективе и должна стать одним из крупнейших водородных рынков.

Организаторы проекта планируют создать Центрально-Европейский водородный коридор частично за счет перепрофилирования существующей газовой инфраструктуры — очевидно, с радикальной модернизацией компрессорных станций, а частично — путем строительства новых специализированных “водородопроводов”. Что в сухом остатке, должно было обеспечить транспортировку водорода на большие расстояния по доступной цене. В фантастических сейчас объемах в 120 ГВт-ч в день.

Хотя представленная инициатива является абсолютно рамочным, чтобы не сказать — декларативным документом, Андреас Рау, директор NET4GAS, заявил: “Несмотря на то, что научно-технические исследования будут очень сложными, мы уверены, что сильное международное партнерство принесет первые результаты в пределах вопросов проверки возможностей осуществления, мощностей и стоимости транспортировки водорода уже в следующем году”. Проще говоря, уже через год станет известно, есть ли практический экономический смысл в предполагаемом перепрофилировании украинской ГТС под транспортировку водорода. И если этот ответ будет положительным — то получится так, что у нас будет недорогой способ поставлять “топливо будущего” прямо в район с самым большим на него спросом.

Впрочем, для реализации этого конкурентного преимущества Украине все же кое-чего не хватает. А именно — производства водорода, который можно будет транспортировать. Поскольку даже то производство водорода, которое у нас есть, не соответствует “зеленым” критериям — поскольку до сих пор дешевле было получать водород из ископаемого топлива, чем из электролиза воды с помощью электричества, полученного из возобновляемых источников. А именно в таком типе водорода нуждаются в ЕС.

Конечно, уже сейчас в Украине действуют несколько экспериментальных электролизных установок. А, например, директор Института возобновляемой энергетики НАН Украины Степан Кудря считает, что при благоприятной государственной политике Украина способна будет производить 1 млрд кубометров возобновляемого водорода до 2030 года, а к 2040 году этот показатель может вырасти до 5 млрд кубометров.

Но все эти радужные перспективы могут реализоваться при выполнении двух условий. Первое из них — поддержка со стороны государства, прежде всего — юридическая. Поскольку допуск на рынок “зеленого” водорода однозначно потребует гармонизации украинского законодательства в этой сфере с европейскими нормами. А второе условие — это интерес к водородной энергетике украинского бизнеса, желательно — подкрепленного возможностью вложить существенные средства на подобные проекты. Тем более что деньги в эту сферу неизбежно придут.

Устройства для электролиза воды — это не солнечные панели, которые может купить зажиточный крестьянин и разместить на крыше сарая или навеса для комбайна. Сейчас это крупные и технологически сложные объекты, требующие значительных инвестиций. А также — колоссального количества электричества, полученного из солнечных или ветровых электростанций. Именно поэтому первые “водородные фабрики”, если им суждено быть построенными в Украине, будут размещены в южных областях — вроде Одесской, где к солнечной энергии может быть добавлена генерация из крупных шельфовых ветротурбин.

Впрочем, для этих радужных перспектив может существовать одна единственная, но непреодолимая преграда. Которая заключается в том, что для преобразования страны в “водородный колодец Европы”, украинскому бизнесу нужно найти колоссальные средства, и прозрачно их администрируя, вложить в дело, которое вернет инвестиции не за день и даже не за год. Несмотря на украинскую реальность, в которой электричество на экспорт генерируют, например, на обросшей горами шлака и скрытой за гигантскими облаками выбросов Бурштынской ТЭС, которая была построена в 1969 году- и с тех пор неуклонно деградировала, в светлое и зеленое будущее верится как-то не очень.