Сухой замес

В I квартале спрос на сухие строительные смеси впервые за несколько лет начал увеличиваться, поэтому производители по итогам года ожидают прироста рынка на 10%.

После стремительного падения в 2009 г. рынок сухих строительных смесей (ССС) начал постепенно восстанавливаться. По итогам I квартала текущего года объем продаж ССС увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что вселяет надежду на выход рынка сухих смесей из стагнации и дальнейший его рост в пределах 5-10% до конца года. Однако этот незначительный прирост пока не дает повода говорить о достижении уровня 2008 г., ведь за три года данный сегмент просел более чем на 30%.

По словам Романа Слепченко, начальника отдела продаж ООО Унипром, в 2010 г. общий объем рынка смесей на цементной и гипсовой основах составил порядка 1,52 млн. т, из них на цементной основе – 900 тыс. т. В совокупности крупнейшие производители отрасли обеспечили примерно 90% объема украинского рынка ССС. К их числу можно отнести: Хенкель Баутехник (Украина) (ТМ Ceresit), Артель (ТМ «Артисан»), Гелиос (ТМ «Ферозит»), Полирем, БудМайстер, Фомальгаут-Полимин (ТМ «Полимин»), Харьковский завод строительных смесей (ТМ «ТОКАН»), Терминал-М (ТМ «Силтек»), Мастер, Крайзел Украина и Кема Украина. Что же касается импортеров, то после падения курса гривни в 2008 г. объем продукции из-за рубежа начал уменьшаться. В настоящее время, по разным оценкам, на долю импортных смесей приходится не более 4% рынка. Зарубежные поставки производятся в основном из Польши. Причем, как правило, пользуются спросом высокотехнологичные специфические материалы для сложных видов работ – ремонта бетона и железобетона, гидроизоляции.

Плюсы и минусы

Прежде всего кризисный период вынудил поставщиков и производителей ССС пересмотреть свою сбытовую политику. Например, практически все операторы рынка переориентировались на прямые контракты с конечным потребителем. Это было связано в основном с застоем в строительной отрасли, что неизбежно привело к снижению заказов со стороны застройщиков. Тем не менее частные лица продолжали делать ремонты, причем, по наблюдению продавцов строительных супермаркетов, украинцы все чаще предпочитают делать ремонт самостоятельно. В связи с этим поставщики существенно расширили ассортимент ССС прежде всего за счет товаров, доступных и понятных непрофессионалу. Однако в стремлении максимально удешевить и как следствие – упростить рецептуру смесей некоторые производители перегнули палку.

«Практически все производители отреагировали на падение объемов производства выпуском линеек бюджетных материалов. К сожалению, зачастую удешевление производилось не оптимизацией рецептур и отработкой новых материалов, а закладкой сырья более низкого качества, что в свою очередь сказалось на качестве конечной продукции», – сетует Роман Слепченко. Впрочем, помимо негативной тенденции, существует и положительная. Наряду с бюджетными смесями крупные производители в надежде на оживление рынка разрабатывают и выводят на рынок инновационные продукты (штукатурки машинного нанесения, теплые штукатурки, материалы на основе извести и проч.). Это подтверждает Владимир Соха, генеральный директор Хенкель Баутехник (Украина): «Прогнозируется, что в 2011 г. будут пользоваться спросом качественные продукты, предназначенные для использования в частном строительстве. Соответственно мы будем расширять линейку смесей Ceresit».

Однако, кроме частного потребителя, в ближайшее время у поставщиков ССС может появиться еще один существенный канал сбыта. Это связано с тем, что после длительной раскачки государство вспомнило о необходимости подготовки к чемпионату по футболу. Следовательно, по данным компании Кнауф, появилась потребность в специальных составах для специфических условий применения (мосты, тоннели и др.). Но если стадионы и аэропорты государство все же строит, то программы по утеплению фасадов многоэтажек по-прежнему заморожены. А именно на это производители смесей возлагают большие надежды. Сейчас на данный сегмент продукции приходится до 15% рынка. Если программа заработает, производители ожидают увеличения этой доли на 10-20 п. п.

Будут дорожать

Структура продаж ССС в начале этого года, как и в 2010 г., существенно не изменилась. Продолжают пользоваться спросом раскрученные бренды и хорошо зарекомендовавшие себя в течение многих лет составы (клеи для керамической плитки и теплоизоляции, самовыравнивающиеся полы и стяжки, гипсовые стартовые и финишные штукатурки). В то же время снижение доходов покупателей сказывается на рынке ССС. Например, существенно снизился спрос на средний ценовой сегмент смесей – около 80% покупателей предпочитают продукцию экономкласса. В связи с уменьшением сбыта и смещением спроса в дешевый сегмент в прошлые годы производители снизили цены на продукцию на 30-40%, однако уже в этом году большинство из них пойдут на повышение цен. Основанием для этого является прежде всего существенное подорожание себестоимости производства, сырья и материалов, из которых изготавливаются смеси. Так, плата за использование недр и месторождений, в том числе песка и глины – основных компонентов для сухих смесей, за последние три года уменьшилась в 20-30 раз. Выросли и продолжают увеличиваться затраты на энергоносители, бензин, дизтопливо. И если в прошлом году производители компенсировали затраты за счет снижения своей рентабельности и цены существенно не менялись, то в нынешнем резервов рентабельности нет. А уже в I квартале стоимость некоторых сырьевых компонентов выросла до 15%. И это не предел. Роман Слепченко: «Увеличение цен в 2011 г. неизбежно. Это вызвано в первую очередь ростом цен на сырье как импортного (химические добавки), так и украинского происхождения (цемент, песок); дорожают также транспорт и энергоносители для производства. В целом подорожание продукции составит, по нашим прогнозам, 5-7%».

Оптимистичные ожидания

Несмотря на удорожание ССС, производители ожидают, что 2011 г. станет годом постепенного роста отрасли. Например, хотя в 2010 г. данный показатель вырос на 3%, в 2011-м Кнауф планирует увеличить его как минимум до 5%. Некоторые поставщики надеются на 10%-й рост объемов продаж сухих смесей. Что же касается общего развития данного рынка, то ведущие производители будут делать акцент как на продукцию экономкласса, так и на новые продукты. В частности, уже сейчас многие предлагают комплексные системы, а не материалы по отдельности. Остаются надежды на рост популярности энергосберегающих систем.

«Частники» поддержали рынок

Рынок сухих строительных смесей Украины подразделяется на субрынки смесей на цементной основе (СЦС) и гипсовых смесей (СГС). В целом для рынка сухих смесей самым успешным был докризисный 2008 г. А уже 2009-й был ознаменован резким падением объемов строительных работ, следовательно, и снижением объемов потребления сухих смесей примерно на 20%. Что касается прошлого года, то в то время объем рынка ССС остался практически без изменений как цементного, так и гипсового субрынков. В сумме они составили примерно 1,4 млн. т. В 2011 г., судя по итогам I квартала, наметился небольшой рост, поэтому, по итогам года, ожидается прирост объема рынка на 6-10%. Этому способствуют более мягкие погодные условия минувшей зимы, позволявшие проводить строительные работы, стабильная политическая ситуация, оживление работ по возведению объектов к Евро 2012 и размораживание жилищного строительства.

Если говорить о прошлогодних показателях каждого субрынка в отдельности, то объем сегмента СЦС уменьшился примерно на 30%, а СГС – на 14%. Различие показателей для субрынков можно объяснить тем, что в 2009 г. было заморожено строительство более половины крупных объектов (в основном из-за проблем с кредитами), на которых применялись СЦС: системы утепления фасадов, стяжки на цементной основе и проч. В то же время частным строительством и ремонтом люди продолжали заниматься, как следствие – сегмент СГС в меньшей степени пострадал от кризиса.

Если рассматривать каждый субрынок с точки зрения производства в отдельности, то следует отметить, что доля импорта СЦС незначительная и на протяжении нескольких лет колеблется в пределах 2-4%. Причем ввозятся в страну в основном высокотехнологичные материалы для сложных видов работ. Львиную долю данных смесей, до 90%, на рынок поставляют ведущие отечественные производители и лишь около 6-8% – мелкие производители регионального уровня, количество которых постепенно уменьшается. Тому есть несколько причин. Прежде всего крупные производители начали производство новых линеек продуктов экономкласса. Это значит, что они зашли в зону низких цен, где ранее работали мелкие производители. И, учитывая то, что у крупных производителей есть известность бренда, они более конкурентоспособны. Ведь успешный сбыт продукции небольших компаний был возможен лишь при повышенном спросе, тогда они могли конкурировать за счет своей региональности, упрощенной логистики, цен. Сейчас все изменилось: в условиях насыщения рынка и низкого спроса мелкому производителю трудно выжить.

В субрынке СГС доля импорта значительнее, и в 2008 г. она составляла более 55%. Однако уже в 2010-м импорт был на уровне 34%, из которых 32% – штукатурки и шпаклевки из Турции и 2% – сухие гипсовые смеси из Польши и других стран Европы. Снижение доли импорта обусловлено тем, что основной поставщик гипсовых смесей на рынок Украины – компания Knauf – с 2008 г., после увеличения мощностей, производит практически весь ассортимент гипсовых смесей (около 99%) на украинском заводе Кнауф Гипс Донбасс, а также постепенным уменьшением импорта из Турции. Если говорить об отечественных производителях СГС, то лидером является Knauf с долей рынка, по итогам прошлого года, примерно 60%. За ней идут турецкая группа ABS, Мамалыговский гипсовый завод и Фомальгаут (ТМ «Полимин»). Других отечественных производителей гипсовых смесей можно отнести к разряду мелких регионального значения.

По информации специалистов компании Кнауф

Залишити відповідь