B мировых компаниях

диверсификация
Сами себе фермеры

Дэвид Гарселон любит проверять, не пора ли собирать в саду лесную землянику, мяту и виноград. Причем его сад находится не на заднем дворе, а на 14 этаже четырехзвездочного отеля Fairmont Royal York в Торонто. «Вы просто срываете несколько спелых помидоров и добавляете их в ланч для совета директоров, — отмечает Гарселон, шеф-повар отеля. — Так вы точно знаете, что получите все только самое свежее и экологически чистое».

«Местноядные» — люди, отдающие предпочтение блюдам из выращенных поблизости и желательно в домашних условиях продуктов, — на Западе не редкость, и некоторые наиболее предприимчивые рестораторы используют это с выгодой для себя. Вслед за ними идут гостиницы, которые высаживают плодово-овощные культуры в садах и огородах, расположенных тут же на крыше или (что встречается реже) на арендованных неподалеку участках земли. Одними помидорами и земляникой они не ограничиваются. К примеру, Fairmont Royal York в 2008 г. завел у себя целую пасеку и в прошлом году получил от нее более 200 л меда. «Это универсальный ингредиент для десертов, напитков и других блюд», — объясняет Гарселон. Материнская компания Fairmont Hotels & Resorts призывает всех своих шеф-по­варов «составлять локальные и сезонные меню», поэтому почти половина из 64 гостиниц сети по всему миру име­ют сады на крышах, 11 отелей в Канаде, США, Мексике, Кении и Китае держат улья (для ухода за ними нанимаются местные пчеловоды), а один в Монреале — коз, чтобы всегда иметь парное молоко. Чикагский трехзвездочный Marriott пошел еще дальше: сотрудники его рес­торана самостоятельно консервируют мясо, варят сыры, готовят пасту и даже давят виноград прямо в лобби (причем поучаствовать в этом приглашаются и гости).

«Гостиницы давно высаживали на своей территории декоративные сады, но производство собственных продуктов помогает им сохранять высокую репутацию и наладить контакты с местной общиной», — отме­чает профессор Нью-Йоркского университета Мэрион Нестле, занимающаяся вопросами питания. Действительно, некоторые отели предпочитают устанавливать тесные контакты с близлежащими фермерскими хозяйствами. «Мы согласовываем наше вечернее меню только с 17.00 в зависимости от того, какие продукты нам сегодня подвезут», — рассказывает Джейсон Маклеод, шеф-повар пятизвездочного Elysian Hotel в Чикаго. По его словам, это сложный процесс: вместо того чтобы закупать все у одного дистрибьютора, приходится обзванивать 20-30 ферм. Однако оно того стоит — позволяет не только держать марку, но и устанавливать премиальные цены на меню.

финансовые взлеты
Кто поведет?

Cathay Pacific Airways, Qantas Airways и Emirates Airline — так называемая большая тройка — и их более мелкие азиатские конкуренты оказались в двойственном положении. С одной стороны, страны региона переживают экономический бум, который провоцирует небывалый рост авиаперевозок. Средний класс здесь набирает вес и все активнее пользуется выгодами путешествий по воздуху. Этот потенциальный спрос превращается в новые заказы на самолеты: по оценкам Airbus, авиакомпании Азиатско-Тихоокеан­ского региона в ближайшие 20 лет закупят около 8 тыс. машин на общую сумму $1,2 трлн. Но в этом видится и «минное поле» будущих проблем, одна из которых — катастрофическая нехватка пилотов и бортпроводников.

В Международной организации гражданской авиации подсчитали, что до 2030 г. мировой авиаотрасли потребуется по 49900 новых пилотов в год, хотя нынешняя система образования способна готовить лишь 47025 специалистов. И в Азии такой дефицит будет ощущаться куда острее, чем на За­паде. К примеру, «большая тройка» уже сейчас готовится пополнить свой флот 400 машинами. Это спровоцировало войну предложений на рынке труда и массовую миграцию членов экипажей. Так, в июле-августе Philippine Airlines отменила ряд рейсов из-за того, что 27 пилотов уехали работать за границу. В такой ситуации игроки не только предлагают более выгодные условия труда (необлагаемые налогом зарплаты, проживание в номерах люкс и т. д.), но и бесплатные обучающие курсы. Как ожидается, это по­­зволит авиакомпаниям завербовать азиатскую молодежь, которая сегодня предпочитает такие профессии, как врач или юрист.

инновации
Новая старая кредитка

Citibank — в прошлом крупнейший эмитент кредитных карт в мире, чьи позиции серьезно подорвал кризис, — ищет пути повышения привлекательности своего бизнеса. В начале ноября клиенты банка приступят к тестированию карты второго поколения Citi 2G, в основе которой лежит технология, разработанная американским стартапом Dynamics. По размерам и гибкости Citi 2G не отличается от обычного пластика, однако при этом она содержит батарею, рассчитанную на четыре года, встроенный чип и две кнопки. Первая предназначена для платежей с кредитного счета; с помощью второй можно расплатиться накопленными бонусными баллами в любой точке продаж, где сегодня принимают кредитки Citibank.

Проект Citi 2G нацелен на клиентов, для которых при выборе кредитки важна бонусная программа (а таковых, по данным отраслевого обзора Nilson Report, в США 41% респондентов). Клиентс­кие отзывы будут использованы для доработки этой программы. Полномасштабный запуск Citi 2G запланирован на конец 2011 г. Также руководство Citibank верит: благодаря картам нового поколения банк сумеет привлечь любителей крупных покупок, что в итоге приведет к росту доходности карточного подразделения.

консолидация
Еще одна олигополия

PotachCorp., Беларуськалий, Сильвинит и их конкуренты уже сформировали нечто вроде «ОПЕК удобрений». Эти крупнейшие мировые поставщики поташа (техническое название карбоната калия) уже контролируют большую долю его запасов, чем ОПЕК — нефти. Если страны ОПЕК держат 41% разведанных месторождений в мире, то Канада, Россия и Беларусь — 80% запасов этих калийных удобрений, доля которых может еще вырасти. Австралийско-британский BHP Billiton, планирующий выпускать 8 млн. т поташа в год, пытается провести $40-миллиардное враждебное поглощение канадского конкурента PotachCorp., который является мировым лидером и имеет производственную мощность в 12 млн. т поташа. Переговоры о слиянии ведут также проссийские Сильвинит и Уралкалий.

В условиях, когда население планеты увеличивается примерно на 75 млн. человек в год, все большая потребность в продуктах питания будет провоцировать рост спроса на удобрения. В последние годы рынок поташа оставался крайне волатильным: в 2007-2008 гг. стоимость поташа на спотовом рынке взлетела в пять раз и достигла $1 тыс. за тонну, но с тех пор опустилась до $350. Цены под откос пустила рецессия, которая, по оценкам консалтинговой фирмы Fertecon, вынудила производителей использовать свои мощности максимум на 80%. Теперь, когда экономика частично стабилизировалась, цены вновь поползли вверх и достигли $380. Новая волна консолидации грозит ускорить эту динамику.

Основные страны-импортеры поташа не скрывают своей обеспокоенности. «Индия обладает ограниченными земельными ресурсами, и любая попытка монополизировать поташ и поднять на него цены скажется на объемах урожая и ценах на продукты питания», — поясняет Удай Шанкер Авастхи, управляющий директор Indian Farmers Fertilizer Cooperative, которая ввозит в Индию порядка 70% из 5,6 млн. т всех калийных удобрений. Сегодня руководство компании заверяет, что будет всеми силами противиться попыткам поднять цены на сырье. Бразилия поручила национальному добывающему гиганту Vale начать разработку собственных месторождений поташа. В августе тот заявил о намерении к 2014 г. вложить $12 млрд., чтобы стать вторым в мире производителем поташа и фосфата. Китай выразил заинтересованность в покупке доли в Беларуськалие — государственной структуре, которая обеспечивает треть глобального экспорта поташа, а также сообщил об открытии его месторождений на своей территории. Аналитики уверены: со временем государства-импортеры будут все активнее осваивать собственные месторождения, и таковых достаточно, чтобы внести коррективы в глобальную отрасль.

конкуренция
Веселье как дифференцирующий фактор

Без Ларри Эллисона, соучредителя и СЕО корпорации Oracle, $1-триллионный рынок корпоративных вычислений был невероятно унылым местом. После некоторого перерыва этот смутьян опять вошел в раж. Только за последние пару месяцев он успел сравнить директоров Hewlett-Packard с «идиотами из Apple» за то, что те уволили успешного СЕО Марка Херда, а затем вновь высмеял их за выбор нового руководителя. В открытом письме в Wall Street Journal Эллисон назвал решение назначить вместо Херда экс-главу SAP Лео Апотекера «сумасшествием» и посоветовал всему правлению подать в отставку. (Апотекер печально известен тем, что довел немецкую SAP до убытков и недавно был оттуда уволен. — Прим. ред.) Он даже пошутил по поводу «растрепанной эйнштейновской прически» сооснователя SAP Хассо Платнера. «Эллисон говорит ругим игрокам: «Я ваш враг», — отмечает Марк Беньофф, СЕО Salesforce.com, который и сам недавно стал жертвой нескольких уколов.

Такие публичные атаки на конкурентов — не просто театральное представление, говорят эксперты. Они являются свидетельством нарастающей конкуренции в сфере корпо­ра­тивных IT. Компании, ранее работавшие в строго разграниченных секторах, теперь сталкиваются лбами. Производители аппаратного обеспечения вроде Dell и HP активно осваивают софтверную сферу, тогда как разработчик сервисов Oracle берется за серверы и другое компьютерное оборудование. Цель каждого из них — предлагать крупным заказчикам пакет «все в одном». И успех в этом будет определяться не только качеством товаров и услуг (каждый из игроков сможет похвастаться этим), а общественным восприятием самой компании. «Что Эллисон сделал для компании Oracle, которая является довольно скучным производителем баз данных, так это сфокусировал ее на наиболее захватывающих вещах», — отмечает Беньофф. А это уже дифференцирующий фактор.

Залишити відповідь