Благотворительный часовой аукцион Only Watch 2011, прошедший в конце сентября в Монако, показал, что даже высокие цели – не повод раскошеливаться на предметы роскоши.
В череде многочисленных благотворительных начинаний часовой аукцион Only Watch – уникальное мероприятие. Это единственные в данной нише исключительно часовые торги, которые проводятся на регулярной основе (уже четвертый раз, через год), и их уровень беспрецедентно высок. Задает его прежде всего патрон мероприятия – принц Монако Альберт II, который не просто дал свое имя очередному благородному событию, но активно участвует в нем, лично возглавляя открытия предаукционных выставок и интересуясь часами, выставленными к продаже. Компанию принцу составляют главы наиболее престижных часовых марок, представляющие модели, сделанные специально для мероприятия в единственном экземпляре, и это стало той волшебной формулой, благодаря которой каждый Only Watch добивается успеха.
Стараниями организаторов, которые каждый раз проводят громкую и массированную кампанию по продвижению, аукцион еще и отличается 100%-й выкупаемостью лотов, чем не может похвастаться ни одно подобное мероприятие. Разница между торгами разных лет заключается лишь в том, сколько готовы заплатить покупатели и намерены ли они торговаться. В этом смысле Only Watch 2011 стал сенсационным: большинство его лотов были проданы «по дешевке», но при этом собрано в два раза больше, чем в прошлый раз, – €4,5 млн. «Для нас это потрясающий результат, достигнутый совместными усилиями многих партнеров и участников проекта, объединившихся ради благой цели», – говорит Люк Петтавино, идейный вдохновитель и организатор мероприятия, собирающий деньги на борьбу с дистрофией Дюшенна – генетическим заболеванием, поражающим ежегодно до 250 тыс. детей по всему миру.
Парад звезд
Список участников Only Watch впечатляет даже самых прожженных часовых коллекционеров – свои модели представляют признанные гранды часовой индустрии в полном составе. Имеются в виду, конечно же, Patek Philippe, Vacheron Constantin и Breguet, постоянные участники аукциона. Впрочем, в этом году наблюдался повышенный интерес часовых марок к Only Watch – в этот раз их собралось 40 вместо обычных 30. Их список довольно пестрый как по статусу, так и по стилям и ассортименту. Помимо классиков швейцарской часовой индустрии, в Монако привезли свои часы и «хулиганы» из Romain Jerome, и известный британский дизайнер Марк Ньюсон, активизировавший работу своего часового бренда Ikepod, и французские гиганты роскоши во главе с Chanel и Chaumet, и даже Celsius X-VI-II, делающий сверхдорогие мобильные телефоны.
Впрочем, к созданию уникальных объектов для аукциона все эти разношерстные бренды подошли довольно «экономно» – практически все ограничились лишь тем, что просто изменили декор уже существующих часов, к примеру, цвет ремешка или рисунок на циферблате. Так, Blancpain добавил специальную гравировку к своей флагманской новинке этого года Villeret, Chopard изменил цвет часовых меток и прострочки ремешка турбийона из коллекции L.U.C., а Jaquet Droz нарисовал монакский пейзаж на своей классической модели Petite Heure Minute. Тем временем Patek Philippe просто воспроизвел в стали и черном лаке одну из своих сложных моделей – репетир с турбийоном Ref. 3939, а французы из Van Cleef & Arpels – часы из серии From the Earth to the Moon по мотивам творчества Жюля Верна, принадлежащей очень популярной коллекции Poetic Complication.
Добро пожаловать в реальность
Два года назад часовые компании объявили о курсе на «трезвость», подразумевая под этим отказ от дутых маркетинговых планов и бюджетов и нацеленность на истинные ценности – работу над усовершенствованием механизмов и развитие производства. Теперь они пожинают плоды этих усилий, причем не только в плане улучшения часов – клиентура швейцарских марок тоже стала очень трезво и взвешенно оценивать продукт, представляемый на выставках и аукционах. Итоги Only Watch 2011 показали, что для многих марок эта покупательская трезвость оказалась неприятным сюрпризом: часы в Монако оценивали исключительно по их ходовым качествам, не принимая во внимание такие эфемерные характеристики, как имидж и статус бренда. Поэтому в одном ценовом диапазоне – около €40 тыс. – были проданы часы таких марок, как Audemars Piguet, Chopard, Glashtte Original, Hublot и Louis Vuitton. А ведь их опыт и репутация на часовом рынке очень разнятся: от прославленной и старинной мануфактуры Audemars Piguet из Ле Локля, этого оплота точной механики, до французского производителя чемоданов Louis Vuitton, история которого на часы, в общем-то, не намекает. Одна цена на часы двух столь разных брендов объясняется просто: они представили хронографы, спортивные часы с функцией отсчета различных отрезков времени, их и купили по цене хорошего хронографа – не больше и не меньше.
Самый сильный «удар» постиг Chopard: эстимейт на выставленный в Монако турбийон L.U.C. Engine One составлял €50-70 тыс., а продан он был всего за €35 тыс. Как видим, в глазах покупателей не возымело действия ни недавнее открытие часовой мануфактуры Chopard, ни пафосная презентация этого турбийона весной на Базельском салоне – женевский бренд все еще остается больше ювелирным, чем часовым, и чтобы заработать реальные очки на поприще микромеханики, ему придется сильно потрудиться.
В отношении часовой индустрии этот экономичный покупательский подход глобален, он проявился даже в странах Азии, несмотря на то что в этом регионе степень доверия рекламе выше, чем где бы то ни было в мире (по исследованиям Nilsen Wire, около трех четвертей азиатов руководствуются рекламой при покупках против 50% в Европе и Америке). Организаторы Only Watch и в этом году сделали ставку на многообещающий азиатский рынок, проведя предаукционные показы сначала в Бангкоке, Сингапуре, Гонконге, Шанхае, Пекине и Токио, а уж потом – в США и Европе. Однако клиенты люксовых марок остались неумолимы, отказываясь платить сверх меры за рядовые, в общем-то, модели.
Точки возгорания
А вот громкие союзы и знакомые имена все еще работают в плане продаж – за участие звезд и прорывы в механике почитатели предметов роскоши готовы раскошелиться. К примеру, за €510 тыс. был продан скелетонизированный турбийон Ричарда Миля RM 027, созданный в соавторстве с Рафаэлем Надалем. Более того, знаменитый теннисист носил эти часы во время апрельского турнира в Монте-Карло, который и выиграл, причем уже в седьмой раз. Внушительную для модели сумму – €170 тыс. – заплатили за Horological Machine No.4 Thunderbolt «Flying Panda», которую презентовал самый именитый из независимых часовщиков Максимилиан Бюссер, и тоже не в одиночестве. Миниатюрную скульптуру панды, восседающей на корпусе часов, сделал молодой, но уже известный в Европе китайский художник Гуан Ханкан.
Лавры славы в виде €410 тыс. заслужила часовая марка DeWitt, которая подошла к созданию аукционной модели гораздо серьезнее, чем ее коллеги. Участвовать в Only Watch бренд начал в 2007 г.: тогда специально для аукциона была изготовлена модель на базе нашумевшего фирменного концепта WX-1, который все еще не запущен в серийное производство. Тем не менее в этом году DeWitt выставила в Монако уже третьи такие часы, Concept Watch No. 3 – X-Watch, с точным расчетом на коллекционеров, которые больше нигде не найдут в продаже подобный объект, тем более работающий.
Однако самой громкой сенсацией монакского аукциона стали часы Patek Philippe, а точнее, их продажа за €1,4 млн. – сумму, втрое превышающую эстимейт. В том, что самым дорогим лотом торгов будет именно Patek Philippe, никаких сомнений быть не могло – эта марка уже добрых два десятка лет неизменно лидирует на всевозможных аукционах.
С наступлением кризиса ее статус и вовсе поднялся до заоблачных высот – таких, что клиенты готовы платить втрое больше, несмотря на нынешние переменчивые времена. В этом целиком заслуга владельцев марки, семьи Штерн, культивирующей идею независимости, совершенства механики и радикально высоких стандартов производства и сертификации часов. Многие в Швейцарии говорят, что опыту Patek Philippe многим нужно поучиться. Необходимость этого доказывает если не качество моделей, то хотя бы выгода, которую может принести такой подход к делу.