Здравый смысл инвестирования

Из западного мира финансового менеджмента в Украину пришел  тренд – при анализе инвестиционной привлекательности и выходе на IPO оценивать психологические факторы. Новое явление назвали «поведенческие финансы».

«Думающий» эмоциональный подход к решению финансовых вопросов своим рождением обязан глобальному тренду 20 века – развитию междисциплинарности. Именно в моменты взаимодействия различных наук и дисциплин рождаются наиболее прогрессивные концепции, новые решения и видение новых ракурсов.

Появление «поведенческих финансов» как полноценного направления финансового менеджмента специалисты непосредственно связывают с развитием социальной психологии и, в особенности, работами нобелевских лауреатов Даниэля Канемана и Амоса Тверски по теории перспектив или теории возможностей (Prospect theory: An analysis of decision under risk, Advances in prospect theory: cumulative representation of uncertainty). Современная социальная психология умеет многогранно анализировать типы поведения человека в социуме и, что самое важное, – предвидеть возможные сценарии поведения и принятия решений человеком в различных ситуациях. Владение таким инструментарием, к тому же «заточенным» под финансовую сферу – бесценный дар для инвестора.

Классические модели не справляются

Концепция «Поведенческие финансы» основана на тезисе, что классическая практика управления финансами учитывает экономические мотивы и рациональную реакцию на них, тогда как в реальной жизни возможны неэкономические мотивы (даже в принятии решений по инвестированию) и нерациональная реакция.

Другими словами – инвесторы тоже люди, и как бы они ни хотели действовать исключительно из рациональных мотивов, без эмоциональной составляющей и иррациональных факторов принятие решений попросту невозможно. Например, известно, что в состоянии стресса, в ситуации неопределенности и риска человек может думать и действовать иначе. А в одной и той же ситуации (или очень сходной) в зависимости от набора влияющих факторов принимать разные решения.

На Западе неоднократно проводились исследование, подтверждающие наличие «нерациональности» в рациональных решениях. Более того, считается, что изменение рыночных цен и движение рынка в целом невозможно описать исключительно классическими моделями и теориями. Да и практика доказывает, что математических моделей для прогнозирования рынка недостаточно.

«В отличие от университетских учебников по экономике и финансам, рассматривающих поведение человека как поведение рациональной машины по оптимизации полезности, поведенческая экономика ориентируется на реальных людей с их эмоциями, предрассудками, необдуманными спонтанными решениями, стереотипами, стадными инстинктами и проч., – дает определение новому в Украине явлению Евгений Пенцак, PhD (Lausanne University), кандидат физико-математических наук, научный руководитель программы MBF в KMBS. – Распространенные экономические теории не принимают во внимание изменение настроений и подходов к бизнесу, игнорируют роль финансовых злоупотреблений и роль их разоблачений».

Западные практики уже научились с помощью теории «поведенческих финансов» и технологии предвидения поведения различных групп инвесторов более эффективно и взвешенно отвечать на вопросы:

• Как правильно выводить компанию на ІРО?
• Что она получит взамен открытости?
• Как при этом увеличить ее капитализацию и стоимость акций для существующих акционеров?
• Как управлять ее структурой в зависимости от состояния бизнес-цикла?
• Когда начинать инвестировать в строительную отрасль?
• Следует ли инвестировать в сельское хозяйство или переждать 2011 г. в деньгах?

Рационально о нерациональном

Нерациональное поведение людей и компаний не просто неслучайно, но имеет свои закономерности. Эти закономерности основываются на достижениях современной социальной психологии, на таких понятиях, как «доверие», «справедливость», «злоупотребления» и «истории», возникающие по ходу развития каждой страны и всей мировой экономики.

В итоге, если обычные модели финансового менеджмента помогают избежать потерь на 1-5%, то эффективное использование моделей поведенческих финансов помогает сохранить целое состояние, а иногда и мгновенно увеличить его.
Адепты нового подхода Евгений Пенцак, упомянутый ранее, и Тарас Кутовой, партнер инвестиционной компании «Градиент», в 2008 году вошел в 10-ку лучших финансовых директоров по версии &.ФИНАНСИСТ выделяют 4 ключевых участка «поведенческих финансов», требующих отдельного внимания и практической проработки.

1. Психология принятия инвестиционных решений.  В данном случае речь идет о возможных ловушках для управленцев и собственников в плоскости финансовых парадоксов и финансовых манипуляций.

«Топ-менеджеры и владельцы бизнеса часто бывают чрезмерно самоуверенными в своих суждениях об инвестиционных и финансовых решениях. Чем более непрогнозируемым является бизнес, тем большее влияние имеют психологические аспекты принятия инвестиционных решений, тем изысканнее формы принимают финансовые манипуляции», – говорит Е.Пенцак.

Сегодня уже нет непоколебимых финансовых истин. Чтобы не попасть в возможные финансовые ловушки, необходимо анализировать поведенческие особенности принятия финансовых решений.

2. Психология финансирования инвестиционных проектов. Протекание инвестиционного проекта связано с различными уровнями встроенного риска, – убежден Т.Кутовой. В связи с этим возникает ряд критически важных для любого инвестпроекта вопросов.

Нужно ли сочетать все риски вместе и находить усредненный уровень риска, чтобы предложить проект инвесторам? Может лучше разделить проект на этапы и на каждом этапе привлекать финансовый ресурс разной стоимости в зависимости от толерантности к риску соответствующих инвесторов? Как лучше распределять информацию, управленческие полномочия и мотивационные пакеты между менеджерами компании для повышения капитализации компании? Как рынок и стейкхолдеры реагируют на внутренние процессы в компании?

Ответы на эти вопросы подразумевают анализ динамики выполнения инвестиционного проекта и изменение его источников, влияние структуры собственности владельцев компании на оптимальную структуру финансирования инвестиционных проектов компании, а также разработку оптимальной модели взаимодействия и коммуникации для владельцев, СЕО, CFO и других стейкхолдеров.

3. Инвестиционная психология. Почему 80% всех инвестиционных проектов являются убыточными?

Один из ответов – недостаточное использование моделей здравого смысла в бизнесе.

«Почему часто опасно читать финансовую литературу? Как сделать себя и менеджеров рациональными и эффективными? Большое количество финансовой литературы включает в себя логические ловушки, что делает ее опасной для практического использования, – рассказывает Е.Пенцак. – Как принимать эффективнее финансовые и инвестиционные решения с помощью простой системы логических умозаключений? Как креативнее смотреть на финансовые проблемы?»

4. Психологические особенности принятия решений в проектах с эффектом масштаба. «За гривню купил – за две продал, и на тот один процент живу», – часто шутят владельцы бизнеса. А как жить на один процент дополнительной урожайности, сахаристости, экономии потерь и т.п.? Каким образом функционируют модели принятия решений с эффектом масштаба? Как масштабировать идеи?» – озвучивает ключевые вопросы данного раздела Т.Кутовой.

Ответ на эти вопросы определяется моделью персонального карьерного роста от эффективного менеджера до эффективного собственника и бизнес-аналитика.

В данном случае финансовому менеджеру необходимо понимать особенности развития персонального бренда в финансах и проанализировать ключевые элементы непрерывного карьерного роста финансиста.

Справка:

 

&.ФИНАНСИСТ — это единственный украинский специализированный журнал для профессионалов в области финансов.

В журнале раскрываются все аспекты финансового и корпоративного менеджмента, подходы к решению кадровых вопросов в финансовых департаментах.

&.ФИНАНСИСТ адресован финансовым директорам, руководителям компаний, специалистам финансового департамента, а также руководителям и специалистам других департаментов компании, которые имеют отношение к управлению финансами компании.

Залишити відповідь