ИТОГИ ГОДА: В ожидании инвестиционного потепления

Уходящий год наглядно продемонстрировал необходимость кардинального улучшения инвестиционного климата в стране. Проблема только в одном – от экономического блока правительства это никак не зависит.

Рост среднегодовых цен на нефть в 2011 году на $30 до рекордных $109 за баррель Urals c $78 в 2010 году привел к совсем незначительному в таких условиях росту инвестиций – примерно на 6%, оттоку капитала более чем в $80 млрд и все еще восстановительному росту экономики примерно на 4,2%, что позволило экономике лишь достичь уровня 2008 года, когда, кстати, средняя цена на нефть казалась тоже заоблачной и составляла "жалкие" на фоне 2011 года $94,4 за баррель.

В правительстве как мантру произносят словосочетание "улучшение инвестиционного климата", а воз и ныне там. Никаких прорывов в этой сфере не происходит, и вряд ли может произойти, пока суды в стране не станут реально независимыми. В экономическом блоке правительства это прекрасно понимают, и всем становится неловко от своей беспомощности в этом вопросе.

В ходе прямой линии премьер-министра с гражданами России, Владимиру Путину был задан вопрос – почему Борис Березовский и Роман Абрамович судятся в Великобритании, хотя предметы их интереса находится в России.

"Что здесь скажешь? Лучше бы, если бы они судились в России… Это было бы честнее – и для них, и для нашей страны. Деньги заработаны, украдены здесь – здесь пускай и делят", – пошутил премьер-министр.

Шутка удалась, все от души посмеялись – и бизнес, и граждане, которые в школе проходили "Дубровского".

Страх, что в судебной системе с тех пор не многое изменилось, еще присутствует в людских умах. "Врешь, братец, какие тебе документы. На то указы. В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение", – учил Троекуров заседателя Шабашкина.

Косвенная оценка российским правовым институтам была дана иностранными инвесторами в ходе Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), который состоялся 17 октября под руководством председателя правительства.

Председатель совета директоров "Эрнст энд Янг глобал" и сопредседатель КСИИ Джеймс Терли в конце своей речи неожиданно для всех заявил: "Мы поддерживаем вашу кандидатуру на пост президента, но нам будет не хватать вашего руководства здесь в качестве премьер-министра в нашем совете". И многим бизнесменам в зале сразу стало неловко.

Во-первых, потому что Дж.Терли вряд ли кто-то уполномочивал делать такие заявления от имени всех иностранных инвесторов. А во-вторых, это косвенно говорило об уровне доверия иностранных инвесторов к российским правовым институтам. По идее, для бизнеса не должно быть столь важным, кто именно руководит страной при нормально работающей независимой судебной системе. И если такие заявления делаются, то это означает, что главным гарантом интересов бизнеса в стране являются властные структуры, а не суд.

Поэтому улучшение инвестиционного климата в стране через развитие независимых правовых институтов было, есть и остается основной задачей. И в отличие от прошлого, будущее имеет множество сослагательных наклонений и будет во многом зависеть от действий нового президента страны, но также и от поведения каждого из нас.

Необходимость обновления в экономике и в политике сейчас буквально витает в воздухе. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков в интервью BBC недавно заявил, что "безусловно, люди ожидают Путина в версии номер два". "Очевидно, что и партии необходимо будет пройти период обновления, и Путину как кандидату в президенты на следующий президентский срок в этой стране, нужно будет донести новые идеи, предложения, образовать новые союзы", – сказал Д.Песков.

"Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью", – писал Федор Достоевский.

А мы по традиции сделаем попытку с помощью экономистов ответить на часто задаваемые вопросы: почему рекордная цена на нефть не привела к скачку инвестиций, чем вызван рекордный отток капитала; какие риски стоят перед российской экономикой в 2012 году; готова ли Россия к длительному периоду низких темпов роста мировой экономики; как увеличить темпы роста ВВП до 6-7% и нужно ли это.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Цены на нефть в 2007 году выросли на $8, до $69,3 за баррель с $61,1 за баррель в 2006 году. Инвестиции в основной капитал в 2007 году выросли на 22,7%, а ВВП на 8,5%. В 2011 году цены на нефть выросли на $31 до $109 с $78,2 за баррель в 2010 году. Инвестиции при этом увеличились на 6%, а ВВП прибавит 4,2%.

Рост цен на нефть, в отличие от предкризисного периода, уже не ассоциируется с улучшением перспектив роста экономики и не способствует притоку капитала, который раньше частично "финансировал" рост внутреннего спроса. Почему?

Дмитрий Долгин (экономист, Альфа-банка) : Рост экспортных доходов ушел на финансирование роста импорта и оттока капитала. Иными словами, экономика больше не "переваривает" приток финансовых ресурсов, потому что уперлась в институциональные ограничения.

Иван Синельков (экономист, НБ "ТРАСТ"): Модель экономического роста России, основанная на расширении совокупного потребления за счет высоких экспортных доходов, истощается. При этом сбалансированность бюджета зависит от все более высоких цен на нефть.

Владимир Цибанов (экономист, Росбанк): Основной причиной низкого уровня инвестиций является плохая институциональная среда, дестимулирующая долгосрочные финансовые вложения.

Сергей Дробышевский (экономист, Институт экономической политики имени Гайдара): Для инвестиций и роста необходимы позитивные ожидания и видения перспектив у предпринимателей, населения, иностранных инвесторов, если их нет – наличие ресурсов само по себе не трансформируется в рост.

Антон Струченевский (экономист, "Тройка диалог"): Поведение инвесторов стало более осторожным. Гораздо больше внимания стало уделяться качеству институтов, а также стабильности экономического развития. Одной лишь высокой цены на нефть уже недостаточно для "разогрева" российской экономики. Инвесторы задаются вопросами: как долго нефть будет дорогой? каким образом российский бюджет распоряжается дополнительными доходами? не пострадает ли макроэкономическая стабильность на фоне растущих госрасходов? что, собственно говоря, происходит в политической жизни России?

Дмитрий Полевой (экономист, ING): Проблемы Европы и "инвестиционная" осторожность не только финансовых институтов, но и глобальных компаний. Отсутствие возможностей для увеличения бюджетных расходов докризисными темпами, которые также поддерживали рост до 2008 года. Всем известный плохой инвестиционный климат, неуверенность локального бизнеса в завтрашнем дне, предвыборный период и растущий популизм со стороны властей, деградация политической системы, коррупция и т.д. Наконец, отсутствие каких-либо явных изменений в части диверсификации экономики и, как следствие, возросшая зависимость от импорта – другая причина, почему довольно уверенный потребительский спрос стимулировал не внутреннее производство, а импорт.

КАПИТАЛ УТЕКАЕТ

Существенный отток капитала из страны, ускорившийся осенью, стал неожиданным и неприятным сюрпризом для ЦБ и правительства. Отчасти отток можно объяснить ситуацией в мировой экономике, когда инвесторы выводят средства с развивающихся рынков.

По итогам 2011 года чистый отток капитала превысит $80 млрд, что соответствует примерно 5% ВВП, и остается только сожалеть об упущенных инвестиционных возможностях.

А.Струченевский: Рекордный отток капитала вызван рекордными ценами на нефть. Российские компании получили незапланированную прибыль (финансовые планы верстались исходя из ожидаемой цены на нефть в $70-80 за баррель) и предпочли вложить ее в иностранные активы, что выглядело вполне логично на фоне возросшей нервозности инвесторов и общей нелюбви к развивающимся рынкам.

Д.Долгин: В начале года отток капитала был реакцией на повышение ставки страховых взносов с 26% до 34% и подпитывался отсутствием прогресса в улучшении общего инвестклимата в стране. Во втором полугодии добавился европейский межбанковский кризис, который спровоцировал отток капитала нерезидентов в пользу материнских структур на родине. В конце года началось бегство от политических рисков.

Юлия Цепляева (экономист, BNP Paribas): Отток вызван глобальной нестабильностью (трудно привлекать капитал), плохим инвестклиматом (все бежали в качество) и политическими рисками (всегда перед выборами отток).

В.Цибанов: Углубление долговых проблем в Европе привело к существенной переоценке рисков иностранными инвесторами и выводу средств из рискованных активов, в том числе из развивающихся стран. Дополнительной причиной оттока капитала и снижение валютного курса рубля стало усиление политической неопределенности и массовые протестные выступления.

И.Синельков: Институциональные проблемы: слабые государственные, корпоративные, правовые и социальные институты. Отсюда имеем: не очень хороший инвестиционный климат и нежелание инвестировать в национальную экономику. В странах с формирующимся рынком, да еще и с такими институциональными трудностями, на фоне глобальной неустойчивости происходит усиление оттока капитала в более безопасные точки приложения.

ГЛАВНЫЙ РИСК-2012 – ПАДЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ

Основной риск для российской экономики по традиции заключается в возможном снижение цен на нефть. Особенно это тревожно на фоне серьезно раздутых расходов бюджета.

В.Цибанов: Значительный дефицит ненефтегазового бюджета и очень сильная зависимость государственных финансов от стоимости нефти является основным макроэкономическим риском российской экономики в условиях глобального замедления мировой экономики и снижения спроса на сырьевые товары.

А.Струченевский: Вопрос за бюджетной политикой. Сможет ли правительство скорректировать расходную часть бюджета, если цены на нефть снизятся? От этого будет зависеть, насколько болезненным будет адаптация к новым условиям.

С.Дробышевский: Основной макрориск – избыточный рост бюджетных обязательств, который приведет к долгосрочной невозможности сбалансировать бюджет (в РФ большинство новых бюджетных обязательств становятся несокращаемыми), наращиванию государственного долга. Соответственно, даже при временных (2-3 квартала) снижениях цен на нефть на 20-30% (до $70-80 за баррель) бюджет развалится, и возникнет угроза долгового кризиса по образцу 1998 года. Чтобы избежать этого правительство должно вести крайне жесткую (с учетом прошлых решений) бюджетную политику, следовать вновь бюджетному правилу (например, сбалансированность бюджета при некоторых средних долгосрочных ценах на нефть).

Д.Полевой: Основные риски – снижение цен на сырье, рецессия в крупнейших экономиках мира, де-факто заметно более жесткая монетарная политика и недостаток ликвидности в банковской системе, затрудненный доступ к локальному/западному фондированию и сложности с рефинансированием уже существующих долгов. Из внутренних факторов основной риск – безответственная экономическая и фискальная политика правительства и, конечно же (в свете последних событий) – риски сохранения/нарастания политической напряженности, если президентские выборы пройдут так же, как и парламентские.

ГЛЯЖУ, ПОДНИМАЕТСЯ МЕДЛЕННО В ГОРУ…

Ситуация в мировой экономике свидетельствует о том, что с большой вероятностью, в ближайшие годы темпы ее роста будут замедляться, а в той же Еврозоне в 2012-2013 годах ожидается рецессия. Чем это грозит российской экономике, которая во многом зависит от сырьевого экспорта?

Д.Полевой: Россия сейчас несколько больше готова к негативному развитию событий в мировой экономике, но говорить об ее неуязвимости мы бы не стали. Падение цен и спроса на сырье ударит и по экономике, и по бюджету, хотя более гибкий курс рубля позволит несколько снизить масштабы этих негативных эффектов.

С.Дробышевский: Я думаю, что экономика (с точки зрения структуры, закономерностей развития, трендов и т.д.) России к этому готова. Готовы ли власти и население к тому, что на протяжении несколько лет придется забыть о том, что доходы и бизнес могут расти темпами в десятки процентов в год?

А.Струченевский: Россия связана сейчас с остальным миром трубой, по которой течет нефть. Особой зависимости от иностранного капитала не наблюдается. Даже на фоне рецессии снижения объема поставок топлива не следует ожидать. Действительно, цены на топливо могут снизиться, но страна сможет приспособиться к этому. В 2011 году Россия росла за счет внутренних ресурсов на фоне увеличения внутреннего спроса. По этому же сценарию возможно развитие и в будущем. Однако стабильность такого роста будет в значительной мере определяться внутренним инвестиционным климатом, который включает в себя не только макроэкономические параметры, но и качество институтов.

УСКОРЕНИЕ РОСТА ПОД ВОПРОСОМ

Правительство в ближайшие годы надеется угнаться за двумя зайцами – диверсифицировать экономику и увеличить темпы ее роста через 3 года до 6-7% с нынешних 4%. Некоторые экономисты полагают, что лучше сосредоточиться на качестве роста.

А.Струченевский: Не уверен, что следует ориентироваться именно на темпы роста. Скорее, стоит подумать о стабильности роста. Например, до кризиса 2008 года темпы роста экономики превышали 7%. Было ли это правильно? Оправданным ли был рост зарплат населения на 15% в год в реальном выражении при росте производительности труда в 5%? Стоило ли радоваться строительному буму на фоне галопирующего роста цен на недвижимость? Мне кажется, что лучше задуматься на тему стабильности нынешней модели развития, которая выглядит более сбалансированной, чем пытаться опять "разогреть", а возможно и "перегреть" экономику.

С.Дробышевский: Я не уверен, что экономика России должна расти на 6-7% в год. Это возможно в отдельные годы, но устойчивый рост на протяжении 5-10 лет такими темпами, на мой взгляд, не возможен. Начало 2000-х годов с его темпами роста – это эффект восстановительного роста после трансформационного спада и он исчерпан. Поэтому теперь, на мой взгляд, такие темпы вряд ли достижимы.

Ю.Цепляева: В рамках существующей экономической модели, чтобы выйти на темпы 6-7% в год, нужны цены на нефть выше $200 за баррель.

В.Цибанов: Вследствие усиления дефицита рабочей силы (до 2020 года Россия ежегодно будет терять около миллиона экономически активного населения), а также низкого уровня инвестиций средние темпы роста российской экономики, наблюдаемые до кризиса 2008 года, уже не достижимы. В настоящее время оценки потенциального роста российской экономики как раз составляют 4% и являются новым нормальным уровнем развития. Более того, темпы роста экономики существенно превышающие потенциальный (4%) уровень неизбежно будут сопровождаться ускорением инфляции и не могут быть оптимальными для устойчивого развития российской экономики.

Д.Полевой: Главное, что нужно власти – вернуть доверие бизнеса и населения, которое продолжает падать. Без этого шансы на успешную реализацию необходимых стране реформ, в том числе в экономической сфере, будут ничтожно малы.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь