Арабская дизайн-весна

Первый опыт популяризации современного предметного дизайна в регионе Персидского залива оказался обнадеживающим.

Все еще ругая злокозненные Facebook и Twitter, посредничество которых привело к демонстрациям и войнам, арабский Восток активно присматривается к другому достижению западных демократий – предметному дизайну. До сих пор нефтяных шейхов мало волновало то, что местный стиль в интерьере называют не иначе как «золотым целлюлитом», однако этой весной дело сдвинулось с мертвой точки.

В рамках ежегодного форума Art Dubai с 18 по 21 марта проходила первая в регионе выставка Design Days Dubai, на которой были представлены новинки и классические объекты предметного дизайна. Организаторы мероприятия выбрали наилучшую в заданных условиях стратегию, сделав акцент на легендарных именах, элементах местного колорита и учебной программе, чтобы максимально полно ознакомить публику с таким явлением, как предметный дизайн. Эта стратегия себя оправдала: по словам директора выставки Сирила Заммита, за пять дней ее посетили 8,5 тыс. человек. Такая цифра, конечно, несопоставима с данными европейских выставок (так, Миланский мебельный салон ежегодно посещают около 300 тыс. человек), однако это несомненный успех, если учесть традиционный скепсис мусульманского востока по отношению к Европе.

Восточный модернизм

Поскольку Design Days Dubai – пробный шар европейского дизайна на восточной сцене, устроители мероприятия решили не слишком мудрить с наполнением, а пойти по проверенному пути торговых выставок. В Дубае не было концептуальных инсталляций от дизайнеров и моделей дома «в полный рост», чем обычно привлекают уже подготовленного зрителя организаторы в Европе. А для начального уровня вполне достаточно участия галерей, которые, имея опыт продаж в данной области, наработали хороший арсенал «завлекалочек» для новых клиентов. Поэтому участниками Design Days Dubai стали 22 дизайн-галереи из разных стран, в подборе которых, впрочем, были проявлены вкус, меткость и широта кругозора. Так, в Дубае представили свой ассортимент маститые предприятия вроде Carpenters Workshop Gallery, имеющей представительства в Париже и Лондоне и работающей с прославленными дизайнерами, среди которых Марсель Вандерс, братья Кампана и японское бюро Nendo. Однако в выставке участвовали и локальные галереи, впервые выезжающие со своим ассортиментом за рубеж, например, бразильская Coletivo Amor de Madre и корейская Croft.

Одним из стратегических правил выставки было то, что галереи сами выбирали предметы для показа. Будучи коммерческими предприятиями, которым нужно продать свой товар, они очень тонко и удачно произвели такой выбор, ориентируясь в основном на традиционные ценности и элементы местных культур, обеспечивших внимание дубайской публики.

Такими элементами стали ручная работа и ремесленные техники обработки дерева, текстиля и других материалов, а также орнаментальный колорит декора. Впрочем, эти элементы в современном дизайне используются вполне иронично и постмодернистски, поэтому традиции не превращают объекты предметников в пыльные тряпицы из бабушкиного сундука. Европейские галереи представили множество объектов с росписями, стилизованными арабскими буквами или с деревянным покрытием в технике маркетри. Однако наиболее раскованно и свободно в игре с традиционными арабскими мотивами чувствовали себя местные дизайнеры. Так, ширма Arabi дизайнера Халида Шафара из бейрутской галереи Carwan была сделана из соединенных между собой шнуров икаль, которым скрепляют мужской головной платок куфию. А студенты Университета содружества Виргинии в Катаре, подготовившие специальный проект «Восточный модернизм», создали серию шуточных объектов, например, настольный футбол с мужс­кими и женскими фигурками в традиционных мусульманских нарядах.

На осмысление своей традиции направлена работа арабских дизайнеров, раньше политиков понявших, что пора прекращать противопоставлять Запад и Восток. Общее настроение выражает дизайнер Надя Дебс: «Наша традиция полна очарования, которое может оценить международное сообщество. Поэтому своей задачей я вижу интерпретацию арабского наследия в современном ключе и создание мультикультурного дизайна, который понимали бы и на международном, и на локальном рынках».

Очарование классики

Помимо местных мотивов, привлекающих арабских клиентов, организаторы Design Days Dubai сделали ставку на «вечные ценности», что в случае предметного дизайна означает громкие имена и классические объекты. Представители арабских стран, как и молодых демократий, традиционно чувствительны к устоявшимся и раскрученным брендам – это позволяет не ошибаться в условиях слабой осведомленности о предмете. Устроители выставки в Дубае дали прекрасные возможности ознакомиться с широкой палитрой как классических, так и современных дизайнерских брендов.

Самым простым и очевидным шагом в этом направлении стал список знаменитых патронов мероприятия, имена которых привлекли бы клиентов. Помимо местных звезд, выставке удалось заполучить дизайнерский дуэт братьев Кампана, вездесущую предсказательницу трендов Ли Эделькорт, а также Александра фон Вегезака, известного специалиста по дизайну, куратора многочисленных специализированных выставок и директора Vitra Design Museum.

Дизайнерские бренды были мощно представлены и в галерейных экспозициях, где показывали и наиболее яркие новинки от известных современных предметников, и собственно классику. Только ей, в частности, был посвящен стенд галереи PF Emirates, работающей с ведущими итальянскими фирмами Cassina, Cappellini и Poltrona Frau. На дубайском мероприятии галерея показала подборку коллекционных объектов авторства Ле Корбюзье, Жан-Мари Массо, Тома Диксона и Алессандро Мендини, бесспорных классиков предметного дизайна.

Наиболее мощным «крючком», стопроцентно цепляющим арабскую публику, стало заявление организаторов о том, что на выставке участвуют объекты самого высшего, люксового сектора дизайна – экземпляры из лимитированных коллекций, уникальные коллекционные объекты. Был даже указан ценовой диапазон предметов – €300-500 тыс., чтобы у местной клиентуры не возникло ни капли сомнения ни в уникальности, ни в стоимости дизайнерских объектов. Впрочем, и с концепцией люксовости в таком прочтении представители галерей тоже поиграли, включив в свои экспозиции и классику, и экспериментальные объекты от молодых дизайнеров (к примеру, табуретки Stitching Concrete Флориана Шмидта из особой «бетонной ткани»), дороговизна которых объясняется отнюдь не именем создателя, а редкой технологией изготовления материала.

Польза учения

Третьим «китом» ознакомительной концепции Design Days Dubai стала грамотно составленная учебная программа, в которой был минимум скучной теории и максимум интересной практики. Собственно, теоретическую часть образования составил семинар Ли Эделькорт, которая провела беседу с арабами на тему «Духовность и быт». Все остальные пункты программы так или иначе были связаны с практикой – посетителям демонстрировали уже готовые объекты и учили создавать что-то свое, причем не ограничиваясь только мелкими безделушками. Организаторы события убедительно доказали, что и самая простая демонстрация может выглядеть эффектно и надолго привлечь внимание зрителей. Так сделали голландцы из Studio Drift, создавшие целый ритуал из включения и выключения своей лампы Shylight, разворачивающейся из кокона под потолком, а затем раскрывающей лепестки.

Кроме того, приглашенные дизайнеры приоткрывали секреты своей «кухни», показывая, как сделать светильник, ширму или даже диван. Более того, посетители могли участвовать и в создании целого интерьера – зоны для отдыха под общим названием «Пьем и смотрим». Всего в учебных программах приняли участие 400 человек, поэтому организаторы выставки с оптимизмом смотрят в будущее, намереваясь продолжить свое полезное дело и в следующем году. По словам Сирила Заммита, он даже не ожидал такого оглушительного успеха Design Days Dubai у местных дизайнеров и галерей, которые «уже контактируют по поводу мероприятия в 2013 г., предлагая не только показывать классику дизайна, но и создать площадку для презентации локальных дизайнеров на международном рынке». Наверняка у Design Days Dubai светлое будущее, ведь выставка заняла давно ожидавшую ее нишу.

Залишити відповідь