Компании, которые вдохновляют. Агрохолдинг Мрія

Год основания – 1992.

Вертикально интегрированный агропромышленный холдинг с собственной инфраструктурой и современным парком автотранспорта и сельхозтехники. Есть собственное производство семян – завод мощностью 350 т в сутки. Более 1,6 тыс. единиц сельскохозяйственной и логистической техники. В управлении три элеваторных комплекса и зернохранилища емкостью 670 тыс. т, картофелехранилища мощностью 96 тыс. т, сахарные заводы и современные логистические центры.

Земельный банк составляет 295 тыс. га в Тернопольской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Черновицкой и Львовской областях.

Выращивает пшеницу, рапс, кукурузу, сахарную свеклу, картофель, гречиху, ячмень.

Замкнутая цепочка производства и сбыта продукции – от получения семян, планирования и выращивания урожаев до хранения, транспортировки и логистики.

Число сотрудников – 5,5 тыс. человек. По результатам исследования Reputation Capital и HeadHunter в 2012 г. агрохолдинг вошел в десятку самых уважаемых украинских компаний-работодателей.
Текущие кредитные рейтинги – Fitch: B-, S&P: B.

Владельцы:

Иван Гута – основатель, глава совета директоров, в прошлом председатель колхоза «Победа» Гусятинского района Тернопольской области.
Клавдия Гута – член наблюдательного совета.
Николай Гута – с 2008 г. – CEO компании.
Андрей Гута – исполнительный директор, вице-президент.
Семье Гут принадлежит 80% акций (через HF Asset Management Limited), 20% в форме GDR (депозитарных расписок) с 2008 г. торгуются на Франкфуртской фондовой бирже.

Дмитрий Попинако, управляющий партнер консалтинговой компании Innoware:

– Позитивным для восприятия Мрии фактором является и то, что владелец компании не играет в политику. Также хочется отметить, что не так давно агрохолдинг создал новый банк – DV Bank. Это свидетельствует о том, что владельцы компании не боятся инвестировать в Украину.

Компания довольно быстро выросла и превратилась в корпорацию – такой темп повлек за собой проблемы роста. Например, заметно, что такой управленческий инструмент, как проектное управление, хоть и декларируется, но по факту отсутствует, процедуры в компании еще не достаточно хорошо отработаны и налажены. А решения, которые должны быть прерогативой линейных менеджеров, передаются вверх. Соответственно качество принимаемых решений и сроки страдают. Кроме того, мне показалось, что при подборе управленческого персонала предпочтение отдается специалистам из определенного региона, а именно из западной Украины. Нельзя сказать, что это плохо – это понятное и многим из нас присущее чувство землячества и некий кредит доверия тем людям, которые воспитаны в одной культуре. По моему мнению, лучших людей нужно искать везде. Сегодня, особенно учитывая темпы роста и амбиции, компании необходимо диверсифицироваться, а этого можно достичь за счет опыта и доступа к разным знаниям.

Украинская аграрная школа

Открыта в Тернополе в июле 2011 г. (создана в сотрудничестве с украинскими и международными экспертами). Главная цель инициативы – дать возможность выпускникам аграрных вузов и молодым специалистам лучше узнать современное сельское хозяйство и научиться применять теоретические знания на практике.

20 февраля 2012 г. состоялся первый выпуск студентов (20 человек; все они уже трудоустроены) и начато обучение второй группы (29 выпускников). Студенты второго набора были отобраны из числа 385 подавших заявки. Первым этапом было телефонное интервью, вторым – профессиональное тестирование, завершающим – собеседование. Несколько студентов зачислили как финалистов конкурсов «АгроПерспектива» и «Лучший агроном», которые проводила Мрія в 2011 г.

В то же время в ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса отмечают, что необходимость подготовки молодых специалистов рабочих специальностей для нужд современных агропредприятий – один из основных сдерживающих факторов развития аграрного производства. По данным агентства AgriJob, 51% компаний готовы взять выпускников вузов без опыта работы и обучать за свой счет (7% уже так делают).

Павел Бидак, аналитик Investment Capital Ukraine (ICU):

– В последние годы холдинг стремительно наращивал собственный земельный банк. Думаю, в ближайшие годы его рост продолжится на уровне 5-10 тыс. га в год. Но и существующий земельный банк не так-то просто контролировать и эффективно использовать. Кроме того, дальнейшее расширение, как и у всех компаний, зависит от наличия средств на покупку прав на аренду (в среднем $400 за 1 га) и приобретение необходимой техники (также $400 на 1 га) плюс рабочий капитал (расходы на засев 1 га составляют примерно $200). Правда, Мрія умудрилась купить в этом году землю по $1,5 тыс. за 1 га (для сравнения: в 2010 г. у компании были сделки по $239, в 2009-м – по $411). В агрохолдинге заверяют: такая высокая цена обусловлена тем, что приобретенная земля много лет использовалась для интенсивного выращивания сельскохозяйственных культур.

В качестве позитивного момента стоит выделить строительные проекты агрохолдинга, а именно собственных элеваторов – их никогда не бывает много. Даже если у компании отсутствует собственное зерно для их заполнения, услуги можно предоставить третьим сторонам. Логика этого бизнеса такова: хороший урожай предполагает низкие цены на зерновые и высокий спрос на элеваторы, которые хорошо зарабатывают. Низкий урожай ведет к низкой загрузке элеваторов, но цены на сельхозпродукцию в такие годы высоки, поэтому, если компания выращивает зерновые и владеет элеваторами, она никогда не прогадает.

Выращиваемый ею рапс пользуется большим спросом у поляков, использующих его для производства биотоплива. Сахарная свекла идет на подконтрольные И. Гуте заводы. На пшеницу и кукурузу всегда существует хороший экспортный спрос. Выращиваемый картофель – тоже хороший бизнес, поскольку немногие агрохолдинги им занимаются. И хотя в Украине картофеля производится больше, чем нужно, проблема в том, что почти весь он выращивается населением. А поскольку соответствующие мощности для хранения у сельских жителей отсутствуют, то к зиме все гниет. Мрія же, как и ее основной конкурент в этом сегменте Индустриальная молочная компания, владеет специальными складскими помещениями, что позволяет им обеим выходить на рынок в течение всего года и хорошо зарабатывать на продажах качественного картофеля в то время, когда наблюдается его нехватка.

Залишити відповідь