Столкновение противоречий

Но если на Западе прослеживается четкая тенденция роста средств юридических лиц на депозитных счетах банков, то в Украине с какими-то определенными тенденциями в этом смысле гораздо сложнее, а информация об уровне процентных ставок способна вызвать у любого западного финансиста когнитивный диссонанс.


 

Согласно статистике Национального банка Украины за первые восемь месяцев 2012 г. остатки денежных средств в целом по банковской системе снизились на 4,5%, или на 8 млрд. грн. Снижение наблюдалось как в гривне – 5% (6,1 млрд. грн,), так и в иностранной валюте – 3,4% (эквивалент 2 млрд. грн.). «Снижение объемов депозитов обусловлено двумя основными причинами», – объясняет Алексей Волчков, заместитель председателя правления по корпоративному бизнесу ПУМБа. Первой, по мнению эксперта, является замедление органического роста средств предприятий из-за низкой инфляции и снижения темпов роста ВВП.

В качестве второй причины он назвал низкий уровень кредитования, обусловленный ограниченной гривневой ликвидностью и ее высокой ценой, что заставляет компании тратить ранее накопленные ресурсы на поддержание темпов своего развития.

Среди валют депозитов бесспорным лидером в нашей стране по-прежнему остается гривня – валюта, в которой большинство корпоративных клиентов банков получают свою выручку. Что касается редких счастливчиков – обладателей валютной выручки, то они, по наблюдениям Юлии Полушкиной, менеджера ПроКредит Банка, отнюдь не торопятся с ней расставаться, скорее наоборот, стараются получить дополнительный доход и обезопасить себя от валютных колебаний, даже несмотря на то что ставки по таким депозитам в несколько раз ниже по сравнению с гривневыми.

Стоит отметить, что подобная ситуация характерна для банков любого размера – начиная от самых крупных и заканчивая мелкими. К примеру, в ПриватБанке, показавшем лучший результат в этом сегменте по итогам первого полугодия 2012 г. (свыше 24 млрд. грн), на вклады в гривне сегодня приходится 87% от общего объема депозитов корпоративных клиентов, 8% составляют депозиты в долларах США и только 5% – в евро. В структуре депозитного портфеля Идеи Банка (сейчас он входит в четвертую группу финучреждений по классификации НБУ) согласно информации его пресс-службы долгосрочные вклады в национальной валюте составляют 99,4%, что свидетельствует о минимизации валютного риска. Примечательно, что количество клиентов-юрлиц в этом банке за 2011-2012 гг. выросло почти вдвое, а их депозитный портфель за тот же период увеличился более чем на 200%.

Не секрет, что обычно излишки денежных средств в банках чаще всего размещают компании сектора финансовых услуг, предприятия государственной и коммунальной форм собственности, энергетические и сельскохозяйственные организации. Впрочем, в текущем году, как замечает Юлия Полушкина, появились клиенты из новых отраслей. По ее словам, в последнее время все чаще размещают депозиты предприятия сферы услуг, например, консалтинговые или IТ-компании. Как показывает практика Идеи Банка, если до 2012 г. в структуре его депозитного портфеля преобладали клиенты финансовой сферы – страховые, лизинговые компании и фирмы по управлению активами, то в этом году диверсификация портфеля состоялась за счет привлечения средств от предприятий пищевой промышленности, сферы торговли, СМИ, коллекторских организаций.

«В ПриватБанке в течение III квартала 2012 г. депозиты наиболее активно размещали сельхозпроизводители, предприятия оптовой и розничной торговли, компании по управлению недвижимым имуществом, а также профсоюзы и общественные неполитические организации», – говорит Александр Николенко, руководитель направления МСБ этого банка. Для представителей первых трех отраслей экономики спрос на депозитные вклады он объясняет сезонностью бизнеса этих компаний. «Для неприбыльных организаций депозит – основной источник дополнительного дохода. Арендодателям же он позволяет приумножить свои доходы», – разъясняет эксперт.

Анализируя изменения срочности депозитов юридических лиц, все опрошенные нами эксперты выделяют единую тенденцию к смещению сроков на более короткие. «Если в начале года средняя срочность депозитов составляла полтора-два месяца, то с июня начали преобладать очень короткие депозиты (сроком до 14-29 дней)», – подчеркивает Алексей Волчков. А в ПроКредит Банке сложившуюся ситуацию объясняют тем, что процентные ставки, в текущем году предлагаемые банками по краткосрочным депозитам (три-шесть месяцев), довольно высоки и незначительно отличаются от ставок по долгосрочным депозитным вкладам. Такое соотношение ставок отрицательно сказывается на привлекательности долгосрочных депозитов, и клиенты, ранее размещавшие их, сейчас предпочитают доверять свои средства банкам только на три-шесть месяцев.

Финансовые директора, безусловно, хотели бы понимать, когда на рынке депозитов юрлиц наметится более высокая определенность. Однако в год выборов в Верховную Раду банкиры крайне осторожны в своих прогнозах. Понятно, что ситуация может измениться, если будут устранены причины, сдерживающие развитие данного сегмента и банковской системы в целом. Но, как считает Алексей Волчков, это, скорее всего, произойдет не раньше следующего года.

Впрочем, некоторые банки, представленные в Украине, уже сейчас, составляя бюджеты на будущий финансовый год, планируют новые инициативы, нацеленные на развитие партнерских отношений с клиентами (в том числе и на более активное использование дистанционных каналов обслуживания), а также прорабатывают планы диверсификации своих депозитных портфелей. К примеру, ПриватБанк, реализовавший технологию онлайн-депозитов, позволяющую открывать счета в интернет-банке «Приват24» за пять минут (без посещения филиала или отделения), намерен и впредь развивать данное направление, поскольку уверен в том, что будущее банковской системы Украины за развитием дистанционных каналов обслуживания. В Идея Банке обещают и в дальнейшем направлять свои усилия на диверсификацию депозитного портфеля, а также совершенствование программ банка, которые учитывали бы все потребности представителей различных сфер бизнеса. Для этого здесь недавно приступили к созданию отдельного сайта Института региональных менеджеров по работе с юридическими лицами, что, по мнению руководства финучреждения, должно активизировать его позиции в регионах и сделать ближе к клиентам.

Сегментация клиентов  и областей бизнеса

Роман Левчун, заместитель начальника управления продаж продуктов корпоративного, среднего и малого бизнеса департамента корпоративного
бизнеса банка Киевская Русь:

– Если говорить о депозитах для юридических лиц, то изменение клиентской базы по этим продуктам зависит от возможностей банка оперативно выявлять наиболее значимых и привлекательных клиентов согласно отраслям экономики, а также субъектов корпоративного и потребительского рынков, микросегментации их текущего состояния и влияния финансово-экономических показателей на реали­зацию поставленных банком целей.

При сегментации новых областей бизнеса нельзя прогнозировать и полагаться на текущий опыт и характеристики уже существующего. Необходимо учитывать то, что мировая инфляция значительно снижает обоснованность и надежность финансовых прогнозов. Нужно оперативно определять точки, в которых операционные и финансовые риски и возможности конкурента слабее его положения на рынке. Следовательно, конкурент, вероятно, потеряет долю на нем, если не усилит свою позицию за счет дальнейшей стратегии.

Залишити відповідь