Голодный «кормилец»

«Донбасс кормит Украину». Этот краткий, но емкий тезис был очень популярен у донецкой и луганской номенклатуры как в советские, так и в постсоветские времена. А потому неудивительно, что с началом в Киеве «оранжевой революции» «элита» Донбасса решила повлиять на ситуацию, использовав привычный, но «веский» аргумент: мол, если Донбасс перестанет перечислять доходы в госбюджет, то дотационные регионы Западной Украины начнут умирать от бедности.

Впрочем, расчеты и выводы экспертов позволяют опровергнуть данный тезис. И более того, утверждать, что автономному или тем более независимому Донбассу без поддержки Киева будет тяжело прокормить даже себя самого. Так, если все территориально-административные единицы региона перестанут перечислять и получать суммы в виде межбюджетных трансфертов, то Донецкая область действительно сэкономит (исходя из расчетов этого года) 14,7 млн. грн. Зато Луганская, будучи областью-реципиентом, не получит дотации из госбюджета на сумму 87,7 млн. грн. (по расчетам 2004 г.). Т. е. сальдо получается уже негативным. Дальше – больше. В Украине все районные и городские бюджеты осуществляют межбюджетные трансферты с государством напрямую, а не через область. (Кстати, это новшество ввел премьер-министр Виктор Ющенко, и оно пришлось по душе руководству городов и районов, ведь теперь они стали меньше зависеть в финансовом плане от областного руководства.) Для удобства будем учитывать лишь те бюджеты региона, которые отдают (получают) в (из) госбюджет(а) более 10 млн. грн. Таких больших «доноров» у региона лишь три, и все они находятся в Донецкой области – Мариуполь, Донецк и Краматорск. Зато больших «реципиентов» аж 15, самый крупный из которых – город Макеевка, на покрытие дефицита городского бюджета которого государство в этом году выделяет 40,9 млн. грн. Средства, поступающие из бюджетов Донбасса по межбюджетным трансфертам в госбюджет, составляют 171,8 млн. грн. (для сравнения: Киев в этом году должен отдать в госбюджет 564,8 млн. грн.). А вот общая сумма дотаций, полученных местными бюджетами из госбюджета, составит 332,1 млн. грн.

Правда, система межбюджетных трансфертов не учитывает объем налогов, которые Государственная налоговая администрация собирает напрямую в госбюджет (прежде всего НДС, налог на прибыль предприятий, некоторые виды акцизов). В этом году налоговики Луганской и Донецкой областей мобилизуют в госбюджет чуть более 4 млрд. грн. (т. е. около 10% общих налоговых поступлений госбюджета). В то же время именно Луганской и Донецкой областям в нынешнем году достанется львиная доля расходов госбюджета в рамках правительственной программы «Уголь Украины», общая сумма расходов которой, согласно ст. 34 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 г.», в 2004 г. составит 4,21 млрд. грн. Четверть из этой суммы пойдет на переоснащение устаревшего оборудования луганских и донецких шахт. Часть средств региону достанется и по другим правительственным программам (скажем, «Зерно Украины» или «Оборона»). Еще 845 млн. грн. Донбасс получит в виде дотаций и субвенций на всевозможные социальные расходы (начиная от льгот ветеранам и заканчивая обеспечением углем неимущих). Солидные средства на социально-шахтерские нужды идут также из внебюджетных фондов. Так, только из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в текущем году регион получит 89,4 млн. грн. на создание новых рабочих мест для шахтеров, уволенных в связи с закрытием шахт. На управление областями две облгосадминистрации в сумме получат в 2004 г. 62,6 млн. грн.

Независимому Донбассу пришлось бы в одиночку решать и проблему задолженностей. Прежде всего – долгов по зарплате. А ведь обе области – лидеры по объему невыплаченной зарплаты – 47,8% общего долга по зарплате в Украине приходится именно на них. Аналогичная ситуация с дебиторской (61,6 млрд. грн.) и кредиторской (79,8 млрд. грн.) задолженностями (около 20% общего объема задолженностей украинских предприятий). Долг по возмещению налога на добавленную стоимость превышает годовой объем собираемого НДС. К тому же сейчас ряд предприятий Донбасса работают в довольно тепличных условиях – на территории региона действуют две свободные экономические зоны («Донецк» и «Азов») и 36 территорий приоритетного развития. Они платят в госбюджет значительно меньше средств, чем их коллеги из смежных областей.

Ко всему прочему, Донецкой и Луганской областям пришлось бы самим решать и проблему нерентабельности угольных шахт. Учитывая, что в Украине сейчас лишь шесть шахт приносят прибыль, а, начиная с 1995 г., по стране их было закрыто более сотни, причем свыше 50 – в Донецкой области, то это задача не из легких. Нужно будет либо ежегодно дотировать убыточные угольные предприятия, либо закрывать шахты, думая, чем занять пару сотен тысяч человек. Кроме того, Донбасс – один из наиболее «пенсионных» регионов страны. Так, по прогнозам донецких аналитических центров, в 2005 г. на одного пенсионера в Донецкой области приходится лишь 1,2 работающих, а к 2010 г. это соотношение уменьшится до 1,1. Иными словами, пенсионная нагрузка на экономику региона очень сильная, особенно учитывая то, что среди пенсионеров много бывших шахтеров, получавших вполне пристойную зарплату, а также более ранний возраст выхода шахтеров на пенсию.

Исходя из вышеупомянутых экономических показателей Донбассу в одиночку существовать будет очень сложно. А вот в отношении так называемой Юго-Восточной Украинской Республики прогноз противоположный. К примеру, по показателям межбюджетных трансфертов, у этого макрорегиона сальдо явно позитивное. По другим показателям ситуация также лучше, чем в Донбассе. В целом эксперты считают, что главный экономический потенциал Украины сосредоточен в Киеве, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской и Одесской областях.

Кто будет кормить Украину?

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:

  • Если бы Украина потеряла Донбасс, это негативно повлияло бы на экономику. Поскольку Донбасс – регион, производящий наибольшую среди областей добавочную стоимость. Связано это с тем, что сейчас украинская экономика проходит этап реиндустриализации. Но такой негатив был бы очень недолгим. Дальше будет развиваться тяжелое машиностроение, затем – точное машиностроение, химическое производство, придет пора высокотехнологичных отраслей и информационных технологий. И на каждом из этих этапов разные отрасли и разные регионы будут становиться основными «кормильцами» Украины. В ближайшее время и доля Донбасса в ВВП, и доходы Донецкой области будут уменьшаться. Во всем мире регионы, где добывается уголь и производится металл, – это бедные регионы. Поскольку их продукция – продукция вчерашнего дня. Уже сейчас при активном развитии машиностроения на первое место выходят Харьков и Днепропетровск, чуть отстает от них Одесса.

Александр Дергачев, политолог-экономист:

  • Перспектива экономического развития Украины лежит не в экспорте и не в топливно-энергетическом комплексе, а прежде всего в развитии современных технологий. Например, в аэрокосмической отрасли, ВПК. Кстати, в этом плане есть что предъявить Харькову.

Действительно, сейчас Донецк имеет высокий уровень среднестатистических доходов. Однако имеются очень глубокие социальные проблемы: «лежащие» поселки, безработица, отсутствие реальных капиталовложений. Видимые экономические успехи Донбасса – это результат того, что здесь сконцентрированы в огромной степени всевозможные льготы, в т. ч. и благодаря экономическим зонам. И если поставить все регионы в равные условия, то станет понятно, что Донбасс – это лишь отсталый угольный район.

Анна Антоньева, народный депутат, почетный президент концерна «Артемида»:

  • Сами украинцы. Мы работаем, мы экономически едины. И никому невыгодно разрывать уже налаженные экономические цепочки. Максимальное «разделение», которое может произойти в данной ситуации, – лишь незначительное увеличение определенных политических и экономических полномочий очень немногих регионов, прежде всего Крыма. Возможно усиление и представительства регионов в центре. Исходя из этих положений мы и будем искать основу для политического компромисса.

Виктор Веретенников, народный депутат, почетный президент комбината «Злагода»:

  • Мы сами себя будем кормить – восток, запад, центр, юг – все вместе. Свой вклад в развитие экономики будут гармонично вносить и горно-металлургический, и химический, и пищевой комплексы. Я сам из Днепропетровска, и мои избиратели даже слышать не хотят ни об отделении, ни об автономии. Этого хотят лишь те губернаторы, которые теряют политическую почву под ногами и потому желают вовлечь в эти безумные игры народ.

Александр Фельдман, народный депутат, почетный президент концерна «АВЭК»:

  • Сегодняшняя динамика роста в отраслях свидетельствует о том, что уже в ближайшее десятилетие большую часть ВВП будет давать машиностроение. Особенно машиностроение Харьковщины, являющееся лидером по уровню развития этой отрасли в Украине. Прежде всего речь идет о турбогенерирующем оборудовании («Турбоатом»), авиастроении (Харьковское государственное авиационное предприятие), о создании уникальных систем управления связи, топливных, гидравлических и контактных систем для авиакосмической промышленности, аналоги которых производят лишь в США.

Залишити відповідь